Конспект
непосредственной образовательной деятельности
На тему: «Люблю тебя, мой край родной» для подготовительной группы.
по дисциплине «Поликультурное образование»
Воспитатель:
Выходцева Анастасия Владимировна
Основное направление – воспитание любви к родному городу, формирование понимания взаимосвязи исторических эпох.
В ходе занятия дети смогут закрепить свои знания о флаге, гербе Российской Федерации, полной мере понять, осмыслить символы города Каменск-Уральский. Продолжают формироваться чувства любви к семье, родному городу, родной природе, соотечественникам, осознание себя как гражданина своей страны, уважительно относящегося к символике – флагу, гимну, гербу.
Рассказать о том, что государственная символика меняется с течение времени.
Дети должны вырасти настоящими патриотами своей страны. Люди, не знающие своего прошлого, не оценят настоящего, не смогут дорожить будущим. Подрастающее поколение должно знать не только историю своей страны, но и истоки своей малой Родины, знать её отличительные символы, тем самым проявлять любовь и уважение к своей Родине.
Цель: воспитание чувства патриотизма через изучение символики Российской Федерации и родного города.
Задачи:
Образовательная: формирование способности обучающихся воспринимать и запоминать новую информацию.
Развивающая: развитие умений восприятия образа родной страны, края, как Родины. Понимать значение слов - «символ», «герб», «флаг», «гимн», умение объяснять эти понятия.
Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, уважение к ее символам.
Формирование УУД:
Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности «родина», «семья». Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность своего рассуждения, мнения, оценка своего ответа, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников. Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Материалы и оборудование: иллюстрации столицы России, города Каменска-Уральского, достопримечательности города и природы родного края, запись гимна Каменска-Уральского и гимна РФ.
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций по заданной теме;
• чтение художественной литературы о родной стране;
• беседы с детьми, обмен впечатлениями;
• рассматривание карты мира;
• рассматривание экспонатов;
• чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине.
Словарная работа:
• родина;
• государство;
• символика;
• гимн;
• герб;
• могущество.
1. Мотивационный этап: (1-2 мин)
Звучит песня: «С чего начинается Родина?»
Педагог вращает глобус и говорит:
- Смотрю на глобус – шар земной.
Такой любимый и родной!
Ребята, как велика и могуча наша земля. Много на нашем земном шаре разных стран! Какие страны вы знаете? (ответы детей)
- Но есть на нём лишь одна страна, которую мы любим, которую зовём своей Родиной. Как эта страна называется? (ответы детей)
- Правильно – это Россия.
2. Этап актуализации знаний (5 - 6 мин)
- Сегодняшнее занятие мы начнем с красивой песни и красивых картинок на экране. Внимательно послушайте, посмотрите и попробуйте ответить на вопрос «О чем мы сегодня будем говорить на занятии?» (показ слайдов с изображением природы, символов России и т. д. под песню «Россия»)
- Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии (ответы детей)
- Скажите, что такое Родина? (Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш город. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка).
- Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.
– А сейчас послушайте стихотворение о Родине:
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
- А теперь давайте рассмотрим карту. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту (рассматривание детьми).
- А главный город нашей страны? (Москва)
- Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной. В нашей стране живёт дружный и весёлый народ.
- У каждой страны, у каждого государства есть свои символы. Кто знает, какие они и зачем они нужны? Я просила узнать из дополнительного источника (ответы детей).
-Как вы думает, есть ли такие символы у нашей страны? Как они называются? (ответы детей).
- Гербы создаются по чётким правилам.
Прежде всего - это форма. Обычно гербы имеют форму щита.
- Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями.
- Гимн – это торжественная песня или мелодия, его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной святыне своей Родины
3. Этап новой информации.
Теоретическая часть: - В давние времена жизнь наших предков была очень неспокойной. Не раз приходилось жителям городов и деревень объединяться, чтобы защитится от врагов. В случае опасности воин брал длинную палку, на ее конец привязывал пучок сухой травы или конский хвост и высоко поднимал палку вверх. Далеко был виден этот знак. Со всех сторон к воину стягивался народ. А палку с пучком травы так и называли – стяг. Собиралось под стягом войско и отправлялось защищать свою землю. Но вот кто-то придумал вместо травы или конского хвоста прикрепить к палке кусок ткани. Ткань развевалась, трепетала на ветру, и такой знак был виден издалека. Так и появились первые флаги.
- Каждый город, каждое войско свой флаг раскрашивал по-своему.
- История герба, также как и флага, начиналась в те времена, когда наши предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены.
-Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где вражеские. Но флаг был только один, у знаменосца. А во время боя воины, закованные в доспехи очень похожи, и было трудно отличить, свой это или чужой. Чтобы не ошибиться рыцари придумали различные знаки отличия. Но главный опознавательный знак наносили на щит. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но все его воины. Изображение на щите стали называться гербом. Чаще всего рыцари изображали на щите – герб с животными, с которыми себя сравнивали, на которых хотели бы быть похожими. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым как лев. Рыцари очень дорожили своим гербом, передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались его не опозорить. Простые люди издавна селились в близи замков и постепенно вырастал город, и герб рыцаря-хозяина становился не только его личным, но и гербом всего города. Над воротами города вывешивался щит-герб. Любой гость, путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у города есть надежная защита.
Практическая часть: - В наше время свой флаг, герб, гимн есть в каждой стране.
- В России много городов, а в каком городе мы живем? (ответы детей)
Определение цели:- О чём мы будем сейчас говорить? (ответы детей)
- Ребята, а кто-нибудь знает, почему наш город называется Каменск-Уральский?
- Каменск – потому что основан был на реке Каменке, Уральский потому что находится на Урале. Это название он получил 6 июня 1940 году. До этого он назывался просто Каменск. А при основании города он назывался Каменский завод.
- Посмотрите – это карта Каменска - Уральского. Как вы думаете, Каменска - Уральского большой или маленький? (ответы детей)
- Наш город достаточно большой, в нем много полей, лесов, рек, лугов.
- Ребята, в нашем городе живут разные народы. Какие народы живут у нас в городе? (русские, украинцы, татары, чуваши, мордва и т. д.) Все они живут в мире и согласии.
- А сейчас, мы немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Физминутка: Здравствуй, мир. (руки наверх)
Это – я! (на грудь)
А вокруг страна моя! (раскинуть)
Солнце в небесах горит (наверх)
И земля у ног – лежит! (наклон)
Там – леса! (замок вправо)
А там – поля! (замок влево)
Здесь – друзья (поворот головы)
И здесь друзья. (вправо и влево)
Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)
Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)
Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)
Здравствуй, мир!
Встречай меня!
- Вот и у нашего города Каменска-Уральского есть свой герб и флаг.
- Герб нашего города представляет собой условное замкнутое пространство, разделенное по горизонтали условным изображением двух рек (Исети и Каменки). Над реками, вверху щита, находится золотая пушка на красном фоне служит обозначением Каменского казенного чугунолитейного завода — производства, давшего начало городу. Волнообразные пояса представляют собой реки Каменка и Исеть. Под реками, в нижней части щита, производственная эмблема символизирует крупнейшие предприятия города — Уральский алюминиевый завод (слитки алюминия с крылом), Синарский трубный завод (условное обозначение трубы) и Завод по обработке цветных металлов (срез проволоки).
- Посмотрите, дети, официальный флаг города мало чем отличается от его герба.
- Ребята, а знаете ли вы гимн нашего города? Я предлагаю вам послушать его и сказать, о чем поется в гимне нашего города? Давайте все встанем.
- Урал — замечательный край, а природный символы Урала – горы и скалы: скала «Три брата», скала «Богатырек», скала «Три пещеры», скала «Филин», скала «Каменные ворота».
Ещё одним символом Каменска-Уральского можно считать – монумент «Пушка».
-Дети, я думаю, вы не один раз были возле этого монумента? (ответы детей)
4.Итоговая часть (30 мин)
Игра с мячом «Наш город, какой?»
- Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен сказать, какой наш город? Я бросаю вам мяч и задаю вопрос: наш город, какой?
– Наш город - (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, многонациональный, прекрасный, замечательный).
- Вы любите наш город? (ответы детей)
Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?
- Что нового вы узнали?
- Как бы вы оцените свои знания? Отлично – поднимите зелёный круг, хорошо – синий, а если не понял нечего – красный.
- С кем мы можем поделиться своими знаниями? (ответы детей)
- Всем спасибо! Мне было с вами хорошо!
- «Нет в мире краше Родины нашей».