Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
с использование ИКТ «Как хлеб растет»
Задачи:
Образовательные: Формировать представлений детей о процессе выращивания хлеба. Дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола.
Развивающие: Активизировать внимание и память, развивать логическое мышление (учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщение)
Воспитательные: Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Оборудование:
Демонстрационный материал: презентация, музыкальное сопровождение
Раздаточный материал: карточки для игры «Выбери нужное», иллюстрации из серии «как наши предки выращивали хлеб», тарелочки с пшеницей, тарелочки с мукой, готовое тесто.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках полукругом перед экраном.
Воспитатель — Ребята, я сейчас вам прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите о чём оно?
Зёрнышко
Я - зёрнышко пшеничное -
Из колоска созревшего
На землю упаду,
Весною прорасту.
Пусть дождик поливает,
Пусть солнце согревает.
Расточками зелёными
Я к небу потянусь
И в поле золотистом
В пшеничку превращусь.
Страда придёт осенняя,
Меня, пшеничку зрелую,
Комбайн соберёт,
На мельницу свезёт.
Мукой я белой стану,
В пекарню попаду,
Румяным караваем
На стол я к вам приду!
Дети: о зёрнышке, о колоске, о дождике и солнышке, о том как зёрнышко превращается в росток, о муке, о каравае, о хлебе и т.д. (Слайд №1)
- А что вы знаете о хлебе?
Дети: Хлеб — это продукт, хлеб продают в магазине, хлеб бывает белый и чёрный.
Воспитатель: Хлеб один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Ведь недаром говорят: «Земля матушка, а хлеб батюшка».
А какие пословицы о хлебе вы знаете? (Слайд №2)
Дети:
«Хлеб - всему голова»;
«Плох обед, когда хлеба нет»;
«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска»;
«Не в пору обед, когда хлеба нет»;
«Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке».
Воспитатель: У вас на столах картинки; рассмотрите их, расскажите о том, что на них изображено.
Дети рассматривают иллюстрации о том, как люди в старину выращивали хлеб.
Воспитатель: Это сейчас у людей много машин - помощников у них: комбайны, сеялки, трактора. А раньше хлеб выращивали вручную, и труд крестьян был очень тяжел. Хлеб необходим для жизни людей — больших и маленьких. Его покупают в магазине или пекут дома, едят каждый день: с супом, борщом, щами; делают бутерброды с сыром, ветчиной, колбасой и ниш др. Хлеб выпекают в пекарнях и каждое утро развозят по магазинам. Прежде чем он туда попадает, многие люди долго работают.
А сейчас смотрите на волшебный экран и слушайте внимательно. (Слайд №3)
- Кто мне подскажет, как называются люди, которые выращивают хлеб?
Дети: хлеборобы
Воспитатель — Правильно, всех людей, кто выращивает хлеб, называют хлеборобами.
- Скажите, пожалуйста для того, чтобы подготовить землю под будущий урожай, что делает хлебороб?
Дети: - копает землю, рвёт траву... (поле большое, наверно, какие-то машины это делают?)
Воспитатель: Трактор вспахивает землю, к ним прицеплены плуги.
А кто работает на тракторе? (Слайд №4)
Дети: Тракторист.
Воспитатель: Вот мы вспахали землю, комья большие, крупные, а зёрнышки маленькие, им неуютно там будет. Что нужно сделать с землёй?
Дети: Разбить комки, рыхлить...
Воспитатель: Землю рыхлят бороной, а потом сеют зерно.(Слайд №5)
Ребята, а сейчас давайте вспомним наше наблюдение за ростом пшеничного зерна и поиграем.
Игра « Выбери нужное» Из предложенных картинок дети выбирают те, которые необходимы для роста зёрнышка.
- А сейчас мы с вами превратимся в маленькие зёрнышки. Вставайте в круг.
Физкультминутка:
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зёрнышко -
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает-
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Присаживайтесь. Вот наши зёрнышки превратились в колоски, а колоски созрели. А как хлеборобам узнать, что пора убирать урожай? Каким становится поле? (Слайд №6)
Дети: жёлтое, золотое, спелое, сухое, колосистое и т.д.
Воспитатель: Правильно, пора хлеборобам убирать урожай. А какие машины помогают в этом?
Дети: комбайн (Слайд №7)
Воспитатель: А кто управляет комбайном? Правильно, это комбайнёр.
Он идёт - волну сечёт,
Из трубы зерно течёт.
А что рядом с комбайном едет? Машина. Кто управляет машиной? Шофёр.
Давайте представим, что мы с вами на машине везём зерно на элеватор.
(Слайд №8)
Зрительная гимнастика.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
Воспитатель Ребята, а как вы думаете, из зерна уже можно испечь хлеб?
Почему? А из чего можно?
Дети …
Воспитатель: Нужно зерно перемолоть, превратить его в муку. А где это можно сделать? На мельнице. А кто работает на мельнице? (Слайд №9)
Дети: Мельник.
Воспитатель: Дети, на столах у вас тарелочки с мукой. Потрогайте муку и скажите, какая она?
Ответы детей
Воспитатель: Как вы думаете, куда с мельницы отправляют муку?
Дети: в пекарню и в магазин. (Слайд №10)
Воспитатель: Да. Пекарь замесит тесто, и что он испечёт?
Дети: хлеб, булочки, батоны, баранки, пироги, сушки, крендельки и т.д.
(Слайд №11)
Воспитатель: Ребята, давайте, и мы с вами превратимся в пекарей, хотите?
Тогда проходите к столу.
Мы с вами приготовили волшебное тесто, из которого приготовим пирожки в наш игрушечный магазин.
Возьмите кусок теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и раскатайте шарик. Положите на дощечку, приплюсните, растяните его пальцами, чтобы получилась лепёшка, подравняйте края. Возьмите формочку и выдавите фигурку. Положим на противень и отнесём сушиться.
Воспитатель: Молодцы ребята, славно мы сегодня потрудились. Вот только незадача, у меня есть коробочка, в которую я собираю остатки и крошки хлеба после завтрака, обеда, и полдника. Подскажите, что мне с ними сделать? Может быть выбросить?
Дети: Нет. Хлеб нельзя выбрасывать. Его нужно беречь, а остатки и крошки мы скормим птичкам на прогулке.
Рефлексия: дети рассказывают, что нового они узнали на занятии.