Не трогай детка, а вдруг заразная!
Не гладь! Испачкаешь ладошки.
Зачем? Иди другой дорожкой.
А детка подрастает, зная:
Так проще жить, не замечая.
Зачем тащить чужую ношу?
Делить беду. Придумал тоже.
Сам разбирайся! Не мне же больно.
С меня своих проблем довольно.
Рост равнодушия в людях – признак нашего времени. Каждый день мы слышим о военных действиях, например, в Украине. Войны, в которых из-за чьёго-то чрезмерного желания денег и власти в нищете умирают люди, голодают дети, сводят концы с концами старики. Найти корни равнодушия, помочь избавиться от безразличия – этому посвящена наша встреча.
Вступительное слово.
Во все времена мы говорим о том, что мир может спасти только доброта, а вокруг все больше жестокости.
Человеческая жестокость – это тема, которая становится все актуальнее в России. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости особенно среди подростков. Часто действия просто непонятны, настолько они выходят за рамки разумного.
Избиения одноклассников в школах, «разборки» с соседями по двору, нападения на взрослых с целью ограбления или издевательств, - все это проявления подростковой жестокости, которой раньше действительно было намного меньше.
фильм
Учитель: Как вы думаете, зачем больной, который лежал у кровати рассказывал, что видел лес, речку, облака, людей? Ведь он не мог этого видеть, он был слепым.
Предполагаемые ответы (хотел утешить, приободрить, поднять настроение, облегчить страдания другому больному, который лежал у дверей)
Учитель: Что можно сказать о слепом человеке? Каким он был?
Предполагаемые ответы ( добрый, заботливый, внимательный, чуткий, душевный, отзывчивый, проявлял сочувствие, сострадание, милосердие и т.д.)
Учитель: Что такое милосердие, дайте определение этому понятию?
Предполагаемые ответы ( Милосердие— это умение сочувствовать, сопереживать, когда другому плохо, стремление прийти на помощь).
(Слово прикрепить на доску)
Учитель: Одним словом проявил милосердие. А можно ли потрогать руками, услышать его? Нет, оно живет в сердце человека. Можно ли его увидеть? Можно, но в поступках, действиях человека.
Давайте попробуем нарисовать милосердие. (включить спокойную музыку)
Учитель: Что можно сказать о больном, который лежал у дверей? Какими качествами характера он обладал?
Предполагаемые ответы (зависть, злоба, ненависть, эгоизм, равнодушие, жестокость, бессердечность).
Учитель: Что помешало больному, который лежал у дверей, нажать на кнопку, ведь она была у него совсем рядом, и вызвать сестру милосердия? Чего он хотел? Какое самое страшное его качество привело к несчастному случаю? ( жестокость)
Учитель: Что такое жестокость, дайте определение этому понятию?
Предполагаемые ответы (Жестокость — свойство человека , направленное на причинение другим людям боли и страданий, при этом, испытывая удовольствие. )
(Слово прикрепить на доску)
Учитель: Человек, который лежал у дверей болел не только телом (физически), он болел душой. Видимо, его с детства не научили быть внимательным, чутким, доброжелательным по отношению к близким.
Учитель: Жестокость тоже нельзя пощупать. Оно тоже живет в сердцах людей, в их поступках.
Давайте попробуем нарисовать жестокость.( включить тревожную музыку)
Учитель: Итак, ребята, как мы можем озаглавить тему нашего классного часа?
«Жестокость или милосердие».( надпись на доске)
Учитель: Какое из этих понятий вам ближе по душе? (ответы учеников)
Учитель: Мне очень приятно, что все вы выбрали милосердие, так как оно является одним из положительных показателей в человеке нравственных и духовных ценностей. «Жестокость» и «милосердие» - категории вечные, такие же как «добро», «зло», «любовь», «смерть» и т.д. Они присутствуют в каждой человеческой жизни, наверняка и вам приходилось с ними сталкиваться.
Учитель: Проявления следов насилия, жестокости со стороны людей, к сожалению, в наше время много и со стороны взрослых, часто родителей по отношению к детям и, как не странно, со стороны детей, подростков. Казалось бы, они только начинают жить, а значит, меньше встречались со злом и несправедливостью, ложью, откуда такая жестокость и почему подростки выкладывают фото и видео своей или чужой жестокости? Например, избиения одноклассников, издевательства над слабыми и прочие гадости.
Я, лично, не понимаю, давайте вместе с вами попробуем найти этому объяснение и ответить на вопрос.Как вы думаете, есть ли у человека выбор, кто влияет на этот выбор? Как вы относитесь к таким людям? Как бороться с такими поступками подростков, какое им можно вынести наказание? Какие чувства вы испытываете к униженным, пострадавшим от жестокости подросткам? (Ответы и дискуссия учащихся.)Учитель: В предложенных мною ситуациях герои не стояли ни перед каким нравственным выбором. В жизни же выбор всегда присутствует, как присутствует у большинства людей такие ценности как сострадание, милосердие.
Учитель: Как вы думаете, человек рождается жестоким и милосердным или становится одним из них? Для вас каким вам быть легче? Милосердным или жестоким?Легко ли стать милосердным? Как научиться быть милосердным? Вывод: Чтобы воспитать в себе милосердие, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы, т.е. поставить себя на место другого человека. Тогда вы поймете, как тяжело нуждающемуся человеку.
Учитель: Милосердие требует приложения труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от своих благ и ограничения своих желаний. Стать милосердным человеком и быть им очень трудно. Жизнь всегда дает нам шанс проявить милосердие и здесь каждый человек выбирает сам, по какой тропинке он пойдет – по тропинке милосердия, помогая нуждающемуся, или свернет на тропинку равнодушия, пройдет мимо, закрыв глаза.
Учитель: Вспомните, приходилось ли вам идти по тропе милосердия и оказывать кому-то помощь? (Ответы )
Вспомните, какое доброе дело люди совершали по отношению к вам? (Ответы )
Учитель: Какая из этих тропинок ровная и гладкая, а какая с преградами и трудностями? Почему?
Учитель: Давайте вернемся к притче, к больному, который остался один в палате. Может у кого-то возникло новое чувство по отношению к этому больному? Никто не пожалел этого человека? Ведь ему тоже хотелось лежать у окна и любоваться небом, речкой, облаками? Он ведь тоже человек? Любить добро легко. Попробуйте понять и простить зло. Вот в этом и есть сила милосердия. Умение прощать из сострадания, милосердия.
Как можно помочь этому человеку? Как бы вам хотелось, чтобы закончилась притча? (Работа в группах) ( ответы)
5. Анализ ситуативных задач (работа в парах).
Учитель: Каждый день в нашей жизни бывают разные ситуации, они ставят человека перед проблемой выбора: как поступить в данной ситуации, какую выбрать – тропинку- милосердия или равнодушия? Обсудите ситуации и поделитесь - как бы вы поступили? Если возможно, попытайтесь ее обыграть.
Ситуация №1. В один дождливый день я ушла..на крышу нашего дома. Стоя на краю, ощущала, как холодные капли били меня по лицу, не так больно как родители, но все же и в этот момент у меня было лишь одно желание - разбиться вдребезги об асфальт и не видеть больше никого, хотя у меня никого и нет: в школе со мной не общаются, наверное, боятся моих родителей, и я их понимаю. Сделав шаг навстречу смерти, я услышала звук - кто-то вошел на крышу, это была компания ребят, наверно, старше меня… Они заговорили со мной, и я рассказала им всё, потому что больше некому…С того самого дня мы проводим время вместе. Они показали мне отличный способ расслабиться - воткнула шприц в вену и все, больше ничего тебя не волнует… так я живу около полугода, и следы на сгибе левой руки не проходят, а родители продолжают надо мной издеваться, но мне нет до них дела, мне нет дела ни до чего… кроме наркотиков. Но я не хочу так жить. Помогите мне, пожалуйста!
Ситуация №2. По улице шли мальчик и девочка. Шел сильный дождь. Впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась, уронила клюку в лужу.
- Подожди меня!— крикнул мальчик девочке, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила:
-Это твоя бабушка?
-Нет! — ответил мальчик.
-Мама? — удивилась подружка!
-Нет.
-Ну, тетя или знакомая?
-Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка
Ситуация №3. Собака, которая живет в интернате, покусала одного из воспитанников. Директор распорядился прогнать собаку. Кому вы будете сочувствовать?
Ситуация №4. Сережа отобрал у Вовы новогодний подарок. Затем подошел к Саше, которого обидели старшие ребята, и отдал подарок ему. Сережа проявил сочувствие или жестокость?
Ситуация №5. На улице человека сбила машина. Находившийся рядом врач начал вправлять выбитое плечо пострадавшему. Человек кричал от боли. Врач жестокий?
Ситуация №6. Мальчик хорошо учится, дискотеки, футбол его не интересует, общих интересов с одноклассниками нет, учителя его ставят в пример, а многие ребята по всем этим причинам недолюбливают и позволяют грубые шутки в его адрес. Получается заколдованный круг – такое отношение ребят все более отталкивает от них мальчика. И вот, в коридоре школы при его появлении ваши друзья начинают громко смеяться, вы понимаете, что они неправы. Эти шутки вам не нравятся. Ваша реакция: -посмеетесь вместе со всеми, вы не хотите, чтобы другие подумали, что он вам нравится;
-не будете смеяться над шутками других, хотя не выскажете своего отношения;
-не будете смеяться и скажите другим, что вам это не нравится.
Вопросы для обсуждения: Какой вариант поведения правильный? Почему мы не всегда его выбираем?
Учитель: Мы видим, что жизнь все время предоставляет нам право выбора, шанс встать на дорогу добра и милосердия и идти по ней. Как вы думаете: Каких людей больше - добрых или жестоких?(ответ) Конечно же, милосердных, доброжелательных, добрых и т.д.
Учитель: Какой напрашивается вывод, что жестокость в человеке вызвана разочарованием в жизни, под воздействием каких-то жизненных факторов, лекарство от которых – милосердие, а милосердие – это активная доброта.
Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро.
Во все времена мы говорим о том, что мир может спасти только доброта, а вокруг все больше жестокости.
Человеческая жестокость – это тема, которая становится все актуальнее в России. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости особенно среди подростков. Часто действия просто непонятны, настолько они выходят за рамки разумного.
Избиения одноклассников в школах, «разборки» с соседями по двору, нападения на взрослых с целью ограбления или издевательств, - все это проявления подростковой жестокости, которой раньше действительно было намного меньше.
Беседа «Откуда берется жестокость»
- По вашему мнению, почему в мире существует жестокость?
+ (Ответы детей)
- Неужели такие качества как сострадание, милосердие, доброта и порядочность сейчас не модны?
+ (Ответы детей)
Практическое задание.
Я предлагаю написать и назвать качества, присущи жестокому и доброму человеку.
Жестокому человеку присуще:
1. Агрессивность.
2. Раздражительность.
3. Нервозность.
4. Мстительность.
5. Отсутствие ласки и нежности. 6.Бессердечность.
7. Равнодушие.
8. Конфликтность.
9. Хамство.
10. Цинизм.
11.Хладнокровие.
12.Холодность.
Доброму человеку присуще:
1. Доброта.
2. Ласка.
3. Нежность.
4. Забота.
5. Сдержанность.
6. Сострадание.
7. Умение оказать помощь в любую минуту.
8. Внимание.
9. Веселость.
10. Увлекательность.
11. Образованность.
12. Интеллигентность.
13. Вежливость.
14. Культурное поведение.
15. Неконфликтность.
16. Сердечность.
Для хорошего человека вы нашли больше качеств. Так и должно быть. Только вот одно вы не учли. Психологи доказали, что в каждом из нас «сидит» жестокость. Только некоторые могут с ней справиться, а другие выпускают наружу. Да и обстоятельства бывают разные.
Вот мы и подошли к проблеме.
Откуда берется жестокость и равнодушие?
Давай те выясним, какие же причины вызывают в нас жестокость?
+ (Семья, кино, безнаказанность, популярность жестоких игр, окружение).
Учёные выделили несколько факторов. Среди них важное значение имеют:
Биологический фактор - это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма (нарушение умственного развития, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи). Они не дают человеку чувствовать себя полноценным членом общества, и потому происходит его озлобленность.
Психологические факторы - это психопатологии. Выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении.
Социально-психологические факторы. В их основе - индивидуальные особенности, приводящие к процессу социализации. Чаще всего они вызываются внутрисемейными отношениями. Если в семье царит жестокость, то чему же можно научиться?
Социально-экономические факторы. Это социальное неравенство, обнищание значительной части населения. А ведь любому хочется что-то иметь в жизни. Обидно, когда у одного много, а у меня нет, это может вызвать агрессию и неудовлетворенность жизнью.
Морально-этические факторы. Отсутствие моральных ценностей в стране.
И еще существует такой фактор, как равнодушие
Равнодушие – что это такое?
+ (Ответы детей)
- Равнодушие = ровная + душа
Равнодушие – это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему-либо или кому-либо.
Какие синонимы можно подобрать к слову «равнодушие»?
+ Апатия, безразличие, черствость, бесчувственность, подлость, бессердечность, безучастие, пассивность, бездушие.
Зачастую, для спасения человеческой жизни не надо быть героем, а достаточно проявить неравнодушие, участие, готовность прийти на помощь, протянуть руку, проявить смелость в отстаивании своей позиции – другими словами, достаточно любого проявления гражданского мужества.
- Как вы думаете, человек рождается равнодушным или становится им?
-Для вас каким вам быть легче? Милосердным или равнодушным?
+ (Ответы детей)
Вывод: Чтобы воспитать в себе милосердие, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы, т.е. поставить себя на место другого человека. Тогда вы поймете, как тяжело нуждающемуся человеку. Милосердие требует приложение труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от своих благ и ограничения своих желаний. Стать милосердным человеком и быть им очень трудно.
Жизнь всегда дает нам шанс проявить милосердие и здесь каждый человек выбирает сам по какой тропинке он пойдет – по тропинке милосердия и помочь нуждающемуся или свернуть на тропинку равнодушия и пройти мимо, закрыв глаза.
- Вспомните, приходилось ли вам идти по тропе милосердия и оказывать кому-то помощь?
+ (Ответы детей.)
- Вспомните, какое доброе дело люди совершали по отношению к вам?
+ (Ответы детей.)
- А были ли равнодушие с вашей стороны по отношению к другим и наоборот?
+ (Ответы детей)
-Как вы считаете: по какой дороге идти легче, а по какой труднее? Почему? Какая из этих тропинок ровная и гладкая, а какая с преградами и трудностями?
+ (Ответы детей)
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
И ты живешь не зря!
Будь весел, чтоб радостно стало
Тому, с кем подружишься ты,
Чтобы каждому в жизни хватало
Прекрасной людской доброты!
Класс спускался по лестнице в вестибюль школы. И вдруг одна из учениц – Вера – поскользнулась и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула шедшую впереди Иру, а портфелем стукнула Колю. Как отреагировали на случившееся ребята? Ира закричала: «Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!» Петя громко сказал: «Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги» Коля замахнулся портфелем и попытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только одна Оксана сказала: «Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она толкалась? Она ведь упала!» И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула ее платье.
-Скажите, что вы думаете о поступках этих ребят. Кто себя проявил лучше всех? (Анализ ситуации в целом и поступков каждого героя в отдельности.) А что именно вам больше всего не понравилось? (Грубость Иры и Коли; равнодушие окружающих; поведение Пети.)
-Итак, мы решили, что в этой ситуации с лучшей стороны проявила себя Оксана. Но сочувствие – это еще не все. Подумайте, как следует. Вы считаете, что среди ребят, которые прошли мимо, не было ни одного сочувствующего? (Может быть, и были.)
- Но они что-нибудь сделали? Заступились за Веру? Помогли ей? Умение проявить твердость, невосприимчивость ко всему дурному – это еще полдела. Нужно быть способным выразить нетерпимость к нарушению норм и правил поведения. Вспомните, не случалось ли вам попадать в подобные ситуации, видеть несправедливость, равнодушие или, наоборот, сочувствие? Приведите примеры. (Высказывания детей)