СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект коррекционного занятия по пространственной ориентировке "Стороны человека, стоящего сбоку, напротив"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии для слабовидящих детей закрепляются понятия "лево-право", поэтапно формируется умение ориентироваться на теле человека, стоящего сбоку и напротив. Задания рассчитаны на индивидуальную, фронтальную работу, в паре, направлены на развитие внимания, мышления, контроля и самоконтроля, эмпатии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект коррекционного занятия по пространственной ориентировке "Стороны человека, стоящего сбоку, напротив"»

Конспект занятия по пространственной ориентировке

2 класс

Гажала В.А., учитель-дефектолог

Тема: «Стороны тела человека, стоящего сбоку, напротив»

Цель: формировать умение определять левую и правую сторону тела у человека, стоящего напротив;

Задачи:

1) Коррекционно-образовательные:

  • закреплять умение ориентироваться на собственном теле; анализировать расположение частей собственного тела по оси «право-левой» ориентировки;

  • формировать умение ориентироваться на теле человека напротив (право-лево, справа от, слева от).

  • показывать у себя и у человека, стоящего напротив, называемые части тела (право-левая ориентировка);

  • называть части тела, которые показывает на себе человек, стоящий напротив;

  • определять на картинках, какой рукой действует персонаж (или: с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, в какой руке и что он держит и т. п.);

  • ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив.

2) Коррекционно-развивающие:

  • определять направления в пространстве относительно собственного тела (вправо, влево);

  • развивать операции мышления (анализ, синтез, аналогия);

  • развивать внимание (концентрацию, переключаемость);

  • развивать зрительное, слуховое восприятие;

  • развивать умение осуществлять самоконтроль своей деятельности в процессе выполнения задания.

3) Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение внимательно слушать педагога;

  • воспитывать способность понимать и разделять чувства других людей.

Тип занятия: подгрупповое.

Оборудование: презентация, резинки для рук, карточки с заданиями для закрепления темы, фишки с буквами «П» и «Л», цветные карандаши, гимнастическая палка; картинки


Ход занятия

Вводная часть

Цель: настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт, снизить психоэмоциональное напряжение.

Приветствие. Оргмомент.

(1 мин)

Разминка. Цель: воздействовать на эмоциональное состояние детей, побудить к активности, настроить на продуктивную деятельность.

Дети стоят попарно напротив друг друга.

– Покажите правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу, левый глаз, правое ухо, дотроньтесь правой рукой к левому уху, кистью левой руки к правому локтю, возьмите мячик в левую руку, переложите его в правую. А теперь покажите правую руку у вашего соседа, стоящего рядом, стоящего напротив.

(1 мин)

Введение в тему. Цель: включить детей в занятие.

Педагог отмечает допущенные детьми во время разминки ошибки или при их отсутствии неуверенный характер выполнения команд, разного рода паузы, которые возникают, если навык не отработан до автоматизма, и предлагает надеть на левую руку резиночку (часики, браслетик или др.), чтобы она служила напоминанием о том, какая рука левая.

– Ребята, во время разминки не все уверенно определяли левую и правую стороны, поэтому предлагаю вам надеть на руку резиночку, чтобы она напоминала вам о том, какая рука левая. Почему выбираем левую? Обычно часики носят на левой руке, вот и мы договоримся отметить её таким образом.

– А теперь обратим внимание: «Когда чаще возникали ошибки?» Когда определяли правую и левую сторону у своего соседа. Давайте сформулируем тему сегодняшнего занятия.

(1 мин)

Основная часть

Цель: реализовать поставленные к занятию коррекционно-развивающие задачи.

Подготовительный этап. Цель: актуализация базовых знаний и умений ориентироваться на собственном теле; анализировать расположение частей собственного тела по оси «право-левой» ориентировки.

Слайд 2

– Посмотрите на экран и скажите, какой отпечаток оставит правая рука, какой – левая, затем правая ступня, левая.

Дети показывают.

Педагог раздаёт фишки двух цветов с буквенными метками «П», «Л» (по 10 шт. , карточки, на слайде рисунок продублирован.

Слайд 3

Задание 1– обозначить фишками изображения левой и правой руки. Догадались, какие необходимо использовать? Верно, подсказка – буква, которой помечена фишка.

– Ответьте ещё на один вопрос: чем отличаются изображения рук на карточке? Как учитывать наши наблюдения? В чём секрет правильного выполнения задания?

В случае затруднений педагог советует ребёнку посмотреть на свою руку, повернуть её тыльной стороной кисти вверх, а потом – ладонью, сопоставить с рисунком и сделать вывод. Секрет состоит в том, что руку надо поворачивать.

(2 мин)

Формирующий этап. Цель: формировать умение ориентироваться на теле человека напротив (право-лево, справа от, слева от).

Задание 2.

Далее педагог берёт гимнастическую палку, держит её горизонтально и предлагает детям взяться за неё одной рукой, например, правой. Таким образом, дети, взявшись за палку, стоят по обе её стороны, как в одном направлении, так и лицом друг к другу.

– Ребята, покажите, где у вас левая рука, поднимите её. Теперь понаблюдайте: с какой стороны от вас левая рука у вашего соседа, сначала у того, кто стоит впереди вас или позади вас и смотрит в одном с вами направлении. А теперь посмотрите, с какой стороны левая рука у тех, кто стоит напротив, к вам лицом.

Дети ожидаемо должны заметить, что правая и левая стороны у смотрящих в одном направлении совпадают, у стоящих напротив, лицом друг к другу, меняются перекрестно на противоположные. «Секретный» прием поворота работает и здесь.

(2 мин)

Задание 3.

– Рассмотрите рисунки. Какую руку пожимают друг другу мальчики? Повторите в паре это движение.

Слайд 4 Слайд 5

– Посмотрите на следующие два рисунка: перед нами вид сверху. Если другой человек стоит к нам лицом, то его левая рука (на ней часы, как у нас, резиночка) со стороны нашей правой руки. «Секретная» подсказка – мысленно поворачивайте фигуру человека, и вам будет понятно, почему левая и правая стороны меняются местами, если другой человек стоит напротив.

(1-2 мин)

Этап практикования. Цель: показывать у себя и у человека, стоящего напротив, называемые части тела (право-левая ориентировка).

Задание 4. Рассмотрите слайды, ответьте на вопросы:

Слайд 6 Слайд 7

– Что держит девочка в левой и правой руке? Обратите внимание на подсказки.

– Что держит мальчик в левой и правой руке? Обратите внимание на подсказки.

Слайд 8 Слайд 9

– Что держат дети в левой и правой руке? Обратите внимание на подсказки.

– Чем похожи рисунки? Чем различаются?

(2-3 мин)

Задание 5. Цель: проверить, как обучающиеся поняли алгоритм определения правой – левой стороны тела другого человека. Самостоятельная работа по карточкам.

– Пользуясь подсказками, обозначьте фишками, где дети поднимают правую руку, где – левую.

(1-2 мин)

Задание 6. Игра на развитие навыков коммуникации, социального взаимодействия проводится как физминутка. Цель: называть части тела, которые показывает на себе человек, стоящий напротив, уметь читать схему, рисунок, выполнять команды, осуществлять контроль.

Дети работают в паре: один ребенок становится у доски и выполняет команды, которые даёт второй: «Стань лицом к классу, подними левую руку»,– и т.д., воспроизводя изображённые на картинке позы. Остальные дети по карточке отслеживают, правильно прочитан рисунок и дана команда, правильно ли выполнено задание. Пары меняются поочерёдно.

(3 мин)

Задание 7. Цель: определять на картинках, какой рукой действует персонаж (или: с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, в какой руке и что он держит и т. п.).

Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы:

– Какую руку к какому ушку приложили дети?

– В какую щёчку дочка целует маму?

– Какой рукой мальчик бросает мяч?

(1-мин)

Задание 8. Цель: ориентироваться в схеме тела человека, стоящего напротив, воспитывать способность понимать и разделять чувства других людей.

Сначала поочерёдно предъявляются картинки верхнего ряда, дети отвечают на вопросы, и только потом открывается парное изображение, и беседа продолжается.

– Рассмотрите рисунок. Кто изображен на нём? В каком настроении бабушка? Как вы думаете, почему она грустная? Как можно ей помочь?

– Кто помогает бабушке? С какой стороны идёт мальчик? Под какую руку мальчик поддерживает бабушку? Почему именно с этой стороны? В какой руке у неё палочка?

– В каком настроении мальчик? Почему? Что у него болит? Как ему можно помочь? С какой стороны нужно стать товарищу, чтобы оказать поддержку мальчику? Почему именно с этой стороны?

– На картинке изображен цветок. С какой стороны он нарисован (по отношению к нам и по отношению к детям)?

(3 мин)

Задание 9. Упражнение на развитие мелкой моторики, на развитие воображения. Работа в карточке:

«Петя идёт в гости к Кате и несёт в левой руке цветок, а с правой – шарик. Нарисуй и раскрась эти цветок и шарик».

(5 мин)

Задание 9* (Дополнительное, повышенной сложности).

Цель: формирование мышления и воображения.

Слайд 10 Слайд 11

Слайд 12


(2 мин)

– Рассмотрите рисунки и подумайте, зачем нужно уметь определять правую и левую сторону человека, стоящего сбоку, напротив?

Заключительная часть. Цель: содержательная оценка (самооценка) результатов деятельности на занятии.

Рефлексия.

  • Что сегодня на занятии получилось, что не получилось? Как оцениваете свою работу?

  • Почему важно уметь определять левую и правую стороны другого человека?

(2 мин)

Ресурсы:

  • Гладкая В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей-дефектологов . -- Минск: Зорны верасень, 2008. - 112 с. https://pedlib.ru/Books/5/0364/5_0364-82.shtml#book_page_top

  • https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_664ee3f18e24706f3f820af3_664ee4067bd1d468e55f0baf/scale_1200

  • https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_67c6f372a4167e1e7cd10f3b_67c6f6dfa96ea06d6673e725/scale_1200

  • https://avatars.mds.yandex.net/i?id=94806e1e5650a2087e62d722f6036560_l-5193708-images-thumbs&n=13

  • https://clipart-library.com/8300/1931/5555.png

  • https://english-portal.com.ua/web/img/irregular/xhear.png.pagespeed.ic.ryV1sMzKgF.png

  • https://fs03.metod-kopilka.ru/images/doc/33/27943/img5.jpg

  • https://i.pinimg.com/474x/5c/98/17/5c98176ecfbc99e506726a8a822c9ce9.jpg?nii=t

  • https://i.pinimg.com/474x/ce/6e/3e/ce6e3e397a01a5f12fed733ebd6747ea.jpg?nii=t

  • https://i.pinimg.com/474x/fc/54/ff/fc54ff879929eee3cd3dcf1542d51c63.jpg

  • https://i.pinimg.com/736x/42/c1/13/42c11347bbfd0bb7203370a93f44a7dc.jpg

  • https://i.pinimg.com/736x/b6/74/f3/b674f3fd6a0039ac85bb94017cc472f8.jpg

  • https://i.pinimg.com/originals/b3/83/a6/b383a66c35051e37be3bb8af32710997.jpg

  • https://i.pinimg.com/originals/cf/cc/ed/cfcced6cca6d3195f7bb6cb6ffd7b090.jpg

  • https://media.baamboozle.com/uploads/images/44672/1591961924_217108

  • https://oboi.io/files/img/pictures/gde-levo-gde-pravo/gde-levo-gde-pravo-10.webp

  • https://sun9-28.userapi.com/impf/c851532/v851532122/1f759b/bKwLMv6SqG4.jpg?size=604x443&quality=96&sign=37eb1dd106b94182b799bc7a6e5d7418&type=album

  • https://sun9-35.userapi.com/impg/jWF4uqN19P5ay_m8CfSkTaKY_hJDqag6IzHIvg/wnUN5oRMoDM.jpg?size=1024x767&quality=95&sign=affee0aa34f672b6e66e007a43e3fc1e&c_uniq_tag=GWsZyFk62zxpKiniJlhD2oazyWul9OI3Z58rQyo4_lI&type=album


6