ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект классного часа
в 5 «А» и 6 «Б» классах по теме: «Математики и математика для авиации в годы Великой Отечественной войны»”.
Проводили учителя :
Васильева Е.В.
Серазетдинова Л.А.
Казань, 2020 год
Тема: «Математики и математика для авиации в годы Великой Отечественнойвойны»
Класс: 5 «А» и 6 «Б»
Цели:
образовательные:
-познакомить учащихся с учёными – математиками, которые своими открытиями в годы Великой Отечественной войны помогали фронту и ускоряли победу над врагом;
-показать вклад математиков в победу в Великой Отечественной войне;
воспитательные:
— способствовать патриотическому воспитанию учащихся;
— воспитывать у учащихся гордость за достижения отечественной науки, деятельности учёных математиков в годы Великой Отечественной войны;
развивающие:
— формировать познавательный интерес к предмету математики;
— развивать сообразительность, любознательность, внимание, память;
— способствовать развитию кругозора учащихся.
Оборудование: стенгазеты, портреты математиков, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход мероприятия
Вводная часть
Вступительное слово учителя математики:(Слайд 2)
Уходят десятилетия, но память о героических страницах Великой Отечественной – о борьбе за свой дом, за свою семью, за Родину
по-прежнему свежа и трагична. С неизменной горечью вспоминаем мы сегодня не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной Войны, чтим героев – живых и мертвых…
-Ребята, скажите пожалуйста, какой праздник наша страна будет отмечать 9 мая?(Слайд 3)
- День Победы в Великой Отечественной войне.(Слайд 4)
Учитель:
Когда началась Великая Отечественная война?(Слайд 5)
- 22 июня1941года.(Слайд 6)
Учитель:
- Когда закончилась Великая Отечественная война?(Слайд 7)
- 9 мая 1945года.(Слайд 8)
Учитель:
- Сколько лет длилась Великая Отечественная война? (Слайд 9)
- 4 года.
Учитель:(Слайд 10)
- Вам уже известно, что война длилась не полных 4 года. А сколько это дней? Из каждой строки возьмите только ту цифру, которая не повторяется в данной строке - вы получите…
- 1418 дней.
Учитель:
- Как называется площадь, где проходил парад Победы в 1945 году?(Слайд 11)
- Москва. Красная площадь.(Слайд 12)
Учитель:
- Сколько лет прошло со дня победы в Великой Отечественной войне?(Слайд 13)
- 75 лет. (Слайд 14)
2. Основная часть
Учитель математики 5 «А»:(Слайд 15-17)
Во время Великой Отечественной войны весь народ, как один, встал на защиту своей страны
Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков. Ученые, студенты, преподаватели и служащие всех вузов страны сражались на фронтах, многие из них не вернулись с этой самой кровопролитной войны в истории человечества.
Сегодня ученики 5 «А» класса расскажут о Ночных ведьмах.
Многие студентки университетов откликнулись на призыв известной летчицы Героя Советского Союза Марины Расковой и стали штурманами и летчицами.
Летали они на тихоходных самолетах У-2 и ПО-2. Эти «летающие этажерки» могли развить скорость 100-130 км/ч.
Ученик1.(5 «А») (Слайд 18)
Екатерина Васильевна Рябова родилась в 1921 году. Окончила среднюю школу. Поступила на механико-математический факультет МГУ.
В 1941 г.окончила курсы штурманов и добровольно ушла на фронт.
Екатерина Рябова совершила 816 боевых вылетов на бомбежку противника.
Екатерине было присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученик2.(5 «А») (Слайд 19)
Антонина Леонтьевна Зубкова родилась в 1920г.
После окончания школы поступила на механико-математический факультет МГУ.
В 1941 году Антонина посещала пулемётные курсы ,а затем ушла добровольцем в армию.
Ученик3.(5 «А»). (Слайд 20-21)
Антонина Леонтьевна в 1942 году окончила курсы штурманов.
Воевала на фронтах Великой Отечественной, участвовала в обороне Сталинграда.
Совершила 56 боевых вылетов на пикирующем бомбардировщике Пе-2.
Взорвала 3 склада с боеприпасами противника, сбросила 50 000 кг бомб.
Антонине Леонтьевне в 1945 году было присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученик4.(5 «А») (Слайд 22-23)
Евдокия Борисовна Пасько родилась в 1919 году.
С четвёртого курса университета ушла добровольцем в армию. Окончила ускоренные штурманские курсы.
Евдокия совершила 790 боевых вылетов и 10 вылетов на спецзадания.
На позиции врага было сброшено более 100 тонн бомб.
Учитель математики 6 «А»(Слайд 24):
Каждый из математиков выбрал свою дорогу, кто-то ушел на фронт, кто-то остался работать в Академии наук – решать важные задачи, необходимые для Победы.
Учёные заявили, что отдадут «все свои знания, силы, энергию и свою жизнь за победу над врагом».
Роль математики в военном деле велика. В период Великой Отечественной войны техника была разнообразной и сложной. Она требовала широкого использования математических расчетов для ее изготовления и эксплуатации. Например, война требовала от авиации больших скоростей самолётов. О вкладе ученых в развитие авиации в годы Великой отечественной войны расскажут ученики 6 «Б» класса.
Ученик1(6 «Б»).(Слайд 25-26)
Авиаторы столкнулись с грозным явлением, в моторах самолётов при больших скоростях возникали вибрации, ведущие к разрушению самолёта. Также при взлёте и посадке колёса вдруг начинали вилять из стороны в сторону, это часто вызывало катастрофы на аэродромах.
Выдающийся математик Мстислав Всеволодович Келдыш и его сотрудники создали математическую теорию, которая позволила защитить скоростные самолёты.
Ученик2(6 «Б»).(Слайд 27)
Николай ЕвграфовичКочин дал практическое решение задачи по теории полетов самолетов на малой высоте.
Он получил важные результаты в аэродинамической теории крыла конечного размаха, что позволило впервые решить задачу «теории круглого крыла» и рассчитать силы, действующие на крыло, и обтекающие его потоки.
Ученик3(6 «Б»).(Слайд 28)
В 1942 году коллектив математиков, руководимый Сергей Натановичем Бернштейном, разработал таблицы для определения местоположения судна по радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты в десять раз.
Учитель(Слайд 29):
История военных лет показала, что ученые сыграли большую роль в укреплении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и сохранили тысячи жизней!!!
Заключительная часть(Слайд 30-33)
Учитель: Со времени Победы прошло уже 75 лет. Но нам никак нельзя забывать о том, что подвиг народа в Великой Отечественной войне не ограничивается только славными делами фронтовиков, что основы победы ковались и в тылу, где руками рабочих и их разумом, руками и разумом инженеров и ученых создавалась и совершенствовалась военная техника. Нельзя нам забывать и того, что по многим параметрам к концу войны наши танки, самолеты, артиллерийские орудия стали совершеннее тех, которые противопоставлял нам враг. Это заслуга и вклад математиков в Победу. Как бы хотелось упомянуть сегодня всех учёных – математиков, чьи труды помогли отстоять свободу и независимость нашей Родины и спасти человечество от угрозы фашистского порабощения, да разве это возможно?