Тема: «С детства дружбой дорожить.
ЦЕЛЬ: - Раскрыть сущность понятия дружба;
- Какими качествами должен обладать настоящий друг;
- Какую роль играют в нашей жизни друзья;
- воспитывать стремление дружить с окружающими.
Организационный момент.
Звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе».
На доске эпиграф:
Крепко – накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Основная часть.
Здравствуйте ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема занятия.
А о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. Подсказка: к этому слову подходят определения крепкая, долгая, настоящая.
Итак, слушаем внимательно вопросы.
Вопросы:
Отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям. (Доброта)
Так называют человека высоконравственного, честного и открытого. (Благородный)
Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы. ( Мудрость)
Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека, услышать в его голосе. ( Нежность)
Так называют экономного человека. (Бережливый)
Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего порядок, выполняющего всё старательно и точно. (Аккуратный)
Какое же слово получилось? ( Дружба)
Серьёзные проблемы сегодня мы будем решать –
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
«Дружба» - это важно или нет?
Сегодня мы будем с вами обсуждать несколько серьезных вопросов:
- Как вы понимаете слово «Дружба?»
- Какой я?
- Какой мой друг?
- Каким бы я хотел быть?
-Каким бы я не хотел быть?
- Каким бы я не хотел видеть друга?
- Что значит дружить?
Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожигав:
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.
Составление рассказа о дружбе.
Сейчас каждому из вас я предлагаю написать маленький рассказ о своем друге и какая у вас дружба.
Желающие прочитать свой рассказ. (Дети читают)
В чём состоит красота, ценность дружбы, её значение в жизни?
Чтение и обсуждение стихотворения:
Песня о дружбе
Детская дружба чиста и крепка.
Жили на свете два верных дружка,
Бегали вместе весной по полям,
Горе привыкли делить пополам,
Вместе учились и вместе росли,
В армию вместе пошли.
Светлая дружба, ты греешь сердца –
Сердце ребенка и сердце бойца.
В школе за партой и смертной борьбе
Верный товарищ поможет тебе.
Жили на свете два верных дружка.
Два пулеметчика, два смельчака.
Надо к реке пробираться вперед :
Воду достать - охладить пулемёт.
Река под обстрелом, река вдалеке,
Вместе друзья пробирались к реке.
Огненным ливнем бушует река.
Ранила пуля бойца – смельчака.
Гул несмолкаемый, грохот вокруг.
К другу на выручку бросился друг.
Верность товарищу в битве храня,
Бережно вынес его из огня.
Светлая дружба, ты греешь сердца –
Сердце ребенка и сердце бойца.
В школе за партой и смертной борьбе
Верный товарищ поможет тебе.
А. Барто
Как метко А.Борто, что «светлая дружба греет сердца». А какие чувства вы испытывали, слушая стихотворение?
Задумаемся над тем, что дружба нужна и ребенку, и бойцу, то есть и детям, и взрослым.
Ребята скажите : - А с кем вы дружите?
- Как, по вашему , можно ли сохранить друзей детства?
- Как вы думаете, дружить можно только с людьми?
- Дружите ли вы с животными, природой, книгами?
Физминутка:
На каждую строку стихотворения ( дети выполняют движения).
С. Михалков
Когда живется дружно (руки вперед)
Что можем лучше быть? (руки в стороны, встали на носочки)
И ссориться не нужно, (делаем приседание)
И можно всех любить. ( встали и сели за парту).
Ребята, поднимите руку у кого есть лучший друг. А вы можете объяснить, почему свои отношения называете дружбой?
(Рассказы детей)
А есть ли в нашем классе дети, которые часто ссорятся?
Я очень рада, что наш класс – дружный коллектив.
Недаром одна из пословиц гласит: « Нет лучше дружка, чем родная матушка.»
Как вы её понимаете? А какие ещё пословицы о дружбе вы ещё знаете?
Сейчас мы с вами поиграем в игру:
«Найди конец пословицы»
У нас два конверта ,в первом начало пословицы, во втором окончание.
Не имей сто рублей, а имей…. | сто друзей |
Человек без друзей, что дерево… | без корней |
Друга ищи, а найдешь… | береги |
Дерево живет корнями, а человек… | друзьями |
Дружба не гриб, в лесу… | не найдешь |
Друг лучше старый, а платье… | новым |
Итог занятия:
- Ребята что нового вы сегодня узнали?
- Кого мы называем другом?
- Каких друзей нам хотелось бы иметь?
-А каким другом является каждый из вас? ( Мысленно ответим сами себе).
Исполнение песни: «Когда мои друзья со мной». ( сл. М. Танича, муз. В.Шаинского)
Вот и подошло к концу наше занятие.