СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Конструкция головы человека".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте рассматривается конструктивная строение головы человека и её пропорции.

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Конструкция головы человека".»

Урок 17

КОНСТРУКЦИЯ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА
И ЕЕ ПРОПОРЦИИ

Цели:

познакомить учащихся с закономерностями в конст­рукции головы человека, пропорциями лица человека; дать понятие средней линии и симметрии лица; учить изображать голову челове­ка с различно соотнесенными деталями лица;

воспитывать эстетический вкус; формировать умение на­ходить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окру­жающему миру и интерес к процессу обучения;

развивать пространственное мышление, наблюдательность, навыки работы графическим материалом.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, методические таблицы «Пропорции чело­веческой фигуры», «Пропорции лица», авторская презентация, работы учащихся из методического фонда.

Словарь: пластическая анатомия, овоид, пропорции, конструкция, средняя линия, симметрия лица.



Ход урока



  1. Организационный момент.

1. Приветствие.

Учитель. Послушайте стихотворение. Подберите к нему за­головок. Мы посмотрим, соответствует ли он тому названию, кото­рое дал ему автор.


Портрет

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас.

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Н. Заболоцкий


Сможете назвать тему нашего урока? (Ответы учащихся.)





  1. Проверка готовности учащихся к уроку.



  1. Введение в тему урока.

1. Чтение и обсуждение текстов.

Учитель. Веками мыслители и художники пытались найти всеобщие критерии красоты и эстетической ценности, но все их поиски были тщетны. Правда, в современном мире эта проблема мало кого занимает. Сегодня на смену непререкаемым авторитетам пришел дух терпимости, и никто больше не пытается свести все многообразие форм к некоему единому идеалу, который искали древние. Многие выдающиеся представители современного искус­ства отказались от идеи «истинного» отображения действительно­сти. Нас все чаще подводят к мысли о том, что красота присутству­ет повсюду. Как это ни парадоксально, прекрасное утверждает свою целостность именно через многообразие и универсальность своих проявлений. Красоту не измерить научными методами, она дана нам в ощущениях. Чувство прекрасного родилось не сегодня, оно вечно будоражило воображение человека. (По материалам журнала «Курьер ЮНЕСКО».)

Сформулируйте главную мысль текста. Во всем ли вы согласны с мнением автора? (Ответы учащихся.)

Послушайте другой текст.

Из интервью Ж.-К. Каррьера - французского писателя, драма­турга и сценариста:

- Здравствуйте, профессор. Могу я задать вам вопрос?

  • Прошу вас.

  • Когда мой сын - ему семнадцать с половиной лет - говорит о какой-нибудь девушке, он добавляет: «Вот это класс».

  • Значит, он считает ее очень красивой.

  • Это понятно. Но связано ли это выражение с понятием клас­сических канонов красоты?

  • О, не думаю. Видите ли, каноны красоты - это, скорее, сово­купность правил, норм, пропорций. По-моему, все началось со ста­туи Поликлета «Дорифор» и его теоретического труда под названи­ем «Канон». А в устах вашего сына слово «класс» означает нечто ошеломляющее, неотразимое, оглушающее.

  • Значит, если я правильно понимаю, классические каноны кра­соты все-таки существуют?

  • Да, но они изменчивы. То, что было прекрасно с точки зрения греков, вовсе не привлекало индусов и наоборот. В Древней Индии самым большим комплиментом для женщины считалось, когда ей говорили, что у нее бедра как у слона. Сегодня такое сравнение на­вряд ли кому-нибудь понравится. В Японии в одиннадцатом веке, в эпоху Хэйана, среди аристократок считалось хорошим тоном кра­сить зубы в черный цвет.

  • Африканцы особыми ухищрениями вытягивали себе шеи.

  • А индейцы бассейна Амазонки непомерно оттягивали ниж­нюю губу. Красота ... Никто толком не знает, что это такое. Напри­мер в Индии (простите, но я снова к этому возвращаюсь) красота женщины - это прежде всего внутреннее содержание, глубокая ин­дивидуальность, пронизывающая всю жизнь, ее дхарма. Поэтому там редко говорят, что женщина красива, пока ей не исполнится пятидесяти лет. А в юности она может быть, как вы говорите, хо­рошенькая. Ах, красота! Тут есть над чем подумать. Как это слож­но. Особенно, если говорить не только о людях. А что же дома, пейзажи и прочие дорогие нам предметы? Как определить чувства, которые вызывает у нас произведение искусства? Можно назвать красивым собор, но ведь то же самое можно сказать и о пьесе Беккета, и о симфонии Моцарта, о море, о небе, о лужайке, о душе. Или о закате. Но кто знает, восхитился бы марсианин пламенею­щим небом, которое нас так очаровывает? Да и вообще, смог бы он понять, что мы называем красотой?

Гармония, красота. Они всегда ускользают от нас. Они всегда остаются тайной, и разные народы тщетно пытаются найти им обоснование.

Вопросы для обсуждения:

  • Согласны ли вы с таким отношением к красоте?

  • Что для каждого из вас значит «красота»?

  • В чем вы видите красоту в произведениях изобразительного искусства?

  • Как часто вы сами «создаете» красоту в ваших рисунках, по­ступках, какой-либо другой деятельности?



  1. Сообщение темы урока.

Учитель. Для художников человек всегда был и остается главным объектом изображения. Чтобы изобразить человека, пере­дать его верный облик, необходимо ясно представлять структуру форм человеческого тела, закономерности их образования. Умение ясно представить конструкцию предмета, взаимосвязь частей, характер формы и его положение в пространстве необходимо всем – конструктору, врачу, архитектору и т.д. Например, Галилей в молодости так хорошо рисовал, что друзья уговаривали его избрать путь живописца. Прекрасно владели рисунком писатели В. Гюго, А.Пушкин, М.Лермонтов, Р.Тагор. Сохранился автопортрет Коперника. Джордано Бруно делал рисунки к своим книгам, не прибегая к помощи художников - профессионалов.

В рабо­те над изображением человеческой фигуры верной помощницей художника является анатомия. Эту истину художники осознали давно. Многие выдающиеся мастера прошлого изучали анатомию, непосредственно участвуя в хирургических операциях.

Раздел анатомии, необходимый художникам, называется пла­стической анатомией и изучает то, что образует внешние формы тела - скелет, мышечный и кожный покров.

Чем больше человек стремился познать мир и самого себя, тем более он стремился внести и в искусство контроль разума, рацио­нальное начало. Рационализм в искусстве был связан с желанием художника как-то управлять стихией эмоций, направлять их дейст­вие в необходимое русло. На определенном этапе развития, в эпоху итальянского Возрождения, он совпал с попыткой опереться в изо­бразительном искусстве на строго научные оптические начала. Ху­дожник начинает последовательно, как исследователь, изучать пер­спективу и анатомию.

Многие мастера ренессансной Италии строили свои картины чрезвычайно рационально. Они строго определяли перспективное сокращение предметов на первом плане и в глубине картины, стро­го соблюдали верность анатомическим пропорциям, фигуры вы­ступали как бы своего рода объемным рельефом (вспомним хотя бы работы Пьеро делла Франческо), подобно тому, как выступала на фоне здания колонна.

В разные времена художники по-разному изображали фигуры людей. Наши прадеды, например, думали, что время существует в изобразительном искусстве постольку, поскольку оно пытается изобразить движение. И художники 1910-х с восторгом истинных романтиков рисовали последовательные фазы движения велосипе­диста. Фигура рисовалась в причудливости последовательных фаз движения. Сразу в фас, профиль, три четверти одновременно. В результате она на листе или плоскости холста воспринималась как трехмерная скульптурная постройка. Художники декларировали, увлеченно проецируя в искусство тезисы физики, введение нового измерения времени. Но не поддается сомнению, что доминирую­щим началом в изображении человека является знание пластической анатомии. В этом показателен опыт великого создателя «Портрета Моны Лизы (Джоконды)» (около 1503 года). От Лео­нардо да Винчи нередко ведут нити к экспериментам современной живописи. Он сделал огромное количество всякого рода подгото­вительных и «учебных» рисунков, которые вошли даже в учебники анатомии и истории медицины. Изучение перспективы, геометрии, своего рода незаметная математизация искусства были одной из основ искомой им гармонии в искусстве. Через соразмерность всех частей произведения художник намеревался показать гармонию внутреннего мира человека. Для него важно было абсолютно все - от общей конструкции композиции человече­ской фигуры до каждого жеста или положения какой-либо ее части.

Посмотрите один из рисунков Ле­онардо да Винчи, которых он мог де­лать великое множество, ища самое, на его взгляд, выразительное, индиви­дуальное, что выделяло бы изобра­жаемого среди остальных.

За прошедшие годы учебы в школе вы не раз рисовали человеческие фигуры, но делали это, не опираясь на знания, а чаще всего руководствуясь лишь интуицией. Поэтому – то у вас случались и неудачи. С сегодняшнего урока мы начнем изучать основу изобразительной грамоты при рисовании человеческой головы. Мы рассмотрим конструкцию головы человека и ее пропорции по таблицам, фотографиям.

Основным методом нашего изуче­ния нового материала будет метод за­рисовок.

  1. Изучение нового материала.


1.Пропорции лица человека.

Учитель. Голова, в особенности лицо человека, является объектом пристального внимания в портретном искусстве.

Многие поколения художников изучали пропорции человече­ского тела. В деталях их выводы отличаются друг от друга, но в основном они близки. Представления об идеальных пропорциях человека были придуманы в Древней Греции, потому что древнегреческие мудрецы искали идеал любого явления и определяли его как меру совершенства. Прославленный скульптор Поликлет тогда создал знаменитый трактат «Канон», в котором он провел сложные расчеты пропорциональных соотношений тела человека.

Позднее представления о красоте пропорций изменялись, но всегда присутствовал интерес к учению о пропорциях и пониманию пластического строения человека.

Пропорции человеческого тела таковы: го­лова по высоте составляет 1/7 -1/8 части всей высоты человека.

При рисовании для установления на глаз правильных пропор­ций человеческой фигуры принято какую-нибудь ее часть прини­мать за единицу измерения - модуль, который укладывается в вы­соте всей фигуры и ее отдельных частей определенное число раз. Так, Микеланджело принимал за такой модуль высоту головы, которая во всей фигуре укладывалась 8 ¼ раза.

А вот профессор Петербург­ской академии художеств А. Са­пожников (XIX век) предложил более подробное пропорциональ­ное членение человеческой фигу­ры с помощью более мелкого мо­дуля. За единицу отсчета он при­нял высоту стопы или шеи, которые, по его выводам, уклады­ваются в высоте идеальной фигу­ры точно 30 раз. При этом голова по высоте занимает 4 такие еди­ницы и, следовательно, укладыва­ется в высоте всей фигуры 7,5 раза.

Рассмотрите на плакате эти пропорции человеческой фигуры.

Все эти общие, ориентиро­вочные данные «идеальной» чело­веческой фигуры нужны худож­нику для того, чтобы сравнивая с ними пропорции конкретной че­ловеческой фигуры, всегда легко и точно находить ее индивиду­альные особенности.

Когда мы видим человека – в жизни или на картине то, прежде всего, обращаем внимание на его голову. Голова – это самая выразительная часть человеческой фигуры. Учебное изображение головы человека значительно отличается от рисунка, портрета.

Для того, чтобы мы смогли научиться рисовать человека, нам необходимо изучить технику рисунка головы. На первом этапе изучения рисунка головы мы рассмотрим голову именно как пространственную форму, т.е. конструкцию. Известно, что все пространственные формы сводятся к простым геометрическим телам.

- Какую форму имеет наша голова? (Голова имеет округлую форму)

- А что голова напоминает в объеме? (В объеме голова напоминает яйцо (овоид)).


Теперь рассмотрите внимательнее пропорции лица человека.



Голова всегда индивидуальна по своему строению и пропорциям у каждого человека. Отыскать и подчеркнуть это индивидуальное у конкретного человека поможет знакомство с схемой пропорций человеческого лица. Оказывается, что горизон­тальная линия - ось глаз - проходит точно на половине общей вы­соты головы, то есть все, что находится выше глаз, занимает столь­ко же места, как и то, что находится ниже их. Поначалу это пред­ставляется маловероятным: кажется, что нижняя часть, где находятся нос, рот, подбородок, занимает гораздо больше места, чем верхняя, то есть лоб и темя. Но это только кажется. Нижняя часть лица кажется больше верхней потому, что она более «разра­ботана», более насыщена разнообразными деталями, тогда как верхняя лишена их.

Установив, что линия глаз проходит точно по середине головы, рассмотрим размещение остальных деталей лица. Если всю высоту головы принять за единицу, то окажется, что темя займет 1/7 часть этой величины, лоб, нос и расстояние от носа до нижней точки подбородка - по 2/7. Линия рта располагается примерно на 1/3 этого расстояния. Эта величина - 1/7 высота головы - оказывается моду­лем и для ширины головы. Она укладывается по ширине 5 раз. Рас­стояние между глазами, как и между крайними точками крыльев носа, длина глаз, расстояние от крайних точек глаз до крайних то­чек висков - все равно единице.

Все приведенные измерения являются, конечно, схематичными, примерными, и в жизни у каждого человека окажутся свои индиви­дуальные отклонения от рассмотренной схемы. Тем не менее, она будет всегда хорошим отправным ориентиром при изучении кон­кретных особенностей каждой индивидуальной головы.

2. Индивидуальные особенности деталей лица.

Учитель. Леонардо да Винчи, классифицируя формы носа, разделял их на «три сорта»: прямые, вогнутые (курносые) и выпуклые (горбоносые). Характер ноздрей и крыльев носа у людей также неодинаков. Ноздри могут быть округленными или узкими, крылья носа - плоскими, выпуклыми, короткими, удлиненными. Спереди носы тоже бывают разнообразными: и широкие, и узкие...

От того какой тип носа у человека, зависит освещение его по­верхностей. Так поверхности, обращенные к источнику света, ос­вещаются сильнее, поэтому, например, горбатый нос при верхнем освещении будет отражать больше света своей верхней частью, вогнутый (курносый) нос сильнее освещен в нижней части.

Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому необхо­димо уловить и стремиться передавать их характерную особен­ность: их размер, полноту; нижняя губа может сильно выступать, а верхняя нависать над ней и т. п.

Большое значение имеет подбородочное возвышение и особен­но нижний край челюсти, составляющий границу с шеей.

Характер глаз, их посадка бывают разнообразными: встречают­ся глаза большие и маленькие, более или менее выпуклые. Они мо­гут быть посажены так, что внутренние и внешние углы их распо­лагаются по горизонтальной прямой; иногда внутренние углы зна­чительно ниже наружных и т. п.


  1. Актуализация знаний.



Учитель. Сегодня на уроке вам нужно будет выполнить изображение головы человека карандашом

Ваша задача – правильно передать конструкцию и пропорции человеческой головы.


Рисунок головы требует более глубоких знаний и большого опыта.

Рисование человека необходимо начинать с построения обоб­щенной, но характерной массы всей головы, а затем постепенно работать над выявлением сначала ее больших форм, затем деталей, но не срисовывая их в упор по отдельности, а сопоставляя их друг с другом и со всей головой, как в натуре, так и на рисунке. То есть в начале работы вы должны наметить на листе общую форму головы, показывая ее основные части. В середине работы выясняются ее мелкие формы. В конце работы необходимо возвратиться к обоб­щению, при помощи которого в рисунке выделяется главное и ему подчиняется второстепенное.




  1. Упражнение для шеи:

Скрестив пальцы кистей, положить их сзади на шею и стараться разогнуть голову назад небольшими покачивающимися движениями. Руки, лежащие на шее, должны оказывать некоторое сопротивление. Таких движений следует сделать 10-15, темп средний.

Исходное положение - сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.

Исходное положение - стоя. «Замочек» - вести одну руку за голову, вторую - за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя по­ложение рук.


  1. Практическая работа.



Задание. Выполните рисунок головы с «идеально» соотнесенны­ми деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д. ).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

  1. Итог урока.


  1. Выставка работ учащихся.


  1. Рефлексия.



  1. Заключительное слово.


Учитель. По вашим работам видно, что сегодня вы сделали первый шаг в освоении техники изображения человека. И хотя не все сразу у вас получилось достаточно четко и пропорционально, но только пробуя, постоянно зарисовывая какие-либо индивиду­альные черты лица людей, вы сможете научиться правильно изо­бражать человека, добиваться сходства в портретах.


Домашняя работа: собрать информацию по теме; принести цветную бумагу, ножницы, клей.