СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию основных психических процессов (когнитивной сферы) у старших дошкольников «Маленькие следопыты в сказочной стране»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект образовательной деятельности по развитию познавательной сферы позволяет в сказочной форме увлечь дошкольников  маленьким путешествием в страну сказок. во время путешествия воспитанники выполняют ряд заданий на мышление, память, воображение.

Просмотр содержимого документа
«Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию основных психических процессов (когнитивной сферы) у старших дошкольников «Маленькие следопыты в сказочной стране»»



КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ОСНОВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ)

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

«МАЛЕНЬКИЕ СЛЕДОПЫТЫ В СКАЗОЧНОЙ СТРАНЕ»





Подготовила:

педагог-психолог

МБДОУ «Шахтёрский ясли-сад » №14 «Мир»

Шишалова Людмила Ивановна


Цель:

Развитие когнитивной сферы детей старшего возраста (развитие и коррекция внимания, памяти, мышления, восприятия, мыслительных операций).

Задачи:

1.Развивать коммуникативные навыки, способности к глубокому образному мышлению, умение устанавливать причинно-следственные связи, творческие способности.

2.Повысить у детей самооценку, уверенность в себе;

3.Формировать чувство принадлежности к группе, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации; 4.Гармонизировать потребность ребенка в социальном признании, учить осознавать свои эмоциональные ощущения.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление познавательного интереса

  • Повышение прочности знаний, умений, навыков,

  • Коррекция внимания, памяти, мышления и других познавательных процессов.

Ход

п/п


Содержание занятия

Время проведения

Оборудование


1



1.1

Вступительная часть


Ритуал приветствия

Цель: создание положительного, рабочего настроя в группе, благоприятной положительной атмосферы сотрудничества, хорошего настроения




Дети встают в круг, взявшись за руки.

Психолог: Давайте поприветствуем друг друга улыбкой! Сегодня замечательная погода, надеюсь, что и настроение у всех тоже прекрасное.


1 мин


1.2

Упражнение «Вход в «Сказочную страну»

Цель: развитие целеустремленности, повышение самооценки, развитие креативности мышления; подготовка ребёнка к предстоящей деятельности.


Раздается телефонный звонок. Звонит неизвестный сказочный герой и приглашает ребят в Сказочную страну. Звонок прерывается, герой не успевает представиться.

Психолог: Кто же это звонил? (задумчиво) Даже не успел представиться!? Если нас приглашают, следует принять приглашение.

- Скорее всего, это будет необычное путешествие, поэтому необходимо быть очень внимательными, иметь хорошую память, не бояться опасностей, и суметь найти выход из любой трудной ситуации. Кто готов к этому путешествию, сделайте «домик». (Дети поднимают руки над головой в форме домика) Замечательно! Тогда в путь! А теперь давайте почувствуем, что мы — одна команда, ведь идти нам придется вместе.

Психолог: Кто догадался, как можно найти вход в Сказочную страну? (дети высказывают предположения)

2 мин


1.3

Игра «Пары слов»

Цель: развитие внимательности, ориентировки в различных ситуациях


Психолог: В сказочной стране живут герои различных сказок. Они встречают нас (показывает картинки).  Предлагаю найти пары героев сказок.  Будьте внимательны!

ЗАДАНИЕ: найди пару сказочному герою.

Золушка - Принц 
Заяц – Волк 
Чебурашка – Крокодил Гена 
Страшила – Дровосек 
Дюймовочка – Ласточка

Муха-цокотуха – Комарик
Винни Пух – Пятачок
Красная Шапочка - Бабушка

Молодцы. Вы хорошо знаете сказки.

5 мин

Парные картинки: Золушка - Принц

Заяц – Волк, Чебурашка – Крокодил Гена,

Страшила – Дровосек, Дюймовочка – Ласточка, Муха-цокотуха – комарик, Винни Пух – Пятачок, Красная Шапочка – Бабушка

2


2.1

Основная часть


Упражнение «Найди различия»

Цель: развитие концентрации внимания, умение находить различия в изображениях


Психолог: А вот и следы, о которых говорил неизвестный сказочный герой.

Кто нас первым встречает? Вы его узнали? (Картинка «Человек рассеянный»)

Психолог зачитывает четверостишие вместе с ребятами:

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

Вот какой рассеянный с

С улицы Бассейной. (С.Я. Маршак)

Психолог: знаете, почему он так оделся? (Дети догадываются, что он невнимательный) Я надеюсь, что вы не такие.

Вопросы к детям:

- Левый ботинок обуваете на правую ногу?

- Рубашку наизнанку надеваете?

- Мы с вами провели много различных упражнений на внимание. Покажите, на что вы способны.

ЗАДАНИЕ: найти как можно больше различий между картинками. Для этого вам нужно быть очень внимательными.

(Дети находят и называют различия между картинками)

3 мин

Изображение сказочных следов


Картинка «Человек рассеянный»


















Карточки на каждого участника «Найди отличия»

2.2

Упражнение «Волшебные превращения»

Цель: развитие воображения, мелкой моторики


Психолог: Ребята, обратите внимание, следы продолжаются. По ним мы можем продолжить наше путешествие.

Дети находят конверт «Письмо от Незнайки».

Психолог: Незнайка пишет нам, что он мечтал стать художником, начал рисовать, а что из этого может получиться дальше, он не знает. Поможем ему?

ЗАДАНИЕ: превратить полукруг в рисунок: зонт, гриб, ежик, солнышко, каска, кепка, мышка, мячик, смайлик..

Психолог: Что у вас получилось? (дети показывают свои работы) У вас очень хорошо развито воображение.

3 мин


Изображение сказочных следов



Конверт «Письмо от Незнайки» с заданием




Фломастеры, доска

2.3

Упражнение «Покажи без слов»

Цель: развитие невербальной коммуникации, творческого воображения, умения перевоплощаться


А вот интересно, сможете ли вы оживить какой-нибудь предмет или явление? Давайте попробуем. Я назову, а вы попробуйте изобразить то, что вы услышите. Сначала подумайте, как и что будете изображать.

(Голодный злой волк, Веселый воробей, Сонный ребенок, Ленивый кот, Трусливый заяц, Волны, Мудрая Змея, Легкая Бабочка)

- Молодцы, ребята. Вы можете стать не только хорошими художниками, но из вас могут получиться настоящие артисты театра и кино.

2 мин


2.4

Упражнение «Гости бабы Яги»

Цель: развитие слуховой кратковременной памяти


Дети по следам подходят к избушке на курьей ножке. Выходит Баба - Яга. (Игрушка – кукла)

Психолог: Куда это ты Бабуся-Ягуся собралась?

Баба – Яга: Ой, не помню! Кажется в школу! Нет, в магазин! А, вспомнила, на почту!

Психолог: А зачем?

Баба – Яга: Кажется, хлеба купить! Ой, нет, вспомнила, пригласительные билеты гостям отослать. А ребят из детского сада, кажется, я уже по телефону я уже пригласила!?

Психолог: Уважаемая Баба-Яга, да у тебя совсем плохая память. Приходи на наши с ребятами занятия – и память у тебя станет великолепной.

Баба Яга: И не подумаю! Не нужна мне память. Все, что мне необходимо запомнить я записываю на листочек. Вот они все 10 приглашенных гостей!

Баба Яга называет гостей по списку:

1.Леший

2.Кощей Бессмертный

3.Царевна – лягушка

4.Красная Шапочка

5.Буратино

6.Мальвина

7.Водяной

8.Спящая Красавица

9.Мальчик с пальчик

10.Снежная Королева

Баба Яга: Вот видите, мне память совсем не нужна, записала все на листочек и живу себе спокойно.

Психолог: А ты можешь без бумажки повторить весь свой список?

Баба-Яга: Зачем? Я лучше по бумажке. Ой, я забыла, куда ее положила! Что же мне делать? Памяти - то у меня совсем нет.

Психолог: А вот у наших ребят есть. Давайте поможем бабушке вспомнить, кого она должна пригласить в гости.

ЗАДАНИЕ «Назови гостей Бабы Яги» (Дети называют всех героев, указанных в списке)

Психолог: Ребята, как вы думаете, зачем нужна в жизни память?

Дети: Без памяти очень трудно жить.

Баба-Яга: Я буду тренировать свою память

Психолог: Я научу вас тренировать свою память.

6-7 мин

Картинка: Избушка Бабы Яги, Игрушка – кукла Баба Яга, картинка Комната Бабы Яги,





Список-листок









Набор мелких картинок для игры

2.5

Упражнение «Цепочка»

Цель: тренировка слуховой памяти

Ребенок произносит по очереди любое слово, следующий называет услышанное слово и придумывает свое, и т.д.

1 мин


2.6

Упражнение «Комната Бабы Яги»

Цель: тренировка зрительной памяти

Психолог прикрепляет на магнитную доску картинку «Комната Бабы Яги». Психолог: посмотрите внимательно на картинку и запомните все, что на ней изображено?

Психолог закрывает картину. Дети отвечают на вопросы психолога (что, где находится).

Затем создают по памяти похожую картину с помощью мелких картинок

5-6 мин

Магнитная доска

Набор мелких картинок

2.7

Упражнение

«Все мы можем показать»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Развитие двигательных способностей ребёнка (ловкости, быстроты, координации равновесия)

Коррекция межполушарных взаимодействий.


Психолог: в гостях всегда весело. Давайте повеселимся!

Раз, два, три, четыре, пять

Можем все мы показать:

Это локти – их коснемся,

Вправо, влево повернемся.

Это плечи – их коснемся,

Вправо, влево повернемся.

Если мы вперед нагнемся,

То коленей мы коснемся.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все мы можем показать!


Затем психолог предлагает сделать упражнения с закрытыми глазами

2 мин


2.8

Упражнение

«Портрет любимого Кота» (Танграм)

Цель: развитие зрительно-моторной координации


Психолог: в гостях принято дарить подарки. Давайте приготовим сюрприз для Бабы-Яги.

ЗАДАНИЕ: сложить из геометрических фигур портрет Кота. Дети собирают портрет кота. Психолог просит назвать, какие знакомые фигуры были использованы.

Баба Яга прощается с детьми.

5 мин

Образец игры «Танграм» Кот, набор геометрических фигур

3


3.1



3.2

Заключительная часть

Итог занятия



Рефлексия

Психолог: Наше путешествие в Сказочную страну закончилось. Расскажите, что вам понравилось и запомнилось. Что было особенно интересно?

Все были сегодня внимательны? Кто хочет похвалить себя? Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать.

(Дети высказываются по поводу путешествия) Психолог благодарит за активное участие каждого ребенка.

3 мин


4

Ритуал прощания:

Психолог: Возьмитесь за руки. Посмотрите друг на друга и подарите друг другу самую добрую улыбку.

До встречи!

1 мин



Всего: 40 мин

Литература:

  1. Башкирова Н. Тесты и упражнения для подготовки детей к школе. – СПб.: Питер, 2010.

  2. Богданова Т.Г., Варламова О.И. Б77 Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016. – 112 с. (Специальная психология). ISBN 978–5–904827–45–8

  3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2007.

  4. Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2001.

  5. Фомина Л. В. Развивающие занятия в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2008.

  6. http://adalin.mospsy.ru

  7. http://www.semaclub.ru

  8. http://www.solnet.ee