Конспект коррекционно-развивающего занятия в темной сенсорной комнате «Древние люди»
Цели и задачи:
Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья детей с помощью мультисенсорной среды;
Создание положительного эмоционального фона;
Закрепить знания детей о первобытном человеке;
Формировать у детей познавательный интерес к истории человечества;
Обогащение словарного запаса детей словами: первобытные люди, мамонты, археологи, петроглифы, пещера.
Активизация познавательных процессов.
Ход занятия.
Начало занятия происходит за дверью сенсорной комнаты.
- Ребята, перед вами дверь, но она не простая – это волшебная дверь в историю. Через эту дверь можно попасть в любое давнее время: и в Древний Египет, и в древний Рим, во Францию времен мушкетеров, и даже в пещеры, на миллионы лет назад.
- Хотите открыть ее?
- А в какое время вы хотели бы попасть?
- Предлагаю отправиться в те далекие времена, когда жили самые древние люди. Но для этого нам нужно немного поменять внешний вид. Как одевались люди тех времен?
Ткани они делать не умели, ее им заменяли шкуры животных. Ноги оставляли босыми или носили особую обувь – поршни.
Переодеваемся в одежду «древних» людей.
- Все готовы к путешествию во времени? Тогда в путь, открывайте волшебную дверь!
Заходим в сенсорную комнату, свет приглушен.
- Вот мы очутились у входа в пещеру древнего человека. Но чтобы попасть в нее нам нужно преодолеть несколько препятствий: пройти по лесной тропинке, перелезть через камни, пройти сквозь длинные лианы.
- Будьте очень осторожны и помогайте друг другу.
Сенсорная дорожка «Полоса препятствий»
- Вот мы с вами наконец-то и пришли. Давайте скорей зайдем в пещеру.
- Древние люди жили в таких жилищах, которые назывались пещеры. В них было темно и холодно.
- Как вы думаете, чем древний человек освещал и обогревал свое жилище?
- Древние люди разжигали в пещере костер, и от него становилось и теплее. Давайте и мы с вами разожжем в этой пещере костер. Что нам для этого надо? (Ветки и спички)
- Так, вот и ветки подходящие есть. (указать на заготовку)
- Давайте выложим их.
- Все у нас готово, но у нас нет ни спичек и ни зажигалки. Кто из вас знает, как можно еще добыть огонь?
- Огонь можно добыть с помощью камней. Камни способны высекать искры, если их сильно ударять друг о друга. (достаю корзину с камнями) Возьмите по два камня, но стучать друг о друга следует аккуратно, точно нацеливая один камень на другой, чтобы не ударить по рукам.
- Садитесь вокруг очага, попробуем высечь искры, ударяя одним камнем о другой, и разжечь огонь.
(после попыток всех детей, включается костер №12)
Упражнение «Костер»
Цель: формирование внимания и произвольности регуляции собственной деятельности
*дети садятся на ковер вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду психолога. По команде «жарко» дети должны отодвинуть руки от «костра». По команде «руки замерзли» - протянуть руки к «костру». По команде «Ой, какой большой костер» - встать и махать руками, по команде «искры полетели» - хлопать в ладоши, по команде «костер тепло и свет принес» - сесть вокруг костра.*
- Протяните руки к огню, почувствуйте его тепло. Посмотрите на костер, насладитесь его яркими красками.
(включаются звуки ночи и шар № 9)
- Хорошо в пещере, когда снаружи ночь, слышен шум дождя, звери ревут, холодно, страшно, а ты сидишь в пещере у костра – тепло, светло, по стенам бегают тени… (2 минуты тишины)
- Ребята, обратите внимание на стены этой пещеры. Как украшали свое жилище древние люди?
- Они завешивали их шкурами убитых животных, рисовали наскальные рисунки, которые называются петроглифы. Давайте внимательно рассмотрим эти рисунки. Что на них изображено?
(выключить шар №9, включить свет)
- Древние люди изображали на стенах сцены охоты, рыбалки, рисовали себя и свою семью. Первобытные художники изобразили на стене нашей пещеры сцену охоты. Давайте, ребята, мы тоже побудем древними художниками и изобразим точно такую же картину на стене этой пещеры.
Упражнение «Повтори наскальный рисунок»
Цель: развитие графомоторных навыков, развитие внимания и памяти.
- Молодцы! Ребята, как вы думаете, могли ли читать и писать люди в те далекие времена?
- Нет. Они даже не говорили, так как говорим мы сейчас. Они общались с помощью жестов и простых звуков. Вот так, попробуйте отгадать, что я вам говорю.
Упражнение «Пойми без слов»
Задания: 1. Я устал и хочу спать. 2. Я хочу кушать. 3. Я видел большого мамонта.
4. Я застрелил оленя. 5. Пойдем на рыбалку. 6. Поймал большую рыбу.
- Очень сложно было выживать древним людям. Но они не отчаивались, украшали свою жизнь как могли. Мастерили себе красивые одежды из меха различных животных. Посмотрите и потрогайте эти меха.
Тактильное упражнение «Шкуры животных»
- Девочки и их мамы еще украшали себя бусами и браслетами из костей животных, из ракушек, из дерева. Предлагаю и вам смастерить такие бусы, из деревянных бусинок.
Упражнение «Собери бусы»
Цель: развитие мелкой моторики, развитие умения собрать заданную цветовую последовательность
Ход упражнения: нанизываем бусины на нитку в заданной последовательности, рисунок повторить 4 звена
- Ребята, как вы думаете, чем питались древние люди? Они ходили на охоту, на рыбалку. Для своих продуктов они мастерили корзины из гибких прутьев. Плетение натолкнуло их на мысль скручивать нити из шерсти животных или волокон льна. Давайте тоже попробуем что-нибудь сплести их гибких волокон.
(Включается фиброоптический пучок №2,5)
Упражнение «Плетение волокон»
- На что похожи эти волокна?
- Какие они?
- Давайте соберем волокно в руке, их можно наматывать на пальчик, на ладошку, на руку. Можно сплести узелочки, косички.
- Миллионы лет назад такие же ребята как вы играли в игрушки, у них были различные игры, в которые они играли все вместе. И одну такую игру я знаю. Называется она «Камень и веревка». Поиграем?
Игра «Камень и веревка»
- Посмотрите, у меня в руках камень. Передаю его вам, подержите его в руках, обратите внимание не только на его форму, вес, вид поверхности, но и на твердость. Камень очень твердый. Сейчас попробуйте сжать свои кулачки так, чтобы они стали похожими на камень. Я буду проверять, насколько тверды ваши кулаки.
- Молодцы, все хорошо выполнили! Разожмите свои кулаки. А теперь у меня в руках веревка. Возьмите ее, пощупайте, покрутите, сверните.
- Какая она? Правильно, мягкая, гибкая, податливая. А теперь расслабьте свои руки так, чтобы они стали мягкими, гибкими, превратились в веревки.
Камень. Веревка. Камень. Веревка.
- Молодцы! Теперь давайте ляжем и попробуем не только руки, но и все мышцы своего тела напрячь так, чтобы тело стало «каменным».
- Сейчас попробуем расслабить все мышцы своего тела так, чтобы тело стало похожим на веревку.
Камень. Веревка. Камень. Веревка.
Упражнение «Достань звезду» (№ 4, музыка – 1 минута)
- Продолжаем лежать с расслабленными мышцами, как веревочки. Нам нужно отдохнуть. Посмотрите на небо, на звезды, которые несколько миллионов лет уже смотрят на людей и наблюдают за ними.
Представьте себе, что мы лежим на поляне. Над нами – темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом.
Люди говорят, что когда звезда падает, нужно загадывать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что когда звезда падает, нужно загадывать желание, и оно обязательно сбудется. А еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найдите на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой твоей мечте она напоминает? Хорошенько представьте себе, чего бы ты хотел. А теперь глубоко вдохни, затаи дыхание и постарайся дотянуться до звезды. Это не просто: тянись изо всех сил. Так, еще немного, ты уже почти достал ее. Есть! Ура! Выдохни и расслабься, твое счастье в твоих руках!
- Подходит к завершению наше путешествие в историю. Скажите мне, а как современные люди узнали про жизнь древних людей? Благодаря археологам, которые исследуют прошлое, проводят раскопки. Хотите ненадолго побыть археологами? Перед вами место для раскопок, ваша задача найти и откопать, то, что там спрятано.
Упражнение в сухом бассейне «Археологи»
(ребята находят среди шариков карточки с изображением: костра, наскальных рисунков, древние бусы, шкуры животных, знаки-символы, камень, веревка)
- Все эти предметы были у нас на нашем необычном занятии. Давайте вспомним, о чём нам каждый рассказал.
Рефлексия
- Молодцы, ребята. Наше время, отведенное на путешествие, заканчивается. Отправляемся к волшебной двери и возвращаемся в школу.
Ребята по тактильной дорожке уходят к двери.