Вводная часть | - Здравствуйте дети, присаживайтесь. Ребята, посмотрите видео «Почему мы так говорим?» (учитель включает видео) - Ребята, ответьте на вопрос автора: «Почему мы так говорим?» - Верно, а как называют таких людей? - Правильно! А как называют человека, который умеет читать и писать, а также умеющий писать без ошибок? - Верно! Сегодня мы поговорим о грамотности. Ведь 8 сентября отмечается всемирный день грамотности. - Ещё раз все вместе, прочитайте определение. - Тема нашего классного часа: «Грамоте учиться – всегда пригодится». - Какие цели мы поставим перед собой? - Что мы будем воспитывать? - Что будем развивать? - А что будем уметь и знать? - Хорошо! | Здороваются с учителем, садятся за парты. Смотрят видео. Дети отвечают на вопрос: Мы так говорим, потому что мало читаем познавательных книг, плохо выполняем домашнее задания, не интересуемся искусством (мало посещаем театры и музеи), слишком много времени проводим на улице. - Таких людей называют безграмотными. - Такого человека называют грамотным. Читают определение со слайда. Предполагают цели классного часа. ( Если дети затрудняются ответить, то читают цели со слайда) | Слайд 1: Выпуск из Ералаша «Почему мы так говорим?» Слайд 2: Человек, который умеет читать и писать, а также умеющий писать грамматически верно, без ошибок называют грамотным. (Толковый словарь С. И. Ожегова) Слайд 3 (тема кл. часа) Слайд 4 (цели классного часа): Воспитывать: желание быть грамотным Развивать: мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение); речь; память. Уметь: работать в парах, рассказывать значение праздника. Знать: определение «грамотный человек», «грамотность»; историю дня грамотности. |
Организационно-деятельностный | - Слово "грамотность" имеет греческие корни и в буквальном переводе означает "чтение и письмо". Словарь определяет грамотность человека как умение писать без ошибок, бегло читать и правильно выражать свои мысли в беседе. Все эти навыки позволяют овладевать новыми знаниями, совершенствоваться, приносить пользу обществу. - Ребята, а Вы знаете, как возникла русская грамотность? Учитель читает стихотворение: Жили на свете Кирилл и Мефодий, Два византийских монаха и вдруг (Нет, не легенда, не миф, не пародия), Кто-то из них и задумался: «Друг! Сколько славян без Христа безъязычны! Надо создать для славян алфавит… - Именно благодаря трудам Святых Кирилла и Мефодия была создана славянская азбука. - Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более 700 лет. Каждая буква имела свое название. - Прочитайте несколько букв из славянской азбуки. - Вот отсюда появились крылатые фразы, прочитайте их. - Кириллица просуществовала в русском языке без изменений до Петра I, убравшего устаревшие буквы – «юс большой», «юс малый», «омега», «ук». В 20 веке из русского алфавита ушли еще 5 букв – «ять», «фита», «ижица», «ер», «ерь». Так в конце слов оканчивающихся на согласную перестали писать после нее твердый знак. - За тысячу лет из нашего алфавита исчезло много букв, а появилось всего две – «й» и «ё». Их придумал в 17 веке русский писатель и историк Карамзин. - И вот, наконец в современной азбуке осталось 33 буквы. - А вы помните алфавит? Расскажите! - Молодцы! - Так зачем же понадобился Международный день грамотности? Оказывается, что в мире проживает более 700 миллионов малограмотных и безграмотных людей. Есть и те, кто вообще никогда не видел книги. Это чаще всего люди, проживающие в Африке и некоторых странах Азии. Это все послужило, для того чтобы был учрежден Международный день грамотности. - Ребята, сейчас мы проверим ваш уровень грамотности. Работать будем в парах. 1 задание «Пословицы». - На партах лежат 2 столбика листочков, переверните их. Вам нужно собрать пословицы. В первом столбике находится начало пословицы, а её конец нужно найти во втором столбике. Работаем в парах. Если всё сделали, то поднимите руки. - Посмотрите на слайд. Проверьте, правильно ли вы соединили пословицы? Если всё верно, то на зеленой карточке напротив цифры один поставьте «+», а кого есть ошибки, поставьте «-». - Ребята, а как Вы понимаете значение пословицы: «Учить – ум точить»; «Хорошая книга – лучший друг»; «Грамоте учиться – всегда пригодится»? - Верно, молодцы! 2 задание «Беглые буквы». - Переверните желтые карточки. Вам необходимо про себя прочитать текст и вставить пропущенные буквы. Каждый работает самостоятельно. - Теперь обменяйтесь карточками и проверьте с образцом на слайде, если есть ошибки, то исправьте их простым карандашом. Обменяйтесь обратно. Если у вас и вашего соседа нет ошибок, то поставьте в зеленую карточку под цифрой 2 два «+», если ошибка у одного, то поставьте один «+», если ошибки у двоих, тогда поставьте «-». Задание 3 « Весёлая грамматика». На слайде написаны слоги, составьте из них слова и напишите их на красной карточке. Работаем в паре. Кто закончит, поднимите руку. - Прочитайте, какие слова у вас получились? (Читает один человек) - Верно, у кого получилось также, поставьте в зеленую карточку +. Теперь подсчитайте, сколько получилось плюсиков у вас с соседом по парте. Посмотрите на слайд и поднимите руки те, у кого высокий уровень грамотности, поднимите у кого средний уровень. - Хорошо, молодцы! Наш классный час подходит к концу. | Слушают учителя. Отвечают на вопрос учителя. Слушают историю возникновения славянской грамотности. Читают буквы из кириллицы. Читают крылатые фразы со слайда. Рассказывают русский алфавит. Слушают учителя. Выполняют работу в парах. Проверяют задание, выставляют результаты в бланк. 1) Когда мы учим, запоминаем какую-либо информацию, мы разрабатываем (точим) наш мозг (ум). Всегда нужно учиться, находить и запоминать новую информацию и развивать своё мышление. 2) Хорошая книга, как и хороший и лучший друг ничему плохому не научат. 3) Грамота не бывает лишней и обязательно пригодится в жизни. Грамотному человеку открыты все дороги, а безграмотному человеку даже на работу сложно будет. Читают текст и вставляют пропущенные буквы. Обмениваются карточками и проверяют с образцом на слайде, если есть ошибки, то исправляют. Выставляют результаты в зеленые карточки. Составляют из слогов слова и записывают их. Ученик читает слова: библиотека, азбука, письмо, энциклопедия, грамота. | Слайд 5: Грамотность (греч. «чтение», «письмо») – степень владения человеком навыками письма и чтения на родом языке. Слайд 6: икона Кирилла и Мефодия Слайд 7: славянская азбука. Слайд 8: крылатые фразы: «Аз да буки – вот и все науки», «»Кто знает «Аз» да «Буки» тому книги в руки». Слайд 9: фотопортрет Н. М. Карамзина На партах расположены листочки. Слайд 10 (дети проверяют задание): 1. Учить – ум точить. 2. Хорошая книга – лучший друг. 3. Книгу читать, как на крыльях летать. 4. Ученье свет, а не ученье – тьма. 5. Грамоте учиться – всегда пригодится. На карточке написан рассказ о книге: ЛЮБИ КНИГУ Книги уч..т нас быть смелыми и чес..ными, добрыми и умными. Их главные г..рои — примеры для нас в ж..зни. Любимая кни…ка как настоящий друг. Она даст х..роший совет, развеселит в грус…ную минуту. Бер...ги и люби книгу! Слайд 11: Книги учАт нас быть смелыми и чесТными, добрыми и умными. Их главные гЕрои — примеры для нас в жИзни. Любимая книЖка как настоящий друг. Она даст хОроший совет, развеселит в грусТную минуту. БерЕги и люби книгу! Слайд 12: БИБ ТЕ КА ЛИО АЗ КА БУ СЬ ПИ МО ЦИК ЭН ПЕ Я ЛО ДИ МО ТА ГРА Слайд 13: Высокий уровень – четыре «+» Средний уровень – три «+» Низкий уровень – два и меньше «+». |
Оценочно-аналитический | - Сегодня наш классный час был посвящен Всемирному дню грамотности. - Что для себя нового Вы узнали? - Что больше всего Вам понравилось? - Ребята, а сейчас мы составим памятку для того, чтобы мы стали грамотными людьми. Пожалуйста, выйдите к доске 3 человека. На голубых листочках написаны рекомендации, но не все они подходят, Вам нужно взять, прочитать его вслух и определить верный он или нет. Если совет правильный, то приклейте его на нашу памятку. - Посмотрите, какая памятка у нас получилась! Прочитайте её. Молодцы! Классный час окончен. | Отвечают на вопросы учителя. К доске выходят 3 человека. Выбирают правильные советы и приклеивают на памятку. Один ученик читают всю памятку. | Слайд 14 (слова помощники): Я сегодня узнал … Больше всего мне понравилось … На карточках написаны советы: Читать много познавательных книг! Чаще заглядывать в словарь, чтобы узнавать значение новых слов! В своей речи не использовать слов «паразитов»! Увлекайтесь кроссвордами, ребусами, шарадами! Учите правила русского языка! Чаще пишите диктанты и изложения! Читайте одни анекдоты! Научные телепередачи переключайте и всегда смотрите только мультфильмы! При разговоре всегда используйте слова «паразиты»! Слайд 15: Спасибо за внимание! |