СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку изобразительного искусства "Картины жанровые и бытовые"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В урок включена коррекционно-развивающая работа для детей с ТНР

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку изобразительного искусства "Картины жанровые и бытовые"»

Тема: Картины исторические и бытовые

Цель: познакомить с жанрами исторических и бытовых картин.

Задачи: показать принципы создания картин этих жанров; закрепить понятия о жанрах изобразительного искусства; провести защиту самостоятельных творческих работ. Вид деятельности: рисование.

Планируемые результаты: школьники научатся анализировать сюжеты картин и рассуждать об их построении, композиции и деталях; закрепят понятия о жанрах изобразительного искусства.

Оборудование: презентация с репродукциями картин исторических и бытовых жанров, бумага, карандаши, краски.

Ключевые слова и понятия: жанр, бытовые детали, портрет, пейзаж.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Повторение пройденного материала

— С картинами каких жанров вы уже познакомились?

— Что такое автопортрет?

— Что может передать нам автопортрет?

— С помощью каких деталей автопортрет передает настроение человека?

— С помощью каких деталей автопортрет передает особенности времени, в котором жил человек?

— Автопортреты каких художников вы рассматривали на прошлом уроке?

— Картину в каком жанре вы выполняли на последнем уроке?

— Как переводится на русский язык слово «натюрморт»?

— Чем интересен для художника жанр натюрморта?

— Что можно изобразить в натюрморте?

Кто из вас выполнил домашнее задание - нашел картину-натюрморт и приготовил по ней рассказ-пояснение? Кто готов провести мини-экскурсию по приготовленной картине?

(Проверка домашнего задания.)

Сегодня вы познакомитесь с новыми жанрами изобразительного искусства, а в одном из этих жанров даже нарисуете свою картину.

III. Беседа по теме урока, работа с учебником

Откройте учебники на с. 130, прочитайте текст и рассмотрите картину.

— Как называется фрагмент из приведенной картины?

— По каким признакам, изображенным на картине, мы видим, что перед нами - эпизод военного сражения?

— Как называется жанр такой картины? (Исторический.) Часто, рисуя историческую картину, художники показывают и ее сюжете действительно существовавших исторических лиц. Посмотрите сами.

Слайд 2

1. Картина художника В. Сурикова «Переход Суворова через Альпы».

— Кто такой А. Суворов? (Великий русский полководец, генералиссимус, который не проиграл ни одного военного сражения.)

На картине показан эпизод, когда Суворов переводит свои войска через горы Альпы, чтобы нанести врагам удар с той стороны, откуда они не подозревают. В центре - образы русских солдат на фоне неприступных скал. Старые солдаты, которых мы видим на первом плане картины, сосредоточенны и суровы, один закрывает лицо плащом, чтобы не видеть пропасти, в которую приходится спускаться. Видимо, им уже приходилось бывать вместе с гениальным полководцем в сражениях.

Молодой солдат смотрит на своего командира с любовью и восторгом, хотя не так просто карабкаться по отвесным скалам, страшно думать о первом сражении. Но ни на одном лице мы не найдем следов страха или трусости. Чтобы поддержать боевой дух солдат, войско ведет сам полководец, сидящий на коне. Он словно произносит свои любимые слова: «Не робейте, ребята, с вами Суворов!» Суворов — действительное, реальное историческое лицо, и поэтому вполне оправданно, что художник поместил его образ на картину. На заднем плане в картину введен пейзаж, показана застывшая в холоде природа альпийских гор, засыпанных снегом. А на фоне замерших скал художник изобразил динамичные действия людей, бесстрашных русских солдат-богатырей, которые идут через непроходимые горы, чтобы дать бой, вступить в сражение и выиграть его.

Как вы видите, здесь использован прием контраста.

— В чем проявляется контраст в этой картине?

— Можно ли сказать, что в этой картине присутствует сразу несколько жанров?

— Перечислите, какие жанры вы здесь увидели и в каких фрагментах они присутствуют. (Портрет — портреты А. Суворова и солдат; пейзаж — снежные горы, небо.)

Слайд 3

Рассмотрите репродукцию картины художницы 3. Серебряковой «За обедом».

— Какие детали быта людей вы можете там выделить? (Мебель, посуда, одежда, пища.)

Какой уровень жизни этой семья? Видимо, достаточно высокий. Об этом свидетельствуют спинки дорогих стульев, накрытый белой скатертью стол. Он сервирован красивым обеденным сервизом — с богатой фарфоровой супницей, серебряной разливательной ложкой. У каждого ребенка - по две тарелки, а обеденная салфетка для губ, которая расположена на ближайшем к зрителю уголке стола, вдета в специальное кольцо.

Это портрет детей автора картины, художницы 3. Серебряковой, что подчеркнуто даже их внешним видом: два старших мальчика одеты в одежду, которая напоминает специфический халат художников, — блузу.

Видно, что дети обедают дома, у них непринужденные позы, выражения лиц спокойные. Кажется, будто они только что действительно обернулись к маме, которая сидит рядом за мольбертом и рисует их портреты.

Присутствует ли в этой картине контраст или ее главным приемом является согласованность персонажей? Конечно, в картине присутствует согласованность, мы видим изображение мирного домашнего момента, который повторяется изо дня в день. И по всему видно, что среди детей также царит мир и согласие. Правда, можно предположить, что мальчик, который сидит на стуле ближе к зрителю, немного непоседа и задира. Недаром художница изобразила его волосы слегка взъерошенными.

Одной из самых известных картин из жанра бытовых является картина художника Ф. Решетникова «Опять двойка». Посмотрите, какую сценку запечатлел на ней художник. Слайд 4

- Сколько героев изображено на картине и кто они? (На картине изображено пять героев — четыре человека и собака, друг мальчика. У каждого героя свое настроение, и это очень ясно передано художником с помощью мимики — выражения лиц персонажей.)

- Расскажите о настроении каждого из персонажей картины.

- Кто главный герой картины? (Мальчик в пальто и с портфелем в руках, расположенный в левом нижнем углу картины.)

- Почему вы думаете, что именно он получил двойку? (Маленький мальчик еще дошкольник, а девочка, видимо, отличница.)

- Есть ли на картине персонаж, который искренне радуется приходу мальчика-двоечника? (Да, есть: это собака, которая встречает хозяина, радостно бросаясь ему навстречу.)

Картина написана в середине XX в., и в ней видны многие приметы этого времени: на девочке и на мальчике-двоечнике обязательная школьная форма, которая в наши дни отменена, мальчик обут в калоши поверх ботинок — сейчас калоши тоже не носят. А раньше это считалось удобным: прошел до школы по улице в калошах, а в школе снял их и остался в чистой обуви. Маленькая сценка из жизни, которую увековечил художник Ф. Решетников в своей картине под названием «Опять двойка», находится в Третьяковской галерее.

— Какие бытовые детали вы видите на картине «Опять двойка»?

— Какой художник нарисовал эту картину?

Слайд 5-6

— Как можно отличить картину историческую от бытовой?

— Какие образы нередко изображаются на картине исторической?

— Какие детали чаще всего изображаются на картине бытовой?

IV. Работа в тетради

Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Картины исторические и бытовые». Запишите названия картин, репродукции которых вы видели на уроке.

1. В. Суриков «Переход Суворова через Альпы».

2. З. Серебрякова «За обедом»

3. Ф. Решетников «Опять двойка».

V. Знакомство с заданием для самостоятельней работы

Вы можете выбрать сами, картину какого жанра вы сегодня нарисуете. Подумайте, что вам ближе и что вы сможете передать рисунком: какой-то исторический момент или фрагмент вашей жизни. Прочитайте задания на с. 131 учебника: там приведены темы для выбора рисунка жанровой тематики.

(Школьники выбирают тему рисунка и приступают к выполнению работы на нужную тему.)

VI. Физкультминутка

Вы знаете, что в мае ежегодно проводится парад войск на Красной площади в ознаменование Дня Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. На физкультминутке мы проведем не просто игру с метроритмическими движениями, а своеобразный конкурс с военной тематикой на внимание. Он называется «Разведчики, парад, засада». Для проведения конкурса надо выучить три вида движений. Первое - парадный шаг.

— Вы видели, как солдаты шагают на параде?

— Какой у них при этом бывает шаг? (Уверенный, четкий, с высоким подниманием колен.)

— Каким должно быть положение корпуса во время ходьбы? (Плечи развернуты, голова приподнята, спина выпрямлена.)

Прошу всех встать. Теперь давайте попробуем все вместе пройти парадным шагом на месте.

(Школьники маршируют на месте парадным шагом.) Таким шагом вам и нужно будет идти, когда вы услышите команду «Парад!».

Для показа движения разведчиков вам понадобится идти другими шагами - осторожными, тихими, на цыпочках, слегка согнувшись. Так идут разведчики, когда им надо незаметно пройти в тылу врага, чтобы узнать нужные сведения. Ведь при этом важно, чтобы их никто не услышал. Попробуем пройтись таким шагом.

(Школьники маршируют на месте легким шагом на цыпочках.)

Третий вид движения в этой игре называется «засада». Вы должны присесть на корточки, словно разведчик, который желает остаться незаметным, и при этом наблюдать, что делается вокруг.

(Педагог показывает вид движения - вместе с ребятами садится на корточки, охватив колени.)

Итак, вы выучили все три движения, который понадобятся и игре «Разведчики, парад, засада». Теперь слушайте внимательно задание.

Я буду произносить эти три слова, а вы должны без ошибки мы полнить нужное действие.

(Несколько раз проводится игра «Разведчики, парад, засада».)

VII. Завершение самостоятельной работы

(Школьники возвращаются к своим работам и завершают их.)

VIII. Рефлексия

- С картинами каких жанров вы сегодня познакомились?

- Чем отличается картина исторического жанра?

- Какие картины исторического жанра вы сегодня рассматривали?

- В чем заключается историзм этих картин?

- Какие жанры могут встречаться в исторической картине?

- В чем заключается отличие картины бытового жанра?

- Что такое быт?

- Приведите примеры картин бытового жанра.

- Какие предметы быта присутствуют на этих картинах?

- Какова роль братьев-Мастеров при создании картин исторических и бытовых?

XI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Сложите и уберите принадлежности для рисования. На следующий урок принесите пластилин и принадлежности для работы с ним.

Прошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину нa бытовую или другую жанровую тему и составить по ней рассказ экскурсовода.

Таким образом, мы выстраивали программу коррекционно-развивающее обучение с использованием компьютерных технологий.


3.3 Описание хода коррекционной работы

В рамках коррекционно-развивающей работы нами было проведено 10 уроков изобразительного искусства и художественный труд. Согласно учебному плану первый урок вводный, ознакомительный. Учащиеся знакомятся с разнообразием музеев в России, в том числе и Великого Новгорода, тем самым формируется представление о музеях страны; расширяется словарный запас школьников. Презентация сопровождает рассказ учителя на протяжении всего урока. Хотелось бы отметить тот факт, что наглядный материал к вводному уроку подбирался с учетом цели коррекционной работы, так при демонстрации экспонатов различных музеев на презентации представлены репродукции картин в жанре пейзаж, натюрморт, портрет и картины исторического и бытового жанра, тем самым уже на вводном уроке учащиеся знакомятся с разнообразием картин различных жанров живописи.

Второй урок посвящен формированию представлений о жанре живописи «пейзаж». Презентация сопровождает рассказ учителя на протяжении всего урока. Цель - познакомить учащихся с разнообразием картин в жанре пейзаж, поэтому представлено большое количество репродукций картин отечественных художников. Поскольку на этапе экспериментального обследования были выявлены трудности в определении характерных для пейзажа деталей, то при рассмотрении и анализе картин, акцентируется внимание на особенностях данного жанра и его характерных чертах.

Третий урок посвящен закреплению представлений о жанре живописи пейзаж. Презентация представляет собой дидактическую игру, проводится на этапе закрепления знаний, ее целью является выявление элементов, которые свойственны жанру пейзаж. Картинный материал подбирался согласно возрасту детей и учебного плана.

Четвертый урок – знакомство с жанром живописи портрет. Презентация сопровождает рассказ учителя о новом жанре живописи. Ее цель - научить выбору выразительных средств для портрета, видах портрета. Поскольку на этапе экспериментального исследования у учащихся возникали трудности с дифференциацией данного жанра от других, то в презентации детально рассматриваются все особенности портрета, отличающие его от других жанров живописи.

На пятом уроке презентация также сопровождает рассказ учителя на уроке. Цель презентации – формировать представление учащихся об автопортрете и систематизировать знания учащихся о портрете и автопортрете. Завершает компьютерную презентацию дидактическая игра «Четвертый лишний», целью которой является выявление «лишней» картины. По средствам данной игры учащиеся учатся дифференцировать, аргументируя свой выбор, картины-пейзажи от картин-портретов и наоборот.

Шестой урок – знакомство с новым жанром живописи – натюрморт. Презентация сопровождает рассказ учителя о новом жанре. Цель - – познакомить учащихся с новым жанром натюрморт, в связи с чем представлено большое количество репродукций картин в данном жанре, как отечественных, так и зарубежных авторов. Весь наглядный материал подбирался согласно возрасту детей и учебного плана.

На седьмом уроке компьютерная презентация представляет собой дидактическую игру, проводится на этапе закрепления знаний. Её цель – научить находить элементы свойственные жанру натюрморт. Учащиеся должны назвать верный элемент натюрморта и предложить место его расположения. С компьютером работает учитель, по словесным подсказкам учеников выстраивает натюрморт.

На восьмом уроке презентация сопровождает рассказ учителя о новом жанре живописи – картины исторические и бытовые. Её цель - формировать представление учащихся о новом жанре живописи. Входе экспериментального исследования дифференциация данных жанров вызвала особую сложность. Поэтому на презентации представлено большое количество наглядного материала. Учитель комментирует каждую картину, называет автора. Несколько картин («Переход Суворова через Альпы», «За обедом») детально рассматриваются и анализируются учащимися.

Девятый урок – закрепление знаний. Презентация представляет собой дидактическую игру «Четвертый лишний». Её цель – дифференциация картин жанра портрета от картин исторического и бытового жанра. Именно данной дифференцировке уделено особое внимание, поскольку в ходе экспериментального исследования задания подобного рода вызвали сложность у всех учащихся. Наглядный материал презентации соотнесен с учебной программой и соответствует возрасту детей. Работа с презентацией идет в ходе всего урока.

Десятый урок – завершающий в цикле знакомства с жанрами живописи. Презентация играет роль обобщения. Цель – систематизировать представления о жанрах живописи. Презентация включает две дидактические игры «Какому жанру принадлежит этот объект» и «Четвертый лишний».

Коррекционно-развивающая работа по формированию представлений о жанрах живописи у учащихся третьего класса с ТНР строилась на основании данных, полученных в ходе экспериментального исследования в согласовании с учебной программой.