Конспект коррекционно-педагогического занятия
Тема: Понятие о звуке.
Задачи:
- дать понятие «звуки речи»;
- способствовать развитию общего, слухового и речевого внимания;
- совершенствовать навык звукового анализа и синтеза;
- содействовать развитию фонематического слуха;
Оборудование: иллюстрация «эмоции», записи звуков.
Ход занятия
Организационный момент
Психогимнастика
- Посмотрите на эти лица (показываются смайлики)
- Какие они разные!
Ребята называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый. Мимические упражнения.
- Изобразите злую фею, доброго волшебника, печальную Алёнушку, огорченного Лунтика.
Сообщение темы занятия
- Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
Развитие слухового внимания
- Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять—начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.
Проводится игра «Молчанка»
- Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков, предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.
Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.
- А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.
Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.
- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал, чем мы слушали? (ушами) Уши— это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно оберегать уши от холода)
Знакомство с термином «Речевой звук»
Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».
Где-то собаки ворчали:
—Рры!
В стойле коровы мычали:
— Ммуу!
В комнате мухи жжужали:
—Жжи!
Мимо машины бежали:
—Тррр!
Гудели от ветра все провода:
— Зззи!
Капала в кухне из крана вода:
— Кап!
Перекликались в ночи поезда:
—Уу-уу!
Листья под ветром шумели:
—Шшшшш!
Змеи в лесу шипели:
— Ссс!
А комары все пели:
—Ннннь!
Непоседа мяч и ночью
Успокоиться не хочет:
— Пам, пам!
Куклы кашляют в постели,
Днем мороженое съели:
—Кха-кха!
- Звуки издают животные, а мы с вами — говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова, мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
Физминутка
«Прогулка в лес». Ходьба с высоким подниманием колена. Перешагиваем через бревно, перепрыгиваем через ручеек.
Прыжки на двух ногах.
Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о! Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок.
Легкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра и ветра во время бури.
Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик (подберезовик, боровик) нашли.
Произношение отдельных звуков. Развитие просодии
- Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ёжик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ёжик: э-э-э. Как пели звери?
Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.
- За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).
Ознакомление с органами артикулярного аппарата
- Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки (язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот — домик звуков.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями—
Белые звери.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки.
- В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь — губы, вторая — зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами.
- Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится... (губами).
- Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это — нёбо.
- Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.
- Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы.) Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)
Артикуляционная гимнастика
Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь.
Упражнения для губ и языка.
А еще нужно научиться правильно дышать.
Дыхательная гимнастика.
Игра «Слова»
- Сами по себе звуки вроде бы ничего инее обозначают. Произнесите О, Д, М – никто ничего не поймет. Но достаточно произнести эти же звуки в другом порядке, получится слово, которое имеет смысл ДОМ
- Так что же такое «звуки речи».
Что может получиться из звуков, если они будут стоять в определенном порядке? (слово)
- Я буду называть последовательно звуки, а вы догадайтесь какое слово я сказала и поднимите картинку.
МАК, НОС, ЗОНТ, СОВА, ЛИСТ, ФЛАГ, МЫЛО, БАНАН
Итог занятия
—Вот мы и научились слушать, что?
—Звуки.
—А чем мы слушали?
—Ушами.
—Чем мы произносим звуки?
—Ртом.
—Молодцы!