Страны Западной Европы в конце 19в. Германская империя: борьба за место под солнцем.
-изучить предпосылки быстрого развития Пруссии, установить круг лиц, повлиявших на развитие страны, основные черты экономики новой империи; развивать память, мышление, логику, умение анализировать исторические события, связно высказывать свои мысли, воображение;
1.Новая Пруссия.
2.Экономическое развитие страны.
3.Новые черты в экономике.
4.Борьба власти с оппозицией.
5."Новый курс" Вильгельма II.
Ход урока:
1.Оргмомент.
Опрос д/з.Назовите даты франко-прусской войны……………….
Парижской коммуны?.................................
После франко-прусской войны и Парижской коммуны Западная Европа почти 40 лет не знала кровопролитных войн и революций. Улучшилась жизнь людей, возникло понимание необходимости демократии и политического равенства… казалось, миру ничего не грозит…
Какие вопросы себе поставим на сегодняшний урок?.....
(Как развивалось индустриальное общество в последней трети 19 века? Каких успехов достигло и какие противоречия породило?)
2.Изучение Н/М Новая Германия.
Когда была провозглашена Германская империя? ……(1871)
Кто провел объединение Германии?...................
Какие слои населения были заинтересованы в объединении страны?...........(буржуазия)
Итак, Бисмарк добился объединения Германии, хотя .то было целью либеральной буржуазии. В новое государство входили 22 монархии и 3 вольных города - Гамбург, Бремен и Любек. Пруссия занимала 2/3 территории (60% населения). Ее территория и армия обеспечили Пруссии руководящую роль в государстве.
Политическое устройство соответствовало политическим взглядам Бисмарка и прусского юнкерства (помещиков). Бисмарк не был сторонником западной демократии…Лютеранство, которое исповедовало большинство немцев, призывало к покорности властям.
В 1871г. – рейхстаг принимает Конституцию, закреплявшую руководящую роль Пруссии в империи. Императором Германской империи мог быть только прусский король.
Каковы были полномочия императора? …………..см.с.170……………………
Каковы были полномочия канцлера?.......................см.с.170…………………..
Каково было устройство парламента?...............см.с.170…………………….
Права рейхстага были ограничены. В его состав входили представители многих партий, между ними существовало много разногласий, да и многие государи противились объединению. Поэтому Бисмарку было трудно управлять парламентом.
1871-1978гг – время активного обустройства жизни в новых условиях: создавались единое управление ж/д, единая валюта, единый свод уголовных законов, имперский банк, имперский суд, 400-тысячная армия.
Модернизация в экономике.
В 70-80-х гг. немецкие промышленные товары появились на рынках всех стран.
В чем причины такого успеха?..........см.с.171-172……………….
В 90-е гг создаются крупные банковские и промышленные корпорации. Некоторые их них становятся монополиями (?) ……….см.с.172……………перечислите их названия…………………
К 1913г. в Германии было создано около 600 картелей(?)…………….см.с.22…………….
Процесс концентрации шел и среди банков: к 1910г 9 банков контролировали ½ денежных средств в стране. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Германские предприниматели и банкиры вкладывали средства в строительство ж/д за границей.
В деревне шел процесс расслоения крестьянства(?): крестьяне обезземеливались, часть становилась батраками(?) в юнкерских(?) и фермерских(?) хозяйствах. Часть - уходили в города. К 1910г. 2/3 населения проживало в городах.
Т.о. к началу 20 века Германская империя – мощн.индустр.держа.
3. Борьба против внутренней оппозиции.
Задание: читать текст на с. 173-174, выписать основные события….
(1. 1869- создание СДРПГ 2. 1875- создание СДПГ 3. 1878г – закон против социалистов 4. 80-егг – рабочее законодательство)
Германская империя по социальному законодательству опередила Англию и Францию, где политическая активность граждан была выше. Это привело к усилению авторитета и значения государства в глазах немцев.
Смена курса.
В 1888г. умер Вильгельм 1, императором стал его внук Вильгельм 2. Он не желал делить власть и искал повода избавиться от Бисмарка.
В 1889г. парламент не поддержал требование Бисмарка превратить закон против социалистов из временного в постоянный. Бисмарк подал в отставку, император её дал.
После отставки Бисмарка Германия стала активно проводить колониальную политику.
Какие территории были захвачены Германией?.....см.с.175………………..
Для чего Германии были необходимы колонии?......................см.с.175……….
Новый курс Вильгельма 2 получил название НАТИСК НА ВОСТОК.
В чем его суть?…см.с.175…………..(- стремление к господству в Европе,
-передел сфер влияния в Африке, Азии, Океании,
-укреплению на Балканах, на Ближнем и Дальнем, и Среднем Востоке)
Чтобы иметь союзников Бисмарк еще в 1882г создает Тройственный союз - Италия, Австро-Венгрия и Германия.
Ускоренная модернизация имела и отрицательные последствия: крестьяне, переселившиеся в города, становились неквалифицированными рабочими. Они и разорявшиеся ремесленники, мелкие промышленники винили во всех бедах еврейский капитал. Это создавало среду для роста идеологии ПАНГЕРМАНИЗМА, ШОВИНИЗМА И АНТИСЕМИТИЗМА. (см. словарь)………………………..
Польское население насильственно онемечивалось. На Францию смотрели как на врага…
Разжигая националистическое чувство, империя готовилась к большой войне.
Рефлексия:
См. задание 7 на с. 177……………………….
Д/З: п.19, ??1,6 на с.176