СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект классного часа в 5 классе "Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа в 5 классе "Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой"»

Управление по образованию Молодечненского райисполкома




Государственное учреждение образования

«Молодечненская средняя школа № 1 имени Янки Купалы»





Классный час


Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой








Подготовила

Вяжевич Н.А.,

учитель русского языка

и литературы,








Молодечненский район, 2020 г.



Классный час для учащихся 5 класса

(Слайд 1) «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой»

Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.

Задачи:

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развитие у детей социальных навыков и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

-ознакомить с новыми понятиями: буллинг, моббинг;

-создать благоприятного психологического климата в классе;

Форма проведения классного часа: беседа, лекция, опрос, просмотр видео ролика, самостоятельная и групповая работа обучающихся.

Оборудование: мультимедиа, презентация, отрывок из сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок», заготовки понятий (ТРАВЛЯ, БУЛЛИНГ, МОБИНГ– буклеты, листы бумаги, карандаши)

Видеокейс: отрывок из художественного фильма Ролана Быкова «Чучело» (1983, фрагмент «Сожжение платья)

Участники: обучающиеся 5 «Б» класса

Ход классного часа

  1. Организационный момент

Педагог: Добрый день, мои дорогие! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к нашему мероприятию? Тогда вперед!

  1. Определение темы беседы

Учитель в начале занятия предлагает взять каждому из мешочка конфету(которые одинаковые).Дети воодушевляются сладким презентом, а учитель подводит это к тому, что, как конфеты эти все одинаковые, так и мы все одинаковые, имеем одинаковые права и т.д.

(Слайд 2) А прежде, чем мы определим тему нашего занятия, я хочу обсудить с вами одну старую историю , которую вы все хорошо знаете.

Педагог: «Когда утята пришли во двор, другие утки рассматривали их и громко говорили:— Ну вот, еще целая орава! Точно нас мало было! А этот-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим! И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.

— Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал!— Это верно, но он такой большой и странный! — отвечала забияка. — Ему надо задать хорошую трепку!

— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме вот этого. Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

Все утята стали вести себя как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры.

Педагог: Итак, ребята, кто вспомнит как называется эта сказка и кто ее автор? (ответы детей)

Конечно, это сказка о гадком утенке. А давайте вспомним, что было дальше. (ответы детей)

Вы очень хорошо помните эту сказку. Правильно, утенка стали обижать.

Так прошел первый день, а потом стало еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: “Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!” А мать прибавляла: “Глаза бы на тебя не глядели!” Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою.

Педагог: Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете к утенку? Хочется ли вам его защитить от нападок других птиц? Чем вызвал недовольство окружающих бедный утенок?

Педагог: Верно, он был не похож на других птиц этого птичьего двора, а главное – он им попросту не нравился.

Я, когда готовилась к нашей встрече вдруг задумалась, что таких примеров в сказках множество!

(Слайд 3,4,5,6,7,8) -А можно ли встретить подобную ситуацию среди людей? (ответы детей, примеры из жизни)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь у нас сегодня? Правильно, о травле. К сожалению, такое явление бывает среди людей. Особенно часто оно встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава. А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется “травля”. Травля – это болезнь. Есть болезни, которые поражают не людей, а классы, компании. Это как если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если класс не следит за чистотой отношений, то заболевает насилием. Любую болезнь нужно лечить.

  1. Работа с классом

Предлагаю вам оценить ваш личный вклад в болезнь класса под названием “травля”:

я никогда в этом не участвую,

иногда присоединяюсь, но потом жалею

травил, травлю и буду травить

Педагог: Как я рада, что никто из вас не считает, что травить — это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, мы сегодня будем не лечиться от этой болезни (у нас её нет), а будем делать прививку – чтобы её никогда не было в нашем классе.

Я предлагаю вам записать свод правил, которым мы все будем следовать.

(дети работают в паре и предлагают правила)

Твой класс-это твоя семья.

У нас не выясняют отношения с кулаками.

Не оскорбляют друг друга.

Не смотрят равнодушно, когда двое дерутся. Их разнимают.

Не смеются над чужими недостатками.

Не портят чужие вещи.

Дорожить дружбой, ведь мы одна команда

Относиться к окружающим, помня золотое правило: поступай с другими так, как хочешь, чтобы обращались с тобой.



(Слайд 9) Педагог: - А теперь пусть каждый поставит под правилами свою подпись, как свидетельство и согласие их соблюдать.

  1. Определение основных понятий

Педагог: В последнее время появились новые понятия такие как: буллинг и моббинг. Сегодня мы с ними познакомимся (слайды на презентации)

(Слайд 10) Травля, или буллинг– это негативные действия со стороны одного или нескольких человек в отношении другого человека на протяжении длительного времени.

(Слайд 11) Буллинг (от английского bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, на-сильник) — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Буллинг – это систематическое физическое насилие, словесные оскорбления и запугивание детей со стороны одноклассников

(Слайд 12) Выделяют несколько типов буллинга:

• Физический. Он проявляется, умышленными толчками, ударами, пинками, побоями или нанесение иных телесных повреждений и др. ;

• Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете, игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).

• Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.

• Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

Моббинг— форма психологического насилия в виде травли в коллективе. Виды моббинга: бойкот, придирки, насмешки, предоставление ложной информации, доносительство, различные издевательства.

Более наглядно продемонстрировать это понятие мне хочется на примере отрывка известного художественного фильма Ролана Быкова «Чучело». Главную роль Лены Бессольцевой в этом фильме исполнила Кристина Орбакайте.

(Слайд 13) Сюжет фильма следующий: в провинциальную школу приходит новая ученица Лена Бессольцева. Лена селится у своего дедушки-коллекционера картин. В школе девочку встречают с неприязнью и дают ей обидное прозвище «Чучело». И только Дима Сомов относится к девочке с симпатией и оказывает ей поддержку. Всем классом ребята прогуливают урок литературы. Дима Сомов в разговоре с классной руководительницей выдаёт тайну. За прогул урока детям отменяют поездку в Москву в осенние каникулы. Недолго думая, ребята решают найти и наказать предателя. Видя нерешительность Димы Сомова, Лена берет вину на себя. В результате она становится изгоем, одноклассники объявляют ей бойкот, начинают над ней издеваться и даже избивают.

(Слайд 14) Просмотр видеоролика (отрывок из фильма «Чучело»)

Обсуждение видеоролика

Педагог:

Какие чувства вы испытывали, когда смотрели фильм?

Какие желания, побуждения у вас возникали?

Что вам захотелось сделать?

Какие формы проявления зла вы увидели при просмотре данного фрагмента?

(Ответы детей: и моббинг, и буллинг. Одноклассники насмехаются над девочкой, используют физическое насилие, словесные оскорбления, …Жестокость подростков, унижение сверстников)

Педагог: Вспомните кадры из фильма…Подумайте про себя, совершал ли я подобное… хотел бы я оказаться на месте главной героини?

Всегда ли мы хорошо поступаем по отношению к своим сверстникам?

(Слайд 15) Педагог: Героиня фильма не смогла найти выход из ситуации в которой оказалась. Что же делать, если по какой-то причине, мы оказались в подобной ситуации? (ответы детей, просмотр слайда)

-обратиться к родителям

-к учителю

-школьному психологу или социальному педагогу

-в школьную службу медиации

-по телефону доверия

Педагог: Каждый из вас должен знать элементарные правила: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью. А так же вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни. Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Педагог: Ребята, живите по принципу «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».

Педагог: А сейчас я вас попрошу вспомнить все, о чем мы с вами сегодня говорили, и постараться ответить на следующий вопрос:

- сегодня на занятии мне понравилось или не понравилось….

- я узнал… (ответы детей)

(Слайд 16) Педагог: Спасибо, ребята, за ваши отзывы. А закончить хочется нашу беседу клипом группы Цветы « Свет и радость».

Песня «Свет и радость» написана еще в середине 70-х годов. Вместе с рок и поп-звездами и этническими музыкантами в песне поют представители пяти основных мировых религиозных конфессий: буддизма, индуизма, иудаизма, ислама и христианства . Мелодии разных культур друг за другом вплетаются в основную тему припева со словами «Свет и радость, и любовь», ведь именно эти понятия объединяют всех людей на земле. Песня звучит как своеобразный гимн единству многообразия людей на земле, гимн взаимоуважению и мирному сосуществованию разных культур, рас, национальностей и вероисповеданий. Это светское произведение, идея которого - показать красоту и многообразие разных музыкальных культур и традиций, существующих в России и в мире.

(Слайд 17) Спасибо за урок. До новых встреч.