Классный час «Кем быть и каким стать»
Цель: формирование нравственных качеств обучающихся через осмысление ценности труда
Задачи:
помочь каждому ребенку понять значение труда в жизни человека;
способствовать формированию трудолюбия обучающихся
воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Предварительная подготовка: подбор и чтение книг о профессиях, пословиц и поговорок о труде, беседы с родителями об их профессиях, рисунки учащихся.
Оборудование: презентация, рисунки детей "Профессия моей мечты", карточки для работы в паре, фломастеры, пословицы.
Ход занятия
Сообщение темы и целей классного часа. (Доска закрытая)
Учитель. Сегодня для нашей встречи ребята приготовили стихи
Дж. Радари "Чем пахнут ремесла?" (Дети читают стихи)
У каждого дела Запах особый: В булочной пахнет Тестом и сдобой. | Куртка шофера Пахнет бензином. Блуза рабочего - Маслом машинным. | Рыбой и морем Пахнет рыбак. Только бездельник Не пахнет никак. |
Мимо столярной Идешь мастерской - Стружкою пахнет И свежей доской. | Пахнет кондитер Орехом мускатным Доктор в халате - Лекарством приятным. | Сколько не душится Лодырь богатый; Очень неважно Он пахнет, ребята! |
Пахнет маляр Скипидаром и краской. Пахнет стекольщик Оконной замазкой | Рыхлой землею, Полем и лугом Пахнет крестьянин, Идущий за плугом. | |
Вопросы:
1. Как вы думаете, о чем пойдет разговор сегодня? (открывается доска)
- Запах какого ремесла вам понравился больше всего?
- А кто никак не пахнет? Почему?
2. Учитель. На свете огромное количество профессий. Когда вы станете взрослыми, сможете сами себе выбрать профессию по душе. Для того чтобы освоить какую - либо профессию, надо специально учиться после окончания школы, например в училище, колледже, институте, в академии, в университете. Чем больше знаний и опыта имеет человек в области своей профессии, тем более ценным специалистом он считается, тем больше он принесет пользы обществу.
3. Учитель. - Кто знает, что такое профессия? (ответы детей)
- Обратимся к толковому словарю Ожегова:
"Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность"
4. К классному часу вы приготовили рисунки, на тему "Кем хотите быть?" Кто хочет рассказать о своей профессии - мечте? (Рассказы детей 2-3 человека)
ПЕСНЯ «КАК ХОРОШО БЫТЬ ГЕНЕРАЛОМ» - КОРОТКОВ ИЛЬЯ
5. Работа в паре.
Дети объединяются в группы в соответствии с их выбором цвета:
- Работа с людьми (1 группа)
- Работа с животными (2 группа)
- Работать с техникой (3 группа)
- Каждая группа называет и записывает профессии, относящиеся к этой группе
Каждая группа выбирает и подчёркивает качества, необходимые человеку данной профессии (используется список подсказок). После обсуждения группы представляют составленный список качеств (в виде солнца и его лучей).
Учитель. - Ребята давайте с вами выясним, какие качества у нас совпали.
- Как вы думаете почему?
ФИЗМИНУТКА «СПОРТИКИ»:
- Как называется наш класс? А вы знаете спортивные профессии? Какие движения выполняются каждым профессиональным спортсменом? Каждый покажет, а все остальные повторяют спортивные движения.
6. Учитель.
- С давних времен и веков детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. (ответы детей). Я читаю начало пословицы, а вы продолжите:
Терпенье и труд…(все перетрут)
Горька работа, …(да сладок хлеб)
Не спеши языком-…(спеши делом)
Любишь кататься - …(люби и саночки возить)
Делу время,…(потехе час)
Без труда не вынешь и (рыбку из пруда).
Умелые руки не (знают скуки).
Окончил дело гуляй смело.
Дело мастера боится.
- Каждый труд почетен. То, как человек относится к своим обязанностям, зависит, достоин ли он уважения. Издавна в народе пользуются уважением люди трудолюбивые, а с ленивыми работником никто не хочет иметь дело.
Задание: разделите пословицы на 2 столбика, почему? (трудолюбивом или ленивом) человеке эти пословицы: "мастер своего дела", "работает спустя рукава", "лень прежде него родилась", "золотые руки", "трудится не покладая рук", "от лени мохом оброс", "работает словно спит", " работа в руках горит".
Вы можете назвать кого-то из одноклассников и сказать, что он трудолюбивый?
Где еще может проявляться у вас трудолюбие?
Очень важно развивать трудолюбие с детства.
- В трудовом коллективе человек чему учится? (ответы детей), учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу, поддержку коллектива.
- И в наше время человек в обществе, в классном коллективе ценится по труду. Не сразу человек может выполнить большую и сложную работу. Надо начинать с малого. Как вы считаете, с чего мы начинаем в классе? (ответы детей). Например, содержать в порядке свои вещи, учебную принадлежность, уметь ухаживать за своей внешностью, одеждой. При многих обязанностях человека в обществе, в классном коллективе о нём судят, прежде всего, по труду. Труд помогает человеку раскрывать свою личность, показать свои способности.
7. Учитель. А сейчас мы послушаем родителей наших одноклассников об их профессиях (пап о своей профессии, работе)
9. Учитель. Сейчас поиграем «Назови профессию по предмету» Кисть, краски (художник) Парик, костюм (актер) Молоток, гвозди, рубанок (столяр) Овощи, кастрюля (повар) Расческа, ножницы (парикмахер) Письма, газеты, сумка (почтальон) Градусник, шприц (врач) Ножницы, сантиметр, ткань (швея) Кирпич, мастерок (строитель)
10. Дети читают стихотворение Пулата Муллина "Прекрасных профессий на свете не счесть". Слайд
Прекрасных профессий На свете не счесть И каждой профессии- Слава и честь! И каждому делу, И каждой работе На каждой бахче, И на каждом заводе И в поле, и в море, И в небе - по праву Высокая честь И народная слава! | А все начинается В школе за партой У классной доски И над контурной картой С нелегкой задачки С домашних заданий К вершинам труда И отважных дерзаний! Сегодня ты школьник А завтра рабочий, Колхозник, ученый | Моряк или зодчий. Для каждого Нужное дело найдется, Кто с детства всерьез За работу берется Прекрасных профессий На свете не счесть, И каждой профессии - Слава и честь! |
11. Итог.
- Так какие качества ценятся в каждой профессии?
- Почему важно выбрать профессию по душе?
12. Учитель. В завершении нашей встречи хочу вам подарить прекрасные слова - напутствия из письма, известного писателя, режиссера и актера Василия Макаровича Шукшина, одному из школьников (слайд):
К желанной цели тебя приведет не столько мечта, сколько разум и труд.
Ты сам хозяин своей судьбы, никто больше: Никто. Знай больше других, работай больше других - вот вся судьба!
Кто бы ты ни был: комбайнер, академик, художник - живи и выкладывайся весь без остатка.
Старайся знать много, не жалуйся и не завидуй, не ходи против совести, старайся быть добрым и великодушным.
Помни, что тебе надо много успеть сделать для своего народа
Учитель: спасибо.