Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 26
КОНСПЕКТ КРУГЛОГО СТОЛА С ПЕДАГОГАМИ ДОУ НА ТЕМУ:
"Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада"
Пантелеева Н.В.
музыкальный руководитель
г. Выкса
ЦЕЛЬ:
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в создании музыкальной предметно - развивающей среды в группе ДОУ;
ЗАДАЧИ:
Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.
I часть. "Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада" (презентация)
Уважаемые педагоги, тема нашего круглого стола сегодня "Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада". Я хочу у вас спросить, зачем нужна такая среда в группе? А играют ли ваши дети в музыкальном уголке? Часто ли то происходит? Когда? Исходя из анализа анкет, данных в конце прошлого семинара, очень много педагогов нуждаются в помощи по организации самостоятельной музыкальной деятельности, а также испытывают затруднения при оформлении музыкального уголка в группе. Чем его наполнить, и как вообще организовать музыкальную предметно-развивающую среду в группе детского сада? Об этом сегодня и пойдёт речь на нашем круглом столе.
(слайд 2) Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития СМД детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Обратимся к нормативным документам
Педагогические работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности. (Статья 48).
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
(4 слайд) Рекомендации:
Создать творческую зону в группе, которая необходима для развития музыкальных и творческих способностей дошкольника. Это неотъемлемая часть всего педагогического процесса, которая очень важна для воспитания в ребёнке эстетических, культурных и нравственных качеств, а также для выявления и развития у него творческих и музыкальных способностей.
С чего начать создание такой творческой зоны воспитателям? Как вы думаете?
Ответы (мышка)
I. Изучить рекомендации для воспитателей по организации и оформлению музыкального уголка в группе.
II. Совместно с музыкальным руководителем подобрать оборудование по разделам, которые соответствует данной возрастной группе, определить наполняемость МДИ и материалами.
(5 слайд) Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
(6 слайд) Требования к оформлению музыкального уголка:
Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легкодоступном для детей месте; кроме того, он должен быть по возможности изолирован. Почему? С одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.
(7 слайд) При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической.
Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.
(8 слайд) В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды должны быть эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними. Это создает уют и способствует концентрации внимания.
(9 слайд) В углу лучше поставить музыкальный центр, с помощью которого дети прослушают музыку, песни, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.
(10 слайд) Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами.
(11 слайд) В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты: барабан, дудочка, миниатюрное пианино, металлофон, также музыкальные игрушки. Полезно ввести в музыкальный уголок гитару, флейту, скрипку, баян, аккордеон. Много ли у вас инструментов в уголке?
(12 слайд) Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия. Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкальной зоне, вносить новое оборудование. А как у вас? (ответы)
(13 слайд) Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. Почему? (Ответы) (мышка) На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозировано (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно- эпидемиологическими нормами ДОУ. (например, дудочка) Дудочки - только строго одному ребенку играют. Попросите родителей купить и подпишите каждую. После занятия обрабатывают перекисью водорода. При проверке СЭС все дудочки прячутся очень далеко.
(14 слайд) На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка! (китайские игрушки)
(15 слайд) В музыкальных уголках должны находиться: Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки мягкие музыкальные игрушки; куклы - неваляшки, образные музыкальные "поющие" или "танцующие" игрушки. (Заводные)
Образные пособия: (16 слайд) Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают) Это, конечно, М.Глинка, П.Чайковский, Д. Кабалевский, В.А.Моцарт.
(17 слайд) Музыкально дидактические игры: (хочу забежать вперёд. Очень подробно будем разбирать эту тему в следующем году)
(18 слайд) К образным пособиям относятся и иллюстрации - пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками. Можно подобрать иллюстрации музыкальных инструментов, ноты, картинки с изображением животных или детей поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах.
(19 слайд) Всевозможные картинки: Книжки-малютки «Мы поем», Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации, иллюстрации по теме «Времена года», иллюстрации музыкальных инструментов, картинки с изображением людей поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах, альбомы «Мы рисуем песенку», альбомы для рассматривания «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира», Графическое пособие «Эмоции». Желательно, чтобы всё это было в музыкальном уголке.
(20 слайд) С образными пособиями мы закончили. Переходим к музыкальным инструментам. Не озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты. Так называемые бутафорские музыкальные инструменты — игрушки (изготавливаются педагогами, совместно с детьми) - это не озвученные плоскостные музыкальные инструменты, изготовленные из плотного картона или тонкой фанеры, которые нужны для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами (пианино, гармошка, балалайка); исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные. Вся эта деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка. (с какого возраста?) (Ответы)
(21 слайд) Озвученные музыкальные инструменты и игрушки игрушки-инструменты со звуком неопределённый высоты. Какие? (погремушки, бубны, барабаны , кастаньеты, треугольники) (можно сделать своими руками)
Игрушки-инструменты, издающие только один звук, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы (свистульки, треугольники, дудки);
Не забудьте о таких русских народных инструментах, как трещотка, колотушка и свистулька.
Игрушки-инструменты с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер.
Игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования: металлофоны, ксилофоны, пианино, губные гармоники, колокольчики. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, можно воспроизводить разнообразные мелодии. Существует много разных возможностей использования таких музыкальных инструментов: это и индивидуальное музицирование, и коллективное исполнение в детском оркестре.
Педагог стремится, прежде всего, с помощью инструментов, побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь и подыгрывать себе и т. д. Какие требования предъявляются к инструментам? (ответы) Они должны чисто звучать, иметь определенный тембр, быть доступными детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными. Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят и любят играть на них. Необходимо обеспечить малышей разнообразными детскими музыкальными инструментами, научить их играть с ними.
(22 слайд)Технические средства
Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром, соответствующую возрасту детей. Пополнять фонотеку по слушанию и восприятию музыки (классические, детские, тематические и современные музыкальные произведения). Включать аудиозаписи плюсов или минусов, разучиваемого песенного материала. Можно иметь и DVD диски с познавательной информацией об искусстве. А когда ещё можно включать музыку? (Ответы)
Музыку можно включать и в образовательной деятельности, режимных моментах, и, естественно, в самостоятельной деятельности.
(23 слайд) Атрибуты к подвижным музыкальным играм и для детского танцевального творчества: флажки, ленточки, цветные платочки, яркие султанчики, шарфики и т. п. Атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону - листики, снежинки, цветы
Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
(24 слайд) Конечно, можно иметь самый современный уголок, наполненный разными пособиями, играми. Но всё это будет стоять, как говорится, мёртвым кладом, если не будет рядом грамотного воспитателя. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности. Ребёнок и взрослый действуют вместе, им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде. Ну а сейчас мы немного с вами поиграем, ведь прежде чем дать ребёнку знания, нужно самому педагогу неплохо ориентироваться в музыкальных знаниях. И сейчас позвольте и мне проверить ваши музыкальные знания.
Интерактивная игра "Кто хочет стать музыкантом?" (презентация)
Мы с вами сделали прекрасный музыкальный уголок, сами вооружились необходимыми знаниями, теперь пора организовать и самостоятельную музыкальную деятельность детей. А что же такое СМД?
II часть. "Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ"
Самостоятельная музыкальная деятельность, как и любая другая СД дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения. Хочу задать вам вопрос: Все ли дети вовлечены в самостоятельную музыкальную деятельность?
Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной музыкальной деятельности, в которой наши дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски.
Уважаемые педагоги, а какие музыкальные игры дети чаще всего организуют? Сейчас я вам расскажу, какие игры можно организовать с детьми в музыкальном уголке.
Среди самостоятельных игр основное место занимают «музыкальные занятия», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. В своей самостоятельной практике он применяет то, что усвоил на занятии:
Это музыкальный репертуар: игры, танцы, маленькие песенки для игры на инструментах и т. д., которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх на прогулках.
Играя в «концерт» дети организуют чередование различных номеров, исполняемых группой детей — «артистов», для своих товарищей — «зрителей», с непременным участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах. В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, трещотках, ложках, бубнах, барабанах, треугольниках и др., на которых исполняют маленькие песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими могут «сочинить» и свои. Интересно проходят у старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами, характеризуя персонажи разными музыкальными инструментами.
Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сочиняют песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения. В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, девочки, укачивая кукол, поют песню «Колыбельная». Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей.
В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, средств музыкальной выразительности.
Какие впечатления дети ещё переносят в музыкальную игру?
Помимо занятий, определенное влияние на возникновение самостоятельной музыкальной деятельности оказывает участие детей в утренниках и развлечениях. Наиболее яркие моменты игр, построений плясок, инсценировок наши дети переносят в повседневную деятельность. В самостоятельную деятельность вносятся различные атрибуты (ленточки, платочки, султанчики), игрушки (би-ба-бо, мягкие игрушки), костюмы (русский сарафан, платочки, юбки), которые использовались на праздниках, развлечениях. Дети вновь обыгрывают их, видоизменяя способы и условия их применения.
Посещение нашими детьми музыкальных детских спектаклей также оставляет у детей сильное впечатление. В семье дети часто смотрят телепередачи, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить в самостоятельной деятельности.
Конечно, главный человек в группе - это воспитатель, и конечно, за музыкальную самостоятельную деятельность детей отвечает он. Как же осуществить руководство этой деятельностью?
Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового в оборудование музыкальной деятельностью (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.
На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать музыкальной деятельностью. Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной деятельности – это его соучастие в ней. Воспитатель то включается в совместную игру, то, как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных детей. Он создаёт для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. Взрослый советуется с детьми: «Как нам лучше разложить музыкальные инструменты в уголке, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть»,— говорит взрослый, показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. «Знаете, какую я песню люблю? — говорит воспитатель и включает диск, просит детей принести из дома диски с детскими песнями.
Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.
Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей, дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно.
СМД в группе, является одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объёме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы.
А вот как вы ответили на вопросы анкеты по СМД в группе.
Анализ анкет "Музыкальные потребности детей" (презентация)
В анкетировании приняло участие 6 воспитателей ДОУ. Анализ анкет показал:
1 ВОПРОС 4 педагога считают, что музыкальные потребности детей проявляются преимущественно в игре; и 4 педагога отметили проявление музыкальных потребностей детей в самостоятельной музыкальной деятельности;
2 ВОПРОС 4 педагога считают, дети предпочитают заниматься слушанием, музыкально-ритмическими движениями и игре на детских музыкальных инструментах, 1 педагог наблюдают заинтересованность детей пением и 2 педагога музыкально-дидактическими играми;
3 ВОПРОС 5 педагогов убеждены, что интерес детей к музыкальному репертуару проявляется в самостоятельном исполнении любимых песен; 2 педагога отмечают желание детей исполнять танцевальные движения под музыку и 1 – пение песен из м/фильмов
4 ВОПРОС 6 педагогов считают, лучше и чаще всего дети проявляют творческие способности в музыкальных играх, 2 педагога наблюдают увлечение детей танцами и 1 – в пении, никто не отметил инсценирование песен;
5 ВОПРОС 4 педагога видят проявление музыкально-познавательных способностей детей в высказываниях о характере музыки, 1- проводят аналогию между жизненными и музыкальными явлениями; 2 педагога не замечали интереса детей в познавательных способностях детей.
6 ВОПРОС
Нехватка музыкальных инструментов – 1 педагог,
Нехватка настольных и музыкально-дидактических игр -2 педагога
Не музыкального слуха, трудно придумывать танцевальные движения – 1 педагог
Не испытывает затруднений – 2 педагога
Уважаемые педагоги, предлагаю вам памятки по организации музыкального уголка в группе. В них подробно расписано всё, что может содержаться в музыкальной зоне, согласно возрасту детей.
Спасибо за внимание!