Конспект
итоговой ООД по ОО ФЭМП для детей средней группы
Тема: «Пиратские приключения»
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.
Программные задачи:
Образовательные:
совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте);
закреплять умение различать и называть геометрические фигуры; упражнять в составлении образа предмета из геометрических фигур; собирать целое из частей;
закрепить знание цифр от 1 до 5;
закрепить умение сравнивать количество предметов в двух группах и устанавливать равенство между ними;
закреплять умение считать до 5, пользуясь правильными приемами счета: называть числительное по порядку, соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы, относить последнее числительное ко всем перечисленным предметам;
Развивающие:
развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, вправо-влево);
Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, логическое мышление, память, умение анализировать, делать выводы, умозаключения;
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность и инициативу при выполнении учебно-игровых заданий;
Воспитывать желание сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
Воспитывать интерес к занятиям математикой.
Форма обучения: сюрпризный момент, подвижная игра, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, дидактические игры.
Средства обучения:
Демонстрационный материал: костюм пирата, серия картинок («Пиратский корабль», «Девушка-пират», «Капитан Крюк»); свиток с прописанными в нем заданиями; сундучок с шоколадными монетами; замок и 5 ключей к нему; магнитные доски; набор демонстрационного материала к заданию «Величина предметов»; картинка и набор геометрических фигур для создания образа корабля; набор цифр от 1 до 5; демонстрационный лист для выполнения задания «Сокровища Капитана Крюка», карандаш; демонстрационный материал к заданию «Сравнение групп предметов»; опорные таблицы; атрибуты для украшения группы.
Раздаточный материал: набор геометрических фигур; набор цифр от 1 до 5; по 5 изображений пиратов и пиратских карт, полоска; лист с заданием «Сокровища Капитана Крюка», карандаш.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Джек и пираты Нетландии», счет в пределах пяти, дидактические игры с геометрическими фигурами, «Длинный-короткий», «Узкий-широкий» и др.
Дети сидят на паласе, в группу вбегает Пиратка Леди Энн.
Леди Энн: Ио-хо-хо, ребята!!! Меня зовут Леди Энн! Вы знаете, кто я?
Дети: Да, пират!
Леди Энн: Да, вы правильно догадались! Я очень давно хотела познакомится с такими дружными и веселыми ребятами! Пересекла множество морей и океанов на своей Жемчужине, чтобы поскорее с вами познакомится и показать свои пиратские сокровища! Но случилась беда…. Злой Капитан Крюк все время пытается мне навредить. И тут без него не обошлось!!! Он закрыл мой сундучок на замок и сказал, что я ни за что не догадаюсь, какой ключ подойдет к замку! Ведь ключей то он мне показал целых пять!!!!! А потом еще и спрятал их все!!!! И чтобы мне их найти нужно выполнять сложные задания! (показывает свиток) Вот здесь он мне все изложил. Я очень боюсь не справится в одиночку! Вы не согласитесь мне помочь???
Дети: Да! Мы поможем!
Леди Энн: Вот и отлично! Вы очень добрые и смелые! Помните ребята, ключи искать не просто, вас ждут испытания и трудности: нужно быть очень внимательными. Готовы?
Дети: Да!
Леди Энн: Я уверена, что с вашей помощью я со всеми заданиями справлюсь и мы найдем все 5 ключиков! Пора отправляться в путь! Я предлагаю вам поплыть к Острову, где Капитан Крюк спрятал ключи, на моей Жемчужине!
Поднимаем якоря,
Отправляемся в моря!
Мы бесстрашные ребята!
Потому что мы - пираты! Йо-хо-хо!
Игра «На корабле»
Лево-руля (дети бегут влево)
Право-руля (дети бегут вправо)
Нос-вперёд (дети делают 3 шага вперёд)
Корма-назад (дети делают 3 шага назад)
Поднять паруса (руки вверх, помахать ими)
Драить палубу (как будто моют шваброй палубу)
Пушечное ядро (приседают).
Леди Энн: Это капитан Крюк пытается нам помешать! Но мы уже прибыли на остров! Давайте приготовимся, проходите за столы. Садитесь, спинки держим ровно, ножки убрали под стол. Ребята, кто мне напомнит, сколько ключей спрятал Капитан Крюк?
Дети: Пять ключей!
Леди Энн: Наверное, за каждое выполненное задание мы получим один ключ. А вот, вероятно, и первое задание…. (сверяет со свитком). Да! Капитан Крюк совсем запутался и просит нас пояснить все, что здесь изображено. Посмотрите, кого вы видите на этой картинке?
Дети: Жирафа и черепаху.
Леди Энн: Давайте все здесь все осмотрим. Звери решили попасть на остров к подружке обезьянке.
Скажите, что дальше расположено остров или звери? (остров)
Кто выше: жираф или черепаха? (жираф)
По какой дорожке идет жираф: по короткой или длинной? (по длинной)
По какой дорожке идет черепаха? (по короткой)
По какому мосту пойдет жираф? (по широкому)
По какому мосту пойдет черепаха? (по узкому)
Леди Энн: Давайте рассмотрим, что же у нас на острове.
Где растут пальмы? (НА острове)
Где сидит обезьянка? (ПОД пальмой)
Солнце где расположено? (НАД пальмами)
Леди Энн: Какие же вы молодцы! Как ловко справились с заданием! А вот и первый ключ (показывает первый ключ). Как здорово! Не устали еще? Давайте продолжать, ведь так хочется скорее показать вам мои сокровища!
(Смотрит свиток) Капитан Крюк говорит, что он вредный от того, что у него нет красивого корабля. И ему очень хотелось бы иметь вот такой корабль. (показ картинки). Корабль этот необычный. Посмотрите, из чего он состоит?
Дети: Из геометрических фигур
Леди Энн: Совершенно верно! Давайте назовем все геометрические фигуры, которые здесь есть. Из каких фигур состоит корпус судна корабля?
Дети: Из двух зеленых треугольников и одного синего квадрата
Леди Энн: Умнички! Парус корабля – это…
Дети: Белый треугольник
Леди Энн: Флаг корабля на какую фигуру похож?
Дети: На прямоугольник
Леди Энн: Какого он цвета?
Дети: Красного
Леди Энн: Иллюминатор какой формы и цвета?
Дети: Желтый круг
Леди Энн: Умнички, все правильно описали. А теперь давайте построим такие корабли Капитану Крюку, может от того, что мы их соорудим много, он станет добрым. У вас на столах есть необходимые геометрические фигуры. Разложите их перед собой и приступайте к «строительству»!
Дети самостоятельно выполняют задания, опираясь на образец. Один ребенок строит у доски. Воспитатель оказывает помощь детям, которые испытывают затруднения, следит за осанкой.
Леди Энн: Спасибо вам, ребята! Посмотрите, мы получили еще один ключик! Ребята, вы такие молодцы! А чтобы получить третий ключ нужно выполнить следующее задание. Капитан Крюк совсем не знает цифр и поэтому не умеет считать. А вы знаете цифры? Правда знаете? Тогда давайте поиграем вот в такую игру. Я буду вам загадывать загадки про цифры, а вы их постараетесь отгадать. Будьте очень внимательны!
Загадывает загадки, и на каждую отгадку просит детей найти у себя такую цифру, параллельно выставляя в ряд все отгаданные цифры на доске.
Высока, как палочка,
И с хвостиком большим,
Всегда повсюду первая —
Циферка ….
(Один)
Светит солнце, пруд цветет,
Лебедь по нему плывет,
Ближе он подплыл едва —
Оказалась цифра …
(Два)
На руке малышка Лена
Любит считать пальчики!
У нее, на удивленье,
Каждый раз выходит …
(Пять)
Вслед за двойкой, подскажи —
Разместилась цифра…
(Три)
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у вас в квартире
Стал он цифрою …
(Четыре)
Леди Энн: Все загадки отгадали…Только, мне кажется, здесь что-то не так… Все цифры на своих местах, ребята?
Дети: Нет, цифры «пять» и «три» нужно поменять местами.
Леди Энн: Какие вы внимательные! Капитану Крюку так понравилось, как вы отгадывали загадки, что он решил отдать нам третий ключ. (показывает ключ).
А вы представляете, Капитан Крюк, совсем не умеет делать зарядку. А ведь без зарядки плавать на корабле тяжело… Давайте мы покажем ему веселые упражнения, чтобы он не уставал так сильно. И сами отдохнем и повеселимся!
Физкультминутка «Пиратская»
Встали прямо, потянулись
И друг другу улыбнулись!
Не беда, что места мало,
(махнуть рукой)
Разомнемся для начала:
(руки на поясе, повороты туловищем вправо-влево)
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
По коленкам бьем ладошкой,
Прыгаем на правой ножке
И на левой непременно…
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала еще раз…
Леди Энн: Хорошо повеселились! Садитесь тихонечко на свои места, ножки вместе, спинку держим прямо. Капитан Крюк уже понял, что вы очень умные ребята… Цифры знаете, наверняка и считать умеете. И просит он пересчитать его пиратскую команду. Итак, в команде Крюка было пять пиратов. (Просит одного ребенка построить «на палубе» (доске) пять пиратов в ряд. Напоминает, что выкладывать начинаем слева направо. Остальные дети проделывают это же за столами.) И каждый хотел иметь настоящую пиратскую карту, чтобы найти по ней клад. Но было их всего четыре. (Другой ребенок выкладывает под изображениями пиратов изображения пиратских карт. Дети выкладывают на нижнюю полоску 4 карты). Давайте еще раз повторим, сколько было пиратов? А сколько было карт? Одинаковое количество пиратов и карт? Как сделать так, чтобы их стало поровну? (Ответы детей). Какие же вы молодцы!!!! У вас все отлично получилось! Капитан Крюк отдал нам и четвертый ключ! Вот он! (показ ключа)
И вот у нас осталось последнее задание. Нужно пересчитать все богатства Капитана. Сложное задание. У вас на столах лежат листочки, на которых изображены все его сокровища. Их нужно пересчитать и получившиеся ответы соединить с цифрами.
Только перед таким сложным заданием давайте разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Пираты и канаты»
Пришли пираты,
(указательными и средними пальцами обоих рук «шагают» по столу)
Нашли канаты.
(согнутыми пальцами «вытягивают» канат горизонтально столу)
По канату лезут вверх
Выше, выше, выше всех.
(сжимают и разжимают пальцы, переставляя руки вертикально вверх)
Пираты устали, плюх и упали.
(опустить разжатые ладони на стол)
Канаты висят,
(поводить ладонями из стороны в сторону)
Пираты спят.
(подложить ладошки под щеки)
Дети выполняют задание, воспитатель объясняет и выполняет вместе с ними.
Леди Энн: Ура!!! Йо-хо-хо!!!! В свитке больше нет заданий!!!! Значит у нас есть все ключи!!! Давайте их посчитаем. Все ли 5 ключей мы добыли? (считают вместе). Ребята, а ключи одинаковые или разные? (ответы детей). Но как же теперь понять, какой ключ подойдет к сундучку…. Постойте, здесь еще кое-что написано… (смотрит свиток) Ах, хитрый Крюк…. Нам не подойдет ключ, который стоит по счету пятым (считают и убирают его). Нам не подойдет ключ, который по счету стоит третьим. (считают и убирают его). Нам не подойдет самый большой ключ (находят и убирают его). Нам не подойдет зеленый ключ (убирают его). Вот он, наш ключ!!! Ура!!! (открывает замок, показывает золотые монеты). Ребята, вы мне так помогли сегодня, спасибо вам!!!! Я так счастлива, что хочу разделись с вами мои сокровища!!!!! Но перед этим, расскажите, мне, пожалуйста в каких приключениях вы сегодня участвовали? (Дети при помощи воспитателя и опорной таблицы вспоминают, какие задания они выполняли, после этого раздает каждому по одной шоколадной монете)
Рефлексия:
Леди Энн: А вам понравилось приключение? Кому оно понравилось, скажите «Йо-хо-хо», как настоящие пираты, и поднимите руку вверх, а кому не понравилось и может быть, было сложно, скажите «Ух-ух-ух и опустите голову вниз»
Пора вам ребята, отправляться в ваш детский сад! Я вас подброшу на своей Жемчужине! Все на судно!!!
Игра «На корабле»
Лево-руля (дети бегут влево)
Право-руля (дети бегут вправо)
Нос-вперёд (дети делают 3 шага вперёд)
Корма-назад (дети делают 3 шага назад)
Поднять паруса (руки вверх, помахать ими)
Драить палубу (как будто моют шваброй палубу)
Леди Энн: Ну вот! Пока вы драили палубу, мы и доплыли! Спасибо вам, ребята!!! Мне нужно плыть дальше! Но я буду по вам скучать и обязательно еще к вам вернусь!!!
Прощается, уходит.