СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект классного часа "Лесное царство".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство детей с обитателями леса средней полосы России. Изучение правил поведения на природе. Знакомство с понятием Красная книга.

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа "Лесное царство".»

Конспект классного часа.

Лесное царство


Цель: воспитать любовь к природе, бережное отношение к ней.


Задачи: познакомить детей с обитателями леса;

изучить правила поведения на природе;

познакомить с понятием красная книга.


Оборудование: плакат с лесной полянкой; костюм ежа, белки, зайца и лисы; костюм девочки - проказницы и девочки – ромашки; знаки о поведении в лесу; красная книга; изображения грибов.


Этапы:


I. Путешествие по звериному царству.

II. Изучение правил поведения в лесу.

III. Путешествие по царству растений.

IV. Путешествие по царству грибов.

V. Поведение итогов.


























Ход мероприятия.


I. Путешествие по звериному царству.


-Здравствуйте ребята! Мы сегодня отправимся с вами в «Лесное царство», жители которого пригласили нас к себе в гости.

Очень добрым, очень светлым,

Золотистым, ясным днём

Мы поедем в гости к лесу,

В гости к солнышку пойдем!


-Итак, мы отправляемся с вами в лес! Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно нам дорог лес?

Почему мы с лесом дружим,

И зачем он людям нужен?(дети отвечают)


-Совершенно верно. Лес - это кладовая с великими сокровищами жизни. Он дарит нам орехи, грибы, ягоды, украшает нашу Землю.


-Наша природа разнообразна и величава. В летнюю пору на цветах жужжат пчелы и шмели, порхают бабочки. Небесную синеву разрезают крылья птиц. А какое множество животных, разных видов обитает на земле! Многообразен и удивителен мир природы!

Для того чтобы узнать какие животные и птицы обитают на нашей лесной полянке, вам нужно отгадать загадки. Слушайте внимательно!


1. Под дубочком, под листочком

Свился, скрючился клубочком. (Ёж)


2. Кто в лесу огромней всех?

Кто богатый носит мех?

Кто в берлоге до весны,

Днём и ночью смотрит сны? (Медведь)


3. Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живет

И орешки все грызет? (Белка)


4. Днём спит,

Ночью летает

И прохожих пугает. (Сова)


5. На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его…(Скворец)


6. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут её… (Лиса)


7. У меня ходули, -

Не страшит болото:

Лягушат найду ли –

Вот моя забота. (Цапля)


8. Кто зимой холодной,

Ходит злой, голодный? (Волк)


9. Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа –

Целый день долбить стволы. (Дятел)


10. Отгадайте, что за шапка,

Меха белого охапка

Шапка бегает в бору,

У стволов грызёт кору. (Заяц).


  • Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.


  • Хорошо, а теперь давайте познакомимся с лесными жителями и послушаем, что говорят они о самих себе. Давайте подумаем, какими особенностями они обладают.


Ёж: По тропинке я спешу

И сухой листву шуршу.

На спине моей иголки,

Поострее, чем у ёлки.

Вот свернул я с тропки в бок

И по листьям как клубок,

Покатился, только шорох,

Нацепил их целый ворох

И – скорей в нору, под ель,

Укреплять свою постель.


Заяц: Я, зайка. Шубка у меня тёплая – теплая.

Сижу я – ветки обдираю, горькую кору ем. А дождусь тёплого лета – всякой еды вдоволь будет. Ешь – не хочу!

Захочу – пожую сладкий клевер, любой цветок с мёдом съем. Тонкие веточки осины, берёзы, дуба погрызу.


Белка: Я белочка. Я самый заметный зверёк в лесу. Скачу по деревьям, цепляюсь острыми ногтями за стволы деревьев.

Передвигаюсь прыжками, причём длинные ноги (задние) ставлю впереди передних. Шубка у меня зимой – серая, а летом – рыжая.

Живу я в дупле. Расположено оно высоко на дереве. Питаюсь семенами хвойных деревьев. Чтобы насытиться я должна за день опустошить 28 еловых шишек или 380 сосновых.

Летом я запасаю на зиму кору, жёлуди, орехи, грибы.


Лиса: Я лисица – хитрая сестрица. Меня считают злейшим заячьим врагом, но главная моя добыча – это грызуны.

Мою охоту на мышей называют мышкованием. Мышиный писк могу услышать за 100 метров. – Такой у меня хороший слух. Живу я в норке. Копаю норку глубокую – глубокую, хитрую – прехитрую, с ходами – выходами: один выход под кустом, другой – под корнем, третий – за камнем.

Если вдруг станут меня собаки догонять, а я скорей в нору. Они лаять, копать будут, а я потихоньку выползу из дальнего выхода – и в лес убегу. Только меня и видели.

Вот, какая я хитрая!


  • Так какими же особенностями обладают эти животные?


-Но они почему-то опасаются пускать нас в своё лесное царство. Очевидно до нас в лесу были те, кто природу не бережет, плохо к ней относится. Но я уверена, что вы знаете, как вести себя в лесу, на речке, у озера.

Я, сейчас, буду показывать вам знаки, а вы должны будете ответить, что он означает и почему этого нельзя делать.


II. Изучение правил поведения в лесу.


Нельзя сбивать ногами грибы.

Деревья и грибы между собой дружат. Тонкие нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница всасывает из почвы и посылает дереву воду.


Не убивай пауков.

Пауки защищают сады, поля и огороды от всевозможных клещей и улиток.


Не губите бабочек.

Бабочки украшают нашу природу. Опыляют цветы. Они являются живой радугой.


Не рвите ландыши.

Они занесены в КРАСНУЮ КНИГУ.


Не убивайте лягушек и жаб.

Лягушки и жабы – хранители равновесия в природе. Оно зависит от того в каком количестве поедают самих лягушек. Поедают их цапли, аисты, барсуки и другие птицы и звери. Жизнь всех этих животных во многом зависит от лягушек и жаб.


Не разоряй муравейники.

Муравьи – защитники леса. Семья одного муравейника защищает от опасных насекомых целый гектар земли.


Не разоряй птичьи гнезда.

Если разорять птичьи гнезда, то птиц будет все меньше и меньше, и они могут совсем исчезнуть.

.

  • Молодцы! Природу нужно охранять и беречь. Для рыбы нужна чистая вода – так будем охранять водоёмы!

  • В лесах обитают разные ценные животные -, будем охранять наши леса!

  • Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, а цветку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину!

Дидактическая игра: «Море волнуется раз, море волнуется два…».

III. Путешествие по царству растений.


Дети читают стихотворение.

Берегите Землю!


Берегите землю!

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях ежевики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку мелькающую

Берегите землю! Берегите!


-Молодцы! Думаю теперь мы убедили обитателей леса, в том, что мы настоящие друзья природы!


Сценка.

Девочка- ромашка: Много трав растет полезных

На земле страны родной

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.


Девочка - проказница: Я хочу тебе, дружок

Дать в букет еще цветок

(протягивает пучок дурмана)


Девочка- ромашка: Разгадала твой обман!

Посмотрите, вот дурман –

Ядовитая трава.

Разболится голова. От подарка твоего!

(проказница убегает)

- Ох уж эта проказница! Так и норовит сделать гадость, то корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.

(Проказница возвращается)


Девочка - проказница: Я одумалась, ребята!

Лучше вместе в лес пойдем,

Соберём шалфей и мяту,

Нежных ландышей нарвём.

Дома их поставим в воду.


Девочка- ромашка: Поняла, друзья, я сразу

Хитрый замысел её.

Мы растенья эти знаем

Бережём и охраняем

От таких лихих , как эта,

Собирательниц букетов.

В книгу красную они

Уж давно занесены.


Мы их рвём не на потеху,

Отнесём – ка их в аптеку.

Из даров лесного царства,

Люди делают лекарства!


- Ребята, а кто знает, что такое КРАСНАЯ КНИГА природы?

  • Почти все растения и многие животные занесены в КРАСНУЮ КНИГУ. Но ведь книга о природе, а обложка почему – то красная. Не зеленая как листья деревьев, не голубая, как речная вода, а красная.

  • Почему ребята, как вы думаете?

Совершенно верно. Красный цвет – это цвет тревоги. Цвет ёё обложки тревожное напоминание людям, ведь в этой книге списки редких, находящихся по угрозой исчезновения, видов животных и растений. Её сигнал адресован жителям всех государств мира.


Животные, занесённые в красную книгу разбиты на несколько категорий:

  • исчезающие виды – сведения о таких животных даются на красных листах.

  • «уязвимые», или сокращающиеся виды животных представлены на жёлтых листах.

  • Третья категория - животные, которые встречаются редко, либо потому что их всегда было мало на земле, либо потому что они живут на огромных территориях. Сведения о них даются на белых страницах.

  • Неопределенные виды, или малоизученные находятся на серых листах.

  • И наконец зеленые страницы – это виды животных, численность которых восстановлена, благодаря усилиям человека.


Таким же образом описаны и растения.


С ранней весны до поздней осени в лесу на полянках цветёт много цветов. Только растаял снег, а в лесу уже распускаются подснежники:

Выглянул подснежник в полутьме лесной,

Маленький разведчик, посланный весной.


Наступает лето, и на смену весенним цветам приходят летние.

- Ребята, а какие вы знаете летние цветы? (колокольчики, одуванчики, васильки)


- Друзья мои, вы хорошо справились с поставленными заданиями, откуда я могу сделать вывод, что вы любите и знаете животное и растительное царство.


-Поэтому всегда нужно помнить : если бы человек бережно относился к природе, к цветам, не рвал больше большие букеты, особенно, занесённые в красную книгу, наши поля и леса были бы на много живописнее, ведь

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты!


IV. Путешествие по царству грибов.


Ранней весной появляются в лесу маленькие гномики. Сначала выглядывают их буро-коричневые колпачки. Летом гномики надевают разноцветные шапочки. О себе они говорят так: хоть головы я не имею, но шляпу с гордостью ношу!


- Догадались, что это за гномики? Конечно же это грибы!

В лесу на своём пути мы можем встретить разные грибы : съедобные и ядовитые.


На сколько хорошо вы знаете грибы мы сейчас проверим:

  • Я в красной шапочке расту

Среди корней осинок.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я …. (подосиновик)


  • Под берёзкой старичок,

На нем бурый колпачок… ( подберёзовик)


  • Возле леса на опушке,

Украшая темный бор

Вырос пёстрый, как петрушка

Ядовитый………(мухомор)


  • Вдоль лесных дорожек

Много серых ножек,

В шапках разноцветных,

Издали заметных

Собирай не мешкай, это…(сыроежки)


  • Стоит мальчонка

Замясляна шапчонка ( маслёнок)


-А какие еще грибы вы знаете? (волнушки, грузди, лисички )

-А теперь послушайте стихотворение и ответьте на вопрос, где и какие грибы мы можем найти в лесу?

Разбежались по полянке

Мухоморы и поганки,

Чтобы сбить тебя с пути

И от белых увести.

Только ты не поддавайся

И пониже наклоняйся.

Раз поганки здесь растут,

Значит белый тоже тут,

Значит здесь семья маслят,

Или рыжиков стоят.

А под ёлкой, а под ёлкой,

Кто-то спрятался в иголках.

В тёмной шляпе набекрень

Боровик забрался в тень!

И лисички и волнушки,

Те подальше от опушки

Водят яркий хоровод,

Кто увидит, тот возьмёт!


Да, ребята, вы уже много знаете о природе, давайте же всегда жить с нею в дружбе, потому что:

Дерево, цветок, трава и птица не всегда умеют сами защищаться!


V. Поведение итогов.


Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.


- Что интересного, необычного вы услышали, узнали на сегодняшнем уроке?


Наше путешествие по лесному царству я хотела бы закончить такими словами:


А ты дружок, смотри не подкачай,

Природу никогда не обижай.

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка,

Люби цветы, леса, поля-

Ведь это Родина твоя!

- Спасибо за внимание!


9