СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект коррекционно-педагогического занятия на тему: «Понятие о звуке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект коррекционно-педагогического занятия на тему: «Понятие о звуке»»

Конспект коррекционно-педагогического занятия


Тема: Понятие о звуке.

Задачи: 

- дать понятие «звуки речи»;

- способствовать развитию общего, слухового и речевого внимания;

- совершенствовать навык звукового анализа и синтеза;

- содействовать развитию фонематического слуха;

Оборудование: иллюстрация «эмоции», записи звуков.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Психогимнастика

- Посмотрите на эти лица (показываются смайлики)

- Какие они разные!

Ребята называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый. Мимические упражнения.

- Изобразите злую фею, доброго волшебника, печальную Алёнушку, огорченного Лунтика.

  1. Сообщение темы занятия

- Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

  1. Развитие слухового внимания

- Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять—начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Проводится игра «Молчанка»

- Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков, предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.

Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.

- А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.

Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.

- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал, чем мы слушали? (ушами) Уши— это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно оберегать уши от холода)

  1. Знакомство с термином «Речевой звук»

Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».

Где-то собаки ворчали:
—Рры!

В стойле коровы мычали:
— Ммуу!

В комнате мухи жжужали:
—Жжи!

Мимо машины бежали:
—Тррр!

Гудели от ветра все провода:
— Зззи!

Капала в кухне из крана вода:
— Кап!

Перекликались в ночи поезда:
—Уу-уу!

Листья под ветром шумели:
—Шшшшш!

Змеи в лесу шипели:
— Ссс!

А комары все пели:
—Ннннь!

Непоседа мяч и ночью

Успокоиться не хочет:
— Пам, пам!

Куклы кашляют в постели,

Днем мороженое съели:
—Кха-кха!

- Звуки издают животные, а мы с вами — говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова, мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

  1. Физминутка

«Прогулка в лес». Ходьба с высоким подниманием колена. Перешагиваем через бревно, перепрыгиваем через ручеек.

Прыжки на двух ногах.

Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о! Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок.

Легкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра и ветра во время бури.

Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик (подберезовик, боровик) нашли.

  1. Произношение отдельных звуков. Развитие просодии

- Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ёжик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ёжик: э-э-э. Как пели звери?

Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.

- За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).

  1. Ознакомление с органами артикулярного аппарата

- Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки (язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот — домик звуков.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями—

Белые звери.

Любят зверушки

Конфеты и плюшки.

- В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь — губы, вторая — зубы. Произнесите звук п-п-пЭтот звук произносим губами.

- Произнесите звук б-б-бЭтот звук тоже произносится... (губами). 

- Произнесите звук лПосмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это — нёбо.

- Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-дПочувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.

- Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-бЗдесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук гГолос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы.) Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)

  1. Артикуляционная гимнастика

Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь.

Упражнения для губ и языка.

А еще нужно научиться правильно дышать.

Дыхательная гимнастика.

  1. Игра «Слова»

- Сами по себе звуки вроде бы ничего инее обозначают. Произнесите О, Д, М – никто ничего не поймет. Но достаточно произнести эти же звуки в другом порядке, получится слово, которое имеет смысл ДОМ

- Так что же такое «звуки речи».

Что может получиться из звуков, если они будут стоять в определенном порядке? (слово)

- Я буду называть последовательно звуки, а вы догадайтесь какое слово я сказала и поднимите картинку.

МАК, НОС, ЗОНТ, СОВА, ЛИСТ, ФЛАГ, МЫЛО, БАНАН

  1. Итог занятия

—Вот мы и научились слушать, что?

—Звуки.

—А чем мы слушали?

—Ушами.

—Чем мы произносим звуки?

—Ртом.

—Молодцы!