Конспект классного часа «Что в имени твоем?»
В лингвистике существует особый раздел, посвященный «искусству
давать имена» - ономастике и ее «дочери» - антропонимике, науке об именах
человека. Имя - самый сладостный звук для человека на любом языке, писал
Д. Карнеги.
Личные имена имели все люди во всех цивилизациях.
Между живущих людей
Безымянным никто не бывает вовсе.
В минуту рождения каждый,
И низкий, и знатный,
Имя свое от родителей в дар получает...
У индейцев племени «кваклютль» человек, берущий взаймы, должен
оставить в залог... свое имя. И пока он долг не вернет, никто в племени не
называет его по имени.
Каждый из нас получает имя при рождении и несет его через всю свою
жизнь, оставляя память о нем в своих творениях. Но много ли' известно
людям о происхождении, значении, истории личных имен, их влиянии на
судьбу человека?
Сегодня мы поговорим об именах.
Форма проведения нашего классного часа - игра с посещением
станций. На каждой из них предлагаются определенные задания. Какие
именно? Об этом чуть позже. Представление участников игры.
Станция «Иностранная»
Задание: назовите все известные вам варианты имени Иван в языках
других народов:
Йоханнан (евр.) Джон (англ.)
Ян (фр.) Юхан (швед.)
Вано (груз.) Йоган (нем.)
Джованни (итал.)
За каждый правильный ответ -1 балл.
Станция «Литературная»
Задание: знакомы ли вам имена литературных героев
(Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)
Как зовут девушку, не любящую жару?
(Снегурочка)
(Тарзан)
Как звали лучшего друга англичанина, проживавшего на необитаемом
острове 28 лет, 2 месяца, 19 дней.
(Пятница)
Хуан (исп.) Иванко (укр.) Яан (эстон.)
- Как зовут соперника Буратино в сердечных делах?
(Пьеро)
Задание: ведущий называет произведение, в которых встречаются имена, а участники отгадывают его автора.
«Анна Каренина» - Л. Толстой «Евгений Онегин» - А. Пушкин «Олеся» - А. Куприн «Ася» - И. Тургенев
Станция «Ласковое имя»
Задание: назовите полное имя, производное от уменьшительного
Сеня - Арсений
Сёма - Семен
Сева - Всеволод
Нюра - Анна
Митя - Дмитрий
Кеша - Иннокентий
Г ера - Г ерман
Станция «Музыкальная»
Задание: исполните не менее двух строк песни, в которой упоминается
имя.
За каждую песню - 1 балл.
Песни, в которых упоминается имя
«Мастер и Маргарита» - И. Николаев
«Антошка» - В. Шаинский
«Александра» - С. Никитина
«Анастасия» - Ю. Антонов
«Ксюша» - в исп. А. Апиной
«Жанна» - В. Пресняков
«Ох, Леха» - в исп. А. Апиной
Станция «Что бы это значило?»
Задание: что означают в переводе на русский язык эти имена?
Александр - защитник, мужественный
Алексей - помощник, защитник
Андрей - мужественный
Анастасия - воскресшая
Анна - благодать, милость
Вадим - сеющий смуту
Валерий - здоровый
Василий - царский
Вера - вера Виктор - победитель Галина - тишина, ясность Дарья - подарок Дмитрий - земной плод Евгений - благодарный Екатерина - вечная истина Елена - свет Елизавета - клятва Инна - плачущая Кристина - Христова Ксения - гостеприимство
Константин - постоянный
Любовь - любовь
Наталья - родная
Ольга - святая
Павел - маленький
Светлана - светлая
Татьяна - повелительница
Юлия - кудрявая
Марина - морская
Олег - святой
Станция «Поэтическая»
Задание: прочитайте несколько отрывков стихотворений об одном и том же имени
Подведение итогов
Имена, имена, имена...
В нашей жизни звучат не случайно.
Как загадочна эта страна.
Так и имя - загадка и тайна.
В этой жизни, а может быть, в той
Под земною звездой и небесной
Охраняет любого святой,
Не для каждого, впрочем, известный.
Имена, имена, имена -
В этой жизни звучат не случайно
Как загадочна эта страна.
Так и имя - загадка и тайна.