СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ» Тема: «Психическое развитие и формирование личности в подростковом возрасте»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы продолжим рассматривать подростковый возраст. Название темы остается тем же: «Психическое развитие и формирование личности в подростковом возрасте». Целями занятия являются сформировать у вас представления о психологических особенностях подростка, воспитать интерес к данной теме. В начале занятия мы рассмотрим психологические новообразования возраста, затем интеллектуальное развитие подростка и завершим кризисом подросткового возраста.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ» Тема: «Психическое развитие и формирование личности в подростковом возрасте»»









КОНСПЕКТ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ»

Тема «Психическое развитие и формирование личности в подростковом возрасте»





























Оренбург

2019

  1. Название предмета: «Психология».

  2. Тип занятия: лекция с элементами практической работы.

  3. Тема занятия: «Психическое развитие и формирование личности в подростковом возрасте».

  4. План:

1. Психологические новообразования подросткового возраста.

2. Интеллектуальное развитие подростка.

3. Особенности протекания пубертатного периода. Кризис подросткового возраста.


Цели занятия:

Обучающая – сформировать основные понятия по теме.

Развивающая – развить навыки самостоятельной работы.

Воспитательная – сформировать навыки и умения взаимодействия в группе.

  1. Литература:

  1. Кле М. Психология подростка: психосоциальное развитие – М. 1999

  2. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста – СПб. 1999

  3. Реан А. А. Психология подростка – М. 1997









Ход занятия

Этап занятия

Содержание работы

Методы и средства обучения

Время

  1. Организационная часть

Приветствие. Постановка целей и задач занятия. Озвучивание плана занятия, повторение предыдущего материала.

Беседа, опрос

15мин

  1. Основная часть

Объяснение нового материала. Раскрытие следующих вопросов:

1. Психологические новообразования подросткового возраста.

2. Интеллектуальное развитие подростка.

3. Особенности протекания пубертатного периода. Кризис подросткового возраста.

Беседа, объяснение

50мин

  1. Заключительная часть

Обобщение нового материала. Формулировка выводов. Обозначение домашнего задания


15мин


Ход занятия: (80 мин)

Вводная часть (15 минут).

        1. Приветствие. Указание связи новой темы с ранее изученным материалом.

        2. Повторение пройденного материала.

        3. Обозначение студентам темы и целей занятия.

        4. Озвучивание плана работы.


Добрый день! На прошлом занятии мы начали новый раздел – подростковый возраст. Давайте вспомним основные моменты. Итак, 1) Назовите социальную ситуацию развития подростка;

2) Охарактеризуйте ведущий вид деятельности подростка. (Устный опрос домашнего задания, последний отвечающий делает обобщение).

Молодцы! Сегодня мы продолжим рассматривать подростковый возраст. Название темы остается тем же: «Психическое развитие и формирование личности в подростковом возрасте». Целями занятия являются сформировать у вас представления о психологических особенностях подростка, воспитать интерес к данной теме. В начале занятия мы рассмотрим психологические новообразования возраста, затем интеллектуальное развитие подростка и завершим кризисом подросткового возраста.

Основная часть (50 минут)

1. Психологические новообразования подросткового возраста

(20 минут)

Вопрос: Как вы считаете в чем проявляется становление личности?

Ответ: Да, действительно, становление личности проявляется в новообразованиях возраста.

Основным новообразованием возраста на начальном этапе является чувство взрослости – особая форма самосознания, возникающая между потребностью быть взрослым и участвовать в жизни взрослых и несоответствие этому реальных возможностей.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть – учебы.

Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

Также одно из важнейших новообразований – потребность в самоутверждении, проходит в группе сверстников, важно быть принятым и понятым.

Именно в этом возрасте появляется потребность в самовоспитании – сознательная деятельность, направленная на возможность полной реализации самого себя. Для подростка важными являются физическая и волевая сфера.

К концу подросткового возраста складывается «Я - концепция».

Вопрос: скажите, пожалуйста, что представляет собой «Я - концепция»?

Ответ: Это система внутренне согласованных представлений о себе.

Я – концепция как новый уровень самосознания – центральное новообразование подросткового возраста. Формирование нового уровня самосознания характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности.

Таким образом, проблема становления личности в подростковом возрасте, связанная с новообразованиями характерными для данного периода является своеобразной ступенью в развитии подростка в целом, толчком для дальнейшего развития.

2. Интеллектуальное развитие подростка

(15 минут)

Для изучения второго вопроса предлагаю вам заполнение таблицы по ходу моего рассказа. Таблица будет выглядеть следующим образом:

Познавательные процессы

Характеристика процесса

Восприятие


Память


Внимание


Мышление


Воображение




В отрочестве интеллектуальные процессы подростка активно совершенствуются. В западной психологии развитие интеллекта в подростковом возрасте рассматривается с точки зрения совершенствования его структуры: происходит переход к формально – логическим операциям (Ж. Пиаже).

Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико – синтетической деятельностью. Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом. Память внутренне опосредована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. Увеличивается объем памяти, избирательность и точность мнемической деятельности.

Вопрос: что значит мнемическая деятельность?

Ответ: мыслительная

Постепенно перестраиваются процессы мышления – оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическим мышлением. Теоретическое мышление дискурсивное (рассуждающее) строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому. В связи с развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активности усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности.

Воображение развивается по двум направлениям – творческость и пассивность.

Развитие познавательных процессов подростка.

Познавательные процессы

Характеристика процесса

Восприятие

увеличивается объем, становится плановым, последовательным, происходит его интеллектуализация.

Память

Усиливается произвольность, приобретается управляемость и организованность

Внимание

Усиливается произвольность, приобретается управляемость и организованность, нет необходимости в наглядных образах.

Мышление

Нарастание абстрагирования, рефлексивный характер, активное формирование элементов творчества.

Воображение

Развивается по двум направлениям: творческость и пассивность.


3. Особенности протекания пубертатного периода. Кризис подросткового возраста.

(15 минут)

Подростковый возраст является переходным между детством и взрослостью и является кризисным периодом, характеризующимся резкими качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Одной из наиболее значимых характеристик является биологическое созревание, которое называют еще пубертатным периодом или периодом полового созревания. В процессе пубертата выделяют 5 стадий:

  1. Детство или инфантилизм – репродуктивная функция развивается медленно, регуляция развития осуществляется в основном за счет щитовидной железы. Мальчики – 10-12 лет, девочки – 8-10 лет.

  2. Начало пубертата – связана с увеличением активности гипофиза, характеризуется появлением первичных признаков полового созревания. У мальчиков в 12-14 лет, у девочек- 9-12 лет.

Вопрос: А как вы думаете какие это первичные половые признаки? Приведите, пожалуйста, пример.

Ответ: Увеличение роста, веса.

  1. Этап активизации половых желез – активизируется деятельность надпочечников и щитовидной железы. Мальчики около 15 лет, девочки- 13 лет.

Вопрос: а как вы считаете, в чем выражается эта активизация?

Ответ: Выражается в скачках роста, ускоренном прибавлении веса, конституциональном изменении.

  1. Период максимальной активности половых гормонов. У мальчиков около 19 лет, у девочек – около 17 лет.

  2. Завершение формирования репродуктивной системы – 21 – 24 года.

Пик кризиса подросткового возраста приходится на 13 лет.

Выделяют 3 признака кризиса:

  1. Эмоциональная нестабильность – связана с перепадами настроения на фоне физических и физиологических изменений.

  2. Повышение уровня половой идентификации или отчетливая ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.

  3. Формирование нового образа физического «Я» - связана с глубоким переживанием действительных и мнимых недостатков физических изъянов внешности.

Л. С. Выготский выделял возраст около 13 лет как переломную точку кризиса, но отмечал, что посткризисные годы (14 – 15 лет), когда складываются и предъявляются окружающим новые психологические образования, субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные. Характер протекания, острота кризисных явлений зависят во многом от чувствительности взрослых к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, от их способности гибко изменять воспитательную тактику, перестраивать отношения, учитывая новые потребности и новые способности подростка.

Подростковый кризис – ломка, резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания.


Заключительная часть (15 минут)

  1. Обобщение нового материала.

  2. Формулировка выводов.

  3. Обозначение домашнего задания для студентов.

Таким образом, мы подошли к завершению одного из самых больших и интересных разделов возрастной психологии – подросткового периода жизни. Подростковый возраст является переходным между детством и взрослостью и является кризисным периодом, характеризующимся резкими количественными и качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Тем не менее не смотря на кризисность этого периода жизни, происходит скачок в развитии всех сфер – познавательной, эмоциональной, волевой и т.д.

Вопросы по материалу лекции:

  1. Назовите основные новообразования возраста.

  2. В чем особенности развития интеллектуальной сферы подростка?

  3. В чем проявляются особенности протекания кризиса подросткового возраста?

Домашнее задание выучить материал по подростковому возрасту.