Моя малая Родина
Цель: формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, национального самосознания; развивать познавательную активность учащихся к истории своего края; показать значение родины в жизни каждого человека
Задачи:
Образовательная:
1. определить вместе с учащимися понятие «Малая Родина»;
2. познакомить с символами, достопримечательностями и знаменитыми людьми города;
3. формировать навыки организатора и участника коллективной творческой деятельности.
Развивающая:
1. способствовать логическому мышлению учащихся;
2. возбуждать мысль и интерес к предмету;
3. развивать у учащихся чувство патриотизма и гражданственности, стремление быть полезным для своей страны.
Воспитательная:
1. прививать любовь к родному краю;
2. воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников;
3. воспитание патриотических чувств, уважения к своей Малой родине, семье и школе.
Средства и оборудование: телевизор, презентация, картинки для творческого проекта, ватман.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
- уметь кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края;
- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей).
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- учить планировать свою деятельность;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
- моделировать информацию;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход занятия.
Организационный момент.
Улыбнитесь друг другу! Думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам радость общения.
Актуализация знаний.
- У вас на экране разные слова (семья, Тобольск, отечество, Москва, родители, Байкал, дом, Россия, Иртыш, край)
-Каким одним словом их можно объединить?
РОДИНА
На экране высвечивается карта России.
–Как вы думаете, почему перед нами появилась карта России? (Мы живём в России, Россия – наша Родина)
– Конечно, наша Родина – это наша страна, Россия.
Эпиграф (на слайде)
Нам Родину завещано любить
И сердцем отовсюду к ней тянуться,
Не перервать связующую нить,
И нам порой так нужно оглянуться.
– По-вашему мнению, с чего начинается Родина? – А что для вас значит Родина?
(Это слово с детства знает каждый. Родина — это то, место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился.) Родина – страна, в которой человек родился и вырос, гражданином которой является.
Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь, что она не проживет без тебя, а ты не проживешь без нее. И никакая другая страна ее не заменит. Родина – это земля, государство, где человек рождается.
- От какого слова произошло слово «Родина»? (Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством - Родня). Это слово с детства знает каждый.
- Вернёмся к нашим словам. А на какие две группы можно разделить эти слова?
(БОЛЬШАЯ РОДИНА и МАЛАЯ РОДИНА)
-Что мы можем назвать своей малой Родиной? (ответы детей)
3. Формулирование темы и целей классного часа.
– Сформулируйте, пожалуйста, тему классного часа. (Моя малая Родина)
За что вы любите наш город? (ответы детей)
У каждого человека есть его малая родина. Объясните, пожалуйста, словосочетания: Моя малая родина. Что значит «моя»? Что значит «малая»? Что значит «родина»? (ответы детей)
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Актуализация темы.
Наша малая Родина — это город Тобольск.
Раскинулся Тобольск над Иртышем,
Как ангел, грациозно, величаво.
От берега до берега лукаво
Бесперестанно бегает паром.
Я очарован этой красотой,
Пронзили купола, немые выси
Висят намокшие рябиновые кисти
Подчёркивая безупречность простотой.
Викторина
Мы с вами уже много раз говорили о нашем любимом городе. Давайте проверим, как вы знаете историю города Тобольска и интересные факты из жизни знаменитых людей. И сделаем это с помощью викторины.
Наша викторина посвящена теме «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА».
Для того, чтобы наше путешествие по любимому городу было приятным и полезным, надо уметь работать в команде (разделились на четыре команды) и успевать справляться с заданиями за определенное время.
Обсудим правила прохождения викторины.
Правила: каждая команда по очереди отвечает на один вопрос из представленных на экране, выбирая правильный ответ. В каждой команде должен быть ответственный за дачу ответа. При правильном его ответе, команда получает жетон с указанным количеством баллов.
В случае неправильного ответа команда получает 0 баллов. В конце игры подсчитывается количество баллов, которые набрали команды.
Итак, вперед друзья!
Ребята отвечают на вопросы викторины, за каждый верный ответ получают жетон.
Подведение итогов, считаем жетоны.
Вы показали хорошие знания о нашей малой Родине, ответили на все вопросы викторины. Молодцы!
Творческий коллаж
Сейчас, под чудесную мелодию "ГИМН ТОБОЛЬСКА". (Братья Арангуловы.
сл. Владлена Щербинина, муз. Братьев Арангуловых), мы с вами выполним творческий коллаж "Мой любимый город". У вас на партах лежат конверты, в которых вы найдёте своё задание (1 группа – у вас в конверте символы разных городов России, вам необходимо найти символы нашего города: герб и флаг;
2 группа – у вас в конверте знаменитые люди России, вам так же необходимо найти знаменитых людей города Тобольска; 3 группа – у вас в конверте разные достопримечательности городов России, вы находите достопримечательности нашего города).
Дети показывают, что у них получилось.
Молодцы, вы все справились и у вас получились замечательные работы. А на следующем классном часе мы с вами начнем создавать лепбук посвященный нашему городу.
Итог занятия.
Заключительное слово
Россия - слово прекрасное, священное, вечное, как вера, любовь и надежда. Эта страна с ее необъятными просторами, уникальной природой, богатой историей наша Родина.
Родной город — это наша малая родина. Любите и цените свои культурные ценности, сохраните их для потомков.