Тема: А.Н. Плещеев «В бурю»
Класс 2 “В” МБОУ “СОШ№4” им. Г.Т. Шевченко г. Астрахани
Студентка: Лямкина А.Д.
Методист: Матвеева И.Б.
Учитель: Котова Е.С.
1.Образовательные:
2.Развивающие:
3.Воспитательные:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Александра Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. . - Давайте проверим вашу готовность к уроку. На столах должны лежать учебник, рабочая тетрадь и пенал. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке Проверяют готовность к уроку | Регулятивные Коммуникативные |
2. Актуализация знаний | -Ребята, давайте вспомним, чему посвящен раздел учебника, с которым вы познакомились на предыдущем уроке? - С какими автором вы уже успели познакомиться? Посмотрите внимательно на слайд и соотнесите название стихотворения и его автора. Слайд 1 -Конечно! Давайте с вами проверим домашнее задание и перейдем к следующему этапу нашего урока. | - Весне. - С Фёдором Ивановичем Тютчевым, с Алексеем Николаевичем Плещеевым, с Александром Александровичем Блоком, С Самуилом Яковлевичем Маршаком и с Иваном Алексеевичем Буниным. | Регулятивные Личностные Коммуникативные |
3. Мотивация, целеполагание | -Отгадайте загадку: Страшно. Громко. У-у-у! Я из дома не уйду. Не пройти нам, глазки жмуря. То бушует, воет.... - Ребята, а что такое буря? Видели ли вы это явление? Какая у вас была реакция? - Сейчас мы услышим звуки бури и вспомним свою реакцию на нее. Слайд 2 Страшно вам сейчас было? Почему? О чём может быть произведение с таким названием? -Отлично! Я предлагаю вам продолжить нашу экскурсию по лирическому пейзажу и познакомится с новыми стихотворениями и их авторами. | Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя - Буря - Буря – это общий термин, который обозначает очень сильный ветер, большие волны на море, появляющиеся по естественным причинам и в разных областях планеты. Предположительные ответы детей - О буре. | Коммуникативные |
4. Речевая разминка | -Перед тем, как мы приступим к чтению, давайте проведем речевую разминку. Сейчас вам нужно прочитать скороговорки сначала медленно, а затем быстро. Раздаточный материал Был у бабушки баран Бил он бойко в барабан. Ученик учил уроки У него в чернилах щеки. - Молодцы! | Читают скороговорки | Регулятивные Личностные |
5. Этап подготовки к первичному восприятию | -Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Алексея Николаевича Плещеева «В бурю». Но сначала мне бы хотелось с вами прослушать мелодию и показать вам самые знаменитые картины бури разных художников. Слайд 3 «Буря. 1886». Автор: Айвазовский И.К. «Буря» Автор: Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (Джорджоне). - Посмотрите на картину русского художника К.И. Айвазовского. Что вы видите? - Где происходит буря? - Что автор хотел показать в своей картине? - Какие чувства у вас вызывает картина И.К. Айвазовского? - А если мы обратимся к картине итальянского художника. Что мы там можем увидеть? - Что удалось передать автору в своей картине? - Какие чувства у вас вызвала эта картина? - Как бы вы изобразили бурю, будучи художниками? -Какие чувства у вас вызывает прослушанная мелодия? С чем ассоциируется? | Слушают и смотрят Предположительные ответы детей - На первой картине художник изобразил корабль. - На океане. - Художник очень хорошо передает ощущение сильной бури, изображая разбушевавшиеся волны, стремительно плывущие по небу облака и, в центре композиции, корабль под парусами. - Тревогу, грусть, печаль. Эмоциональную напряженность в произведение вносят также холодные цвета, в котором преобладают серебристо-серые, синие тона. - Реку, над которой возвышается высокий мост, много зелени и деревьев, руины здания. Погода неспокойна. Растрёпанные кроны деревьев указывают нам на разбушевавшейся ветер, а небо на дальнем плане пронзила яркая, короткая молния. С правой стороны картины размещена полуголая женщина, кормящая грудью младенца в странной позе. . С левой стороны мы замечаем мужчину. То ли это солдат, то ли пастух, не обращающий внимания на женщину. - Автору удалось уловить атмосферу природы перед грозой, когда обостряются краски, и дневной свет имеет особенный характер. - Беспокойство, сопереживание. Предположительные ответы детей Предположительные ответы детей | Познавательные Регулятивные |
6. Первичное восприятие текста | - А сейчас, откройте учебник на странице 117-118. Я прочитаю вам выразительно стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «В бурю», а вы внимательно слушайте и следите. Учитель читает выразительно стихотворение | | Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
Проверка первичного восприятия первого произведения | - Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? -О чем рассказывает автор? -Ребята, есть ли слова, которые вам показались неизвестными? Слайды 4, 5, 6, 7, 8 (изображение слов) Лампада - это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами. Кротко – значит покорно, смиренно, добродушно. Путник – это путешественник, идущий пешком, странник. Запоздалый – опоздавший, слишком поздний. Раскаты - сильный грохот, сопровождающий молнию во время грозы. | Отвечают на вопросы Ответы детей - О буре и чувствах матери. Предположительные ответы детей | Познавательные Коммуникативные |
Этап вторичного чтения | -А теперь, прочитаем это стихотворение ещё раз. | 2-3 ученика по желанию читают стихотворение, остальные слушают | Познавательные Регулятивные |
Анализ произведения | Давайте проанализируем прочитанное произведение. 1. Как называется стихотворение?. 2. Как связано название и содержание стихотворения? На сколько частей мы можем разделить стихотворение? От чьего имени рассказывается о буре? 4.Какую картину вы себе представляете, читая это стихотворение? 5.Какое настроение автор передаёт в своем произведении? 6. Какие чувства буря вызывает у малыша? 7.Какие чувства вызывает у матери буря? 8.С чем автор ассоциирует бурю? На кого она похожа? 9. Какие средства выразительности в этом стихотворении используются? Как называется приём, когда о неживом объекте мы говорим как о живом? 7. Ребята, а какое слово в стихотворении повторяется несколько раз? Как вы думаете, о чём это нам говорит? 8. Как вы понимаете выражения «буря злая» и «гроза Господня»? 8.Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя? Какова идея стихотворения? - Что же хотел сказать нам поэт, рассказывая эту историю? - Кто победил в противостоянии: буря или мать? - Какие строчки это подтверждают? - О чём переживает мать? Что её волнует? - Сможет ли мать всегда быть рядом и защитить своего ребёнка? - Хорошо, молодцы! | Анализ стихотворения - «В бурю». - В стихотворении рассказывается о буре. О том, как мать успокаивала ребёнка во время бури. - На две части. В первой части рассказ идёт от автора, а во второй части от мамы малыша. - Пасмурная погода, темное, затянутое тучами небо. Порывистый ветер, раскаты грома, виднеется молния. - Автору удалось передать детское чувство безопасности и защищённости. - Беспокойство, но так как мама рядом, малыш спит сладко, его оберегает мамина молитва. - Беспокойство, сердитость. - С запоздалым путником. Средства выразительности: 1. Эпитеты: темные деревья, колючей веткой, чёрные тучи. 2. Метафоры: путник запоздалый. 3. Олицетворение: буря злая, гроза Господня. Приём – олицетворение. - Буря. Это говорит о том, что мать ребёнка обращается к буре, описывает ее как что-то живое. - В первом выражении автор подразумевает описание бури, как что-то злое или нечистое, а во втором выражении – как гнев Бога. - Главная мысль произведения в том, что любовь и забота матери несравнимы ни с чем, они способны преодолеть любые преграды. Основная идея стиха в том, что мать всегда защищает своего ребёнка. - Если мама рядом, то никакая буря не страшна. - Мать. А точнее, ее молитва. - «Спи дитя спокойно, Вот гроза стихает; Матери молитва Сон твой охраняет». - Что в жизни ещё много могут встретиться жизненных трудностей. «Бурь ещё немало Впереди, быть может, И не раз забота Сон его встревожит». - Нет. | Познавательные Коммуникативные |
Физкультминутка | - Ребята, давайте с вами немного отвлечемся и передохнём. Встаньте из-за парт и повторяйте движения. Слайд 9 Видеоролик с физкультминуткой Если не успевают по времени, то физкультминутка не проводится | Выполняют движения | Регулятивные |
Этап творческой работы | - Ребята, а сейчас, я вам предлагаю поработать в парах. Вам нужно будет придумать с соседом по парте вопросы к этому стихотворению.. Затем, вместе с ребятами, мы постараемся на них ответить. | Выполняют работу самостоятельно на подготовленных листах | Личностные Коммуникативные |
12. Этап обобщения прочитанного | -На сегодняшнем уроке мы прочитали с вами стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «В бурю». На что оно похоже? | - На колыбельную. | Коммуникативные |
Домашнее задание | Слайд 10 | | Регулятивные |
14. Итог урока. Рефлексия. | -Ну вот и подошел к концу наш урок. С какими стихотворением сегодня познакомились? -О чем оно было? - Поднимите руки, кто подумал, вспомнил о своей маме, работая сейчас на уроке? - Что вы вспомнили о своих мамах? - А вам пели мамы колыбельные песенки? Кто может вспомнить? - Ребята! Давайте оценим свою деятельность на уроке. Если вы были активными, выполняли все задания, то похлопайте себе в ладоши. Если возникали вопросы и вы не совсем понимали, что нужно было сделать, то потопайте ногами! - Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность на уроке - В бурю». - О буре. Предположительные ответы детей | Личностные |