Конспект коррекционно-логопедического занятия с детьми раннего школьного возраста.
Тема: Звук О. Буква о.
Цели:
Коррекционно- образовательные:
- учить детей давать характеристику звука о с опорой на различные виды контроля.
- уточнять и расширять словарный запас по теме «Осень»; формировать предикативный словарь.
- формировать навыки словоизменения;
Коррекционно – развивающие:
- развивать у детей: фонематический слух, восприятие; общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимические мышцы лица, силу голоса.
- работать над развитием дыхания, голоса;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза;
Коррекционно – воспитательнае:
- развивать наблюдательность;
- расширять у детей представления об окружающем мире.
Оборудование: зеркало, предметные картинки, сюжетная картинка «Осень» наборы для составления схем, магнитная доска.
Ход занятия
I).Организационный момент
Какое время года изображено на картинке? (осень). Какие осенние месяцы ты знаешь , ? Первый (сентябрь), второй (октябрь ) и последний (ноябрь).
Сегодня мы поговорим об осени и познакомимся с новыми словами.
Развитие мелкой моторики.
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: | Плавные, волнообразные движения ладонями |
Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой, | Загибают по одному пальчику на обеих руках. |
Вот последний лист с осинки, Ветер бросил на тропинку | Спокойно укладывают ладони на стол |
II.Массаж лица.
По общим правилам: с воображаемыми струйками дождя (поглаживание), капельками (постукивание подушечками пальцев) и снова струйками (поглаживание).
Развитие мимических мышц.
- Вот после осеннего дождика выглянуло солнышко, и вы улыбнулись.
- Но вдруг набежала тучка, и вы нахмурились, огорчились.
- Но ветер унес тучки, и вы снова улыбнулись.
III. Работа по развитию голоса
- голосовые упражнения: изобразить завывание осеннего ветра: у-у-у-у-у-у…. громко(сильный ветер), тихо (слабый ветер).
IV.Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения для губ:
- «улыбочка – «трубочка»
- для языка: «вкусное варенье», «качели», «часики»,
V.Автоматизация звука ч в слогах, словах, предложениях
Чо-чо-чо,чо-чо-чо
- У меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
- Раз болит – пойду к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
- Нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
- Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
-Помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
-Ну, тогда пойду к врачу.
VI.Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1.Объявление темы.
Вы узнаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся, если выделите первый звук в слове: осень.
2. Акустико-артикуляционный образ звука.
Изолированное произношение звука о с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Звук о – гласный (воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды, поется), обозначается фишкой красного цвета.
3. Развитие фонематического слуха.
Произношу ряд звуков вы должны поднять красный флажок, когда услышите звук о.
4. Соотношение звука с буквой.
В старом дереве дупло
Ну, совсем как буква о.
(гимнастика для глаз: нарисовать глазами букву о)
VII. Физкультминутка. «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре,пять Шагать на месте
Будем листья собирать Приседать
Листья березы Руки перед собой. Изображать руками ступеньки:
Листья рябины поочередно укладывать ладошки друг на друга.
Листики тополя,
Листья осины
Листики дуба мы соберем Встать. Руки сжать в замок.
Маме осенний букет отнесем Шагать на месте.
VII. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
- Назовите одинаковый звук в словах: дом, зонт, пальто.(Звук о в словах произносится утрированно). Звуковой анализ слова дом с графической записью.
VIII. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи
1. Подобрать слова отвечающие на вопросы кто? Что? По теме Осень.
Пришла(что?) – осень
Дует –
Завяли –
Опадают –
Моросит –
2. Игра «Домики»
В красном домике живут слова про которые можно сказать она, в синем он, в зеленом оно.
3. Назови глаголы. По картинка составляются предложения используя необходимые глаголы.
4. Я называю одно дерево, а ты много
Дуб – дубы,
Ель –
Сосна –
Береза –
Рябина-
5. Назови листья:
Лист дуба какой? (дубовый)
Березы, клена, рябины
6. Деление слов на слоги (схема)
7. Игра «А вчера…»
Предлагаются картинки с изображением различных действий, логопед начинает «А вчера .. и показывает картинку.
IX. Итог занятия.
О каком времени года мы сегодня говорили? С каким звуком познакомились? Какой он гласный или согласный?