«Масленица. Блины, блинчики, оладьи»
Конспект комплексного занятия в рамках «Недели психологической разгрузки детей». Раздел: «Патриотическое воспитание. Знакомство с народными традициями».
Воспитатель I кв. категории
А.С. Кабанова.
Цель:
Профилактика психологического здоровья детей.
Создание благоприятного психологического климата.
Задачи:
Познакомить детей с народным праздником Масленица.
Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.
Коррекционные задачи:
Упражнять в словообразовании.
Развивать глазомер, мелкую и общую моторику.
Ход занятия:
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Мотивировать обучающихся к изучаемой теме, настрой на совместную деятельность.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день. Я очень рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением.
-А сейчас встаньте в круг, возьмитесь за руки. Давайте подарим друг другу улыбки: вы мне, а я вам. Улыбнитесь друг другу от всей души. Вы улыбаетесь, а улыбка - это символ добра.
Улыбаться чаще стоит –
Интересней станет жить,
Ведь улыбка не позволит
Ни тебе, ни мне грустить…
Воспитатель: Вам хорошо вместе?
Ответ детей. Да.
Воспитатель: Молодцы. Садитесь. Рассаживаемся за столы (полукругом).
Актуализация знаний.
Цель: выявление знаний учащихся; создание условий для формулирования цели занятия.
Воспитатель: Издавна на Руси отмечаются традиционные праздники, такие как Рождество, Крещение, Пасха и среди них Масленица. Масленица – один из самых древних, любимых и весёлых народных праздников, который появился очень давно,
но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю - семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. В это время прощаются с зимой и прославляют весну. И сегодня мы будем праздновать Масленицу.
Воспитатель.
Много славных и добрых праздников
Нам осталось от старины.
По традиции наших прадедов
Зиму мы проводить должны!
Основная часть.
Воспитатель. Из зимних праздников на Руси самый весёлый и задорный – Масленица. Он возник у наших языческих предков. Согласно легенде Масленица родилась на севере, отцом её был Мороз. Однажды в самое суровое время года человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами, и позвал помочь людям, согреть и развеселить их.
И Масленица пришла… румяная, хохочущая, разогрела застывшую кровь, схватила людей за руки и пустилась с ними плясать до обморока.
Масленица обычно бывает в феврале, реже – в начале марта: каждый год по разному. Её вычисляли по церковному календарю.
Воспитатель. А где же она, наша Масленица? Сейчас мы с вами её сделаем!
Две помощницы на глазах у зрителей делают чучело масленицы, поясняют, что его изготавливали из соломы, надевали старую женскую одежду…
Воспитатель. Масленица самый весёлый, разгульный праздник. В народе говорили: «Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить». Считалось, что если плохо отпраздновать её, то придётся жить в горькой беде. Самая примечательная черта праздника – обжорство. В эти дни не было грехом...
есть до икоты,
пить до перхоты,
петь до надсаду,
плясать до упаду!
Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.
Масленицу встречаем
И чего ей только не обещаем:
Реки сметаны,
Горы блинов,
Лишь бы скорее приехала она,
Честная, широкая, весёлая боярыня!
Воспитатель. Каждая хозяйка старалась угостить домочадцев на славу. И главным блюдом были, конечно, блины. Пекли их, как правило, из дрожжевого теста. Мука бралась самая разная: ячменная, пшеничная, овсяная, гречишная и даже гороховая.
Сегодня мы обычно используем пшеничную, а между тем, истинно русские блины – из гречишной муки.
Блины ели с растопленным сливочным маслом, со сметаной, творогом, крутыми и мелко нарезанными яйцами, икрой красной и чёрной икрой, всякой солёной рыбой – сёмгой, лососиной, севрюгой, белугой, селёдкой. Только мяса нельзя было, есть на масленицу.
Воспитатель. Как говориться, печь блины – дело не хитрое, и всё же несколько советов окажутся не лишними.
Сковороды лучше брать чугунные. Важно, чтобы они были абсолютно чистыми. Для этого их прокаливают: дно посыпают солью, а затем протирают сухой тряпкой. После такой обработки блины не пригорают и легко снимаются.
Перед тем как вылить тесто на раскалённую сковороду, её смазывают салом или растительным маслом. В качестве помазка можно использовать половину картофелины.
Тесто лучше выливать на сковороду половником, в котором бы помещалась только одна порция для блина.
Блинное тесто должно иметь консистенцию густой сметаны. Тогда блины получатся тонкими и узорчатыми.
Воспитатель. А знаете ли вы, почему на Масленицу готовят именно блины?
Восточные славяне в IX – X в. поклонялись богу солнца – Яриле. И, чтобы ускорить его пробуждение, люди стремились помочь солнцу забраться повыше на небо. Для этого Ярило-Солнце задабривали блинами, по форме напоминавшим солнечный круг.
На стену, доску прикрепляется изображение весёлого Солнца.
К нему обращались так:
Свет и Сила,
Бог Ярило!
Красное солнце наше!
Нет тебя в мире краше!
Даруй Бог Света,
Тёплое лето.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше!
Краснопогодное,
Лето хлебородное.
Красное Солнце наше!
Нет тебя краше!
Воспитатель. А сколько пословиц придумал русский народ!
Масленица объедуха, деньгам приберуха;
Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают;
Блин не клин, брюха не расколет;
Блином масленым в рот лезет;
Блины брюху не порча;
Не всё коту масленица, будет и великий пост
и многие другие.
Воспитатель. Праздник продолжался неделю, и каждый день имел своё название… Начало праздника открывалось шумной встречей масленицы в понедельник, он так и назывался «встреча».
Коляда-моляда,
Прикатила молода!
Масленицу встречайте
Добром друг друга одаряйте.
Вторник – «заигрыш». С этого дня начинались ряжения, катания на санках, много народа выходило с весельем на улицу.
Эй, ребята, детвора!
Не сидите по домам!
Ведь на улице сейчас
Чудеса встречают вас!
Среда – «лакомка». Во всех домах пекли пироги.
С пылу, с жару, из печи
Блины, булки, калачи.
Всё, что есть, на стол мечи:
Или тёпленький пирог,
Или маслице, творог,
Или денежку копьём,
Или рубль серебром!
Четверг именовался «разгулом», «переломом» и ещё «широким четвергом». На этот день приходилась середина веселья и гульбы.
Сегодня дома не сиди!
В гости к другу ты иди,
И на пляску пригласи.
Тебе добром я отплачу,
Красну девицу сыщу!
Пятница – «тёщины вечера»: зятья угощают тещ.
Ставьте тёщам пироги
Не жалейте угощенья,
Будет вам всегда прощенье.
Суббота – «золовкины посиделки». Молодые невестки принимают в гости родных.
Приглашайте, молодицы,
Родных чаем угоститься,
Пряниками и блинами
И хорошими словами.
Воскресенье – «проводы». Последний день Масленицы. Сударыню Масленицу взгромождали на сани, а в сани впрягались трое молодых парней, которые возили её по улицам. Когда Масленица заканчивалась, чучело Масленицы сжигали на костре.
Прошла Масленица
Кончилось гуляньице,
Обманула, провела,
Нагуляться не дала!
Прощай зима холодная,
Приходи, лето красное!
А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Ведь последний день недели - воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то, что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека. В этот день прощали все обиды, забывали ссоры, мирились.
- Вот и вы все сейчас подумайте, какие у вас были и есть обиды, ссоры. Постарайтесь всё забыть, быть добрее друг к другу.
Воспитатель: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. В традиционном быту всегда считалось, что человек, проведший Масленую неделю плохо и скучно, будет неудачлив в течение всего года.
Практическая работа.
Воспитатель. Сейчас мы выполним аппликацию, но вначале давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои». Подготовка рук к работе.
Цель этапа: снятие утомления через физическое напряжение; формирование установки на здоровый образ жизни; развитие мелкой моторики рук.
Вот помощники мои, Их как хочешь, поверни. | Повороты кистей рук из стороны в сторону |
Раз, два, три, четыре, пять. Не сидится им опять. | Стучат кулачками друг о друга |
Повертели | Вращение кистями рук |
И работать расхотели. | Руки лежат на столе, ладонями вверх |
Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик прыг в кровать. Этот рядом прикорнул. Этот пальчик уж заснул. А другой давненько спит. | Загибание пальцев в кулак под счёт |
Кто у нас ещё шумит? | Погрозить пальцем |
Тише, тише, не шумите, Пальчики не разбудите. | Выставить указательный палец. Качание указательными пальцами вперёд-назад |
Утро ясное придет, Солнце красное взойдёт, | Пальцы растопыриваются, ладони соединяются – «солнышко» |
Станут птички распевать, Станут пальчики вставать. | Сомкнутые пальцы соединяются и разъединяются с большим |
Просыпайся, детвора! В школу пальчикам пора. | Хлопки в ладоши |
Практическая часть. Выполнение аппликации «Блины, блинчики, оладьи».
Цель: развитие творческого воображения ребенка, украшение «блина» своими руками.
Рисование «Испеки блин на сковороде»
Воспитатель: Вот вылили на сковороду блинное тесто белого цвета, а вы уж, постарайтесь, испеките его до готовности - раскрасьте так, чтобы было похоже на готовый вкусный блинчик.
Детям предлагается лист бумаги в форме сковороды. Нужно раскрасить круг в центре (блин) и нарисовать на нем круги.
Аппликация «Солнышко»
Воспитатель: Блин действительно похож на солнышко. А вот, если приделать к нему лучи, сходство станет еще большим.
Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета, приклеивая их на концах к лицевой и обратной стороне круга - «солнца».
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Воспитатель: Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто ... (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем ... (блины).
Испекли для дочек - назовем ... (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда ... (блинок).
Огромный, как домище - назовем ... (блинище).
Воспитатель: Давайте поиграем в игры.
1.«Петушиные бои» - начертить круг, в кругу двое участвующих, выталкивают из круга плечом друг друга.
2.«Перетягивание каната» - на середине каната привязывают ленту, на полу чертят полосу (выигрывает тот, на чьей стороне окажется ленточка) по два-три человека.
Итог занятия.
Воспитатель. Дорогие ребята! С весной вас, с весенними праздниками, с солнечным теплом и весельем. Желаем вам хранить в сердце красоту народных русских традиций, радость души, которая была свойственна нам. Ну, а теперь, по русскому обычаю – чай!
Воспитатель: А теперь пора и настоящих масленичных блиночков попробовать. Тщательно вымойте руки и принимайтесь за угощения. А блины-то на Масленицу пекут вкусные, просто объедение. Недаром этот праздник ласково называли Масленица-объедуха. Так что ешьте, порадуйте настоящими русскими блинами своих друзей, весело провожайте зиму и будьте здоровы и счастливы!
Дегустация блинов под музыку.
Воспитатель. Ребята, когда мы наелись и напились, скажем, спасибо нашим хозяюшкам и попытаемся ответить на их вопросы.
Из какой муки и теста готовили блины на Масленицу?
Что символизирует блин?
С чем было принято есть блины?
Какие пословицы и поговорки вы знаете о масленице и о блинах?
Окончание занятия.
Цель этапа: снятие физического и психологического утомления.
Воспитатель.
Утром солнце просыпалось,
Прогоняло грусть и скуку!
Значит, нам с тобой осталось
Улыбнуться лишь друг другу.
Занятие окончено. Всем спасибо!