Конспект коррекционно-развивающего занятия
Тема: Наши ценности
Цели:
- уточнять и закреплять знание обучающимися понятия «ценности»; способствовать осознанию базовых ценностей и выстраивание собственной иерархии жизненных ценностей;
- развивать личностную сферу, мотивационную, ценностные ориентации старшеклассников;
- воспитывать общечеловеческие ценности, формировать приоритет духовных ценностей над материальными.
Ход занятия
Приветствие
- Здравствуйте, друзья! Я очень рада всех вас сегодня видеть. Начнем наше занятие с приветствия. Мы будем по очереди, по кругу произносить фразу: «Здравствуй, друг! Я очень рад(а) тебя видеть!»
- Вот мы и поздоровались.
2. Сообщение темы занятия
- Чтобы узнать тему нашего занятия, я попрошу вас собрать фразу из отдельных слогов или пар букв, которые сейчас вам раздам.
- Молодцы! Вы справились успешно с заданием. Тема занятия: «Наши ценности».
- Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры.
Ценность – представление о том, что свято (важно, значимо) для человека, коллектива, общества в целом, их убеждения, выраженные в поведении.
- Вспомните, какие ценности вы знаете?
- Любовь, счастье, дружба, творчество, знания, правда, семья, доброта, красота, жизнь, мир, природа, здоровье, богатство, команда – всё это общечеловеческие ценности.
Виды ценностей:
Профессиональные ценности – связаны с работой. Это успех, профессиональный рост, команда, взаимопомощь и т.д.
Интеллектуальные – это знания, образование, эрудированность, любознательность, творческое мышление и т.п.
Физические – спорт, красота и гигиена тела, здоровье.
Духовные - вера в Бога, душевная гармония, личностное развитие и самосовершенствование.
Эмоциональные - открытость в общении, любовь, дружба, принятие людей такими, какие они есть.
Этические – честность, порядочность, справедливость, щедрость, умение радоваться тому, что имеешь, корректность.
Эстетические – стиль, мода, внешняя привлекательность людей, вещей, эстетический вкус, чистота, порядок в доме и т.п.
Материальные – деньги, богатство, комфорт, благосостояние, имущество, ценные предметы и. т.п.
Культурные – искусство во всех своих проявлениях.
Патриотические – любовь к родине, к стране, традициям и т.д.
Семейные ценности – забота, взаимопонимание, поддержка, и т.д.
- Как вы думаете, можно ли купить ценности? Есть ценности, которые можно купить (например, дом). Но большинство ценностей нельзя приобрести за деньги.
3. Игровое упражнение «Шаг вперёд».
А сейчас я попрошу всех встать и подойти к самой стене, выстроившись в одну линию.
Инструкция: «Я буду называть какую-то ценность. Если вы высоко оцениваете названную ценность в жизни, то делаете шаг вперёд, если нет, то остаётесь на месте: успех, команда, знания, общение, любовь, дружба, семья, культура, труд, деньги, творчество, природа, здоровье и т.д. ». Молодцы! Чем больше того, что мы ценим вокруг, тем дальше мы с вами продвинемся в жизни в духовном росте.
4. Упражнение «Самая большая ценность»
- Для меня важнейшей ценностью являются знания. Передавая шарик (светящийся антистресс), продолжите по очереди фразу: «Самая большая ценность для меня…»
5. Упражнение «Мне нравится…»
- У каждого из вас набор фотографий, которые я назвала «Всё в наших руках». Как вы понимаете слова: «Всё в наших руках»?
- Выберите фотографию, которая вам больше всего понравилась. Объясните свой выбор, связав его с какой-то важной для вас общечеловеческой ценностью. Например: «Мне нравится эта фотография, потому что она ассоциируется у меня с ценностью…».
6. Релаксация «Воздушный шарик»
- Представьте себя туго надутыми воздушными шариками. Сделаем глубокий вдох, наберем побольше воздуха в шарик. А теперь развяжем веревочку. Медленно выдыхаем, выпускаем воздух из шарика со звуком с-с-с-с-с. Пусть с этим звуком уходят все накопившиеся тревоги, уходит состояние напряженности.(3 раза)
7. Упражнение «В лучах солнца».
- Каждому из вас я раздала солнышко. В центре круга напишите свое имя. Около каждого луча запишите те ценности, которые для вас являются самыми важными. Мысленно запомните их, постарайтесь обращаться к ним в трудную минуту.
8. Рефлексия. Итог занятий.
- Подвести итог мне хотелось бы чтением стихотворных строк.
Откинув время повседневности,
В ночной целительной глуши
Перебираю драгоценности,
Хранимые на дне души.
Их у меня не так уж много,
Но больше и не надо мне.
При подведении итогов
Они не падают в цене!
Некоторые ценности переменчивы, но общечеловеческие ценности – добро, справедливость, красота души, истина, любовь, дружба, семья, знания, труд, здоровье, жизнь - были и будут всегда.
- Подведём небольшой итог. Смогли ли Вы понять, какие ценности играют главную роль в Вашей жизни?
- Если вам понравилось занятие, похлопайте в ладоши! Спасибо! Всего вам доброго! До следующих встреч!
Актуальность. Выбор темы «Наши ценности» обусловлен психологическими особенностями подросткового возраста, когда начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростков. В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными.
Важнейший фактор развития личности подростка - его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и сверстниками, и, наконец, на себя.
Форма проведения: занятие с элементами тренинга. Оно проводится для старших подростков (15-17 лет). Оптимальное количество участников – 6-8 человек. Время проведения – 45 минут. При проведении занятия участники рассаживаются по кругу.
Упражнение «В лучах солнца».
В центре круга напишите свое имя. Около каждого луча запишите те ценности, которые для вас являются самыми важными. Мысленно запомните их, постарайтесь обращаться к ним в трудную минуту.