Конспект занятия альтернативной коммуникации на тему:
«Называние (употребление) слов, обозначающих предмет»
Цель: освоение представления о словах, обозначающих предметы.
Задачи:
способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы;
учить соотносить слова-предметы с их графическим обозначением;
развивать умение подбирать слова к обобщающим понятиям;
Ход занятия
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
– Так возьмемся, ребята, скорей за работу! Проверим готовность к уроку
1.Он в самом омуте живет –
Хозяин глубины.
он огромный рот,
А глазки чуть видны.
Сом)
2.Пчелам – на работу,
Маме – на заботу,
Хворым на леченье,
Всем – на угощенье.
(Мед)
3.Это старый наш приятель:
Он живет на крыше дома.
Острый клюв, ходули –ноги,
Строит сам себе жилье.
(Аист)
4.Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Туча)
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.
(Карандаш)
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Кто такая я?
(Тетрадь)
Я с собой её ношу,
Всё, что нужно, напишу.
Замечательная штучка
Самопишущая… (Ручка)
Дидактическая игра « 3-й лишний»
(развитие мышления, закрепление понятий форма, размер, цвет).
Учитель. Назови овощ, лишний по размеру:
Капуста, горошек, тыква.
Ученик. Горошек.
Учитель. Назови овощ, лишний по форме:
Огурец, кабачок, помидор.
Ученик. Помидор.
Учитель . Назови овощ, лишний по вкусу:
Лук, морковь, чеснок.
Ученик. Морковь.
Учитель. Назови овощ лишний по цвету:
Огурец, свекла, кабачок.
Ученик. Свекла
Учитель. На какой вопрос отвечают все перечисленные слова.
Ученик. На вопрос что?
Дид. игра: «Назови одним словом» «Найди 4-й лишний» (развитие мышления)
Выставляются предметные картинки:(кошка ,корова , кролик ,волк).
Учитель. Назовите изображённые на картинке предметы .Как назвать одним словом? Какая картинка лишняя?
Ученик. На картинке изображены домашние животные. Картинка с изображением волка лишняя, потому что волк дикое животное.
Учитель. Перечислите всех животных изображенных на картинках( ученики перечисляют животных поочередно).
Учитель. На какой вопрос отвечают все эти слова: кто? или что?
Ученик. Эти слова отвечают на вопрос кто?
Учитель. Молодцы, ребята, вы правильно определили лишнюю картинку.
Дид. игра: «Что изменилось» (развитие зрительной памяти)
Набор картинок с изображением диких и домашних животных, в количестве 10 шт.
Учащиеся называют и запоминают расположение животных. Закрывают глаза, а учитель убирает одну картинку; меняет местами картинки.
Учитель. Что изменилось? Какой картинки не хватает?