СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к открытому уроку "Виды теплопередачи"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по теме "Виды теплопередачи"

Просмотр содержимого документа
«Конспект к открытому уроку "Виды теплопередачи"»

Конспект открытого урока по физике. 8 класс.

Тема урока: «Виды теплопередачи»

Учитель МОБУ «СОШ п.Сурок» Бурдакова Кристина Игоревна

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление

  5. Домашнее задание

Цель урока:

  • сформулировать знания о трех видах теплопередачи

  • научить объяснять тепловые явления на основании молекулярно-кинетической теории строения вещества;

  • продолжить формирование логического мышления, умения находить объяснения природных явлений, оценивать ситуацию и применять к наблюдаемым явлениям изученные законы;

  • воспитать внимание учащихся, наблюдательность, интерес к изучению физики и понимание необходимости знаний для правильного понимания явлений в окружающем нас мире


Оборудование и оснащение урока:

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Мультимедийный экран.

4. Для опыта № 1: спиртовка со спиртом, спички, пластина из меди и стали, кнопки, штатив с лапкой и муфтой, предметный столик.

6. Для опыта № 2: лампа накаливания, бумажная вертушка.

7. Для опыта №4:стакан с горячей водой, несколько ложек.

8. .Для опыта №5:

9. Раздаточный материал (на каждом столе учащихся): таблицы «Температура плавления некоторых веществ» и «Температура кипения некоторых веществ».

Ход урока:

1. Организационный момент: (2 минуты)

- проверка наличия учащихся в классе;

- напоминание ТБ работы в кабинете;

- сообщение темы и задач урока.


2.Проверка домашнего задания.

Учитель: «Давайте повторим, что такое внутренняя энергия?»

Ответ: «Внутренняя энергия – это кинетическая энергия всех молекул, из которых состоит тело, и потенциальная энергия их взаимодействия».

Учитель: «Какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела?»

Ответ: «Внутреннюю энергию тела можно изменить двумя способами: совершая механическую работу или теплопередачей».

Учитель: «Об изменении внутренней энергии тела путем совершения работы над телом можно судить по опыту, проделанному вами дома».


К доске выходит ученик, выполнявший домашнее задание №1, рассказывает о проделанном опыте, делает вывод: «Проволока постепенно проходит через лед. Над ней куски льда снова смерзаются, и брусок остается целым. Под давлением проволоки происходит таяние льда. Процесс таяния связан с поглощением теплоты, которая отнимается от окружающей среды, в том числе от воды над проволокой. В итоге вода над проволокой замерзает». Учитель: «Что происходит с объемом тела при его нагревании и остывании?» Ученик: «При нагревании тела его объем увеличивается, а при остывании - уменьшается». Учитель: «Ребята, кто из вас желает рассказать про выполнение задания? Что вы наблюдали и какой вывод из опыта сделали?» Ученик выходит к доске, рассказывает о проделанном опыте и делает вывод:

3. Изучение нового материала

Учитель: Итак, отгадаем ребус и увидим какие виды теплопроводности существуют.

Ответ: «1. Теплопроводность, 2. Конвекция, 3. Излучение»

Учитель: «Познакомимся с каждым из видов поподробнее»

Теплопроводность - явление передачи внутренней энергии от одной части тела к другой или от одного тела к другому при их непосредственном контакте. (Запишите в тетрадь) Примером теплопроводности служит - нагревание ложки в горячем чае. Приведите свои примеры.

Демонстрация опыта №1: медный и стальной стержень с кнопками на пластилине нагреваем в середине. Учитель: Что будет происходить? Как передается тепло? Меняется форма стержня?

Вывод: Теплопроводность разных веществ различна.

Теплопроводность (у металлов – хорошая; у жидкостей и газов– мала; в вакууме – почти нет)

Особенности:

► в твердых телах, жидкостях и газах;

►само вещество не переносится;

►приводит к выравниванию температуры тела;

►разные тела – разная теплопроводность.

Учитель: Вывод и особенности записываем в тетрадь.

Конвекция. Демонстрация опыта №2: включенная лампа накаливания, сверху к которой подносят бумажную вертушку. Учитель: Почему бумага шевелится? В результате обсуждения – вывод: нагретый воздух поднимается вверх и шевелит бумагу.

Конвекция – перенос энергии самими струями жидкости или газа. Различают два вида конвекции: естественную (нагревание воздуха в комнате) и вынужденную (перемешивание жидкости ложкой).

Учитель: запишем определение и виды конвекции и особенности.

Особенности:

►возникает в жидкостях и газах, невозможна в твердых телах и вакууме;

►само вещество переносится;

►нагревать вещества нужно снизу.

Излучение - это теплообмен, при котором энергия переносится электромагнитными лучами.

Особенности:

►происходит в любом веществе;

►чем выше температура тела, тем интенсивнее излучение;

►происходит в вакууме;

►темные тела лучше поглощают излучение, чем светлые и лучше излучают.

Учитель: запишем определение и особенности излучения.

Теперь мы с вами можем ответить на вопрос: “Почему в жаркий солнечный летний день мы надеваем легкую и светлую одежду, закрываем голову светлой шляпой, панамой.?”

Ответ: Одежда светлого цвета меньше нагревается в жаркий солнечный летний день, и нам не так жарко.

4. Закрепление изученного материала.

А теперь отгадаем кроссворд.

Вопросы:

1. Величина, от которой зависит интенсивность излучения. (температура)

2. Вид теплопроводности, который может осуществляться в полном вакууме. (излучение)

3. Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом. (теплопередача)

4. Основной источник энергии на Земле. (Солнце)

5. Смесь газов. Обладает плохой теплопроводностью. (воздух)

6. Процесс превращения одного вида энергии в другой. (работа)

7. Металл, имеющий самую хорошую теплопроводность. (серебро)

8. Разряженный газ. (вакуум)

9. Величина, обладающая свойством сохранения. (энергия)

10. вид теплопередачи, который сопровождается переносом вещества. (конвекция)

5. Домашнее задание

§ 4-6 пересказ, ответить на вопросы после параграфов.

Подготовить доклад по желанию:

  1. «Значение видов теплопередачи в авиации и при полетах в космос»

  2. «Виды теплопередачи в быту»

  3. «Теплопередача в атмосфере»

  4. «Учет и использование видов теплопередачи в сельском хозяйстве»