СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия Буква Н и звуки Н, Нь

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект разработан для учащихся младших классов с нарушениями речи. Создана призентация. котрую тоже можно скачать на моей странице

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия Буква Н и звуки Н, Нь»

Конспект логопедического занятия на тему «Звуки Н, Нь и буква Н»

Программное содержание:

• закрепить навыки звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза звуков Н, Нь и буквы Н в дидактических играх

• Развивать навыки фонематических представлений со звуками [Н-Нь];

• Закрепить правильное произношение звуков [Н-Нь] в слогах, словах, фразах;

• Закрепить понятия «согласный»«твёрдый»«мягкий»;

• Развивать навыки чтения прямых и обратных слогов;

• Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;

• Развивать слуховое внимание;

• Развивать фонематическое внимание и восприятие;

• Развивать умение слышать вопрос и отвечать на него;

• Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, память;

• Воспитывать навыки активности, сотрудничества, умения слушать педагога, друг друга.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, колокольчик, презентация для открытого занятия ««Звуки Н, Нь и буква Н», картинки из сказки «Три поросенка», мяч, шесть конвертов с наборами фишек красного, синего, зеленого цвета, буквы.

Ход занятия

1.Организационный момент:

- Ребята закройте глазки и представьте, что мы отправляемся в путешествие на ковре самолете.

- Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса и реки… И мы с вами прилетели в страну сказок. Открывайте глаза, вставайте.

- Посмотрите, кто нас встречает. Вы узнали их?

- Правильно, это три поросенка. Давайте поздороваемся

- Молодцы, садитесь на стулья. А кто помнит, как зовут поросят?

- Правильно, Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф. Какой первый звук в именах Наф-наф и Нуф-нуф?

- Правильно, звук [н]. А какой он?

- Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.

-А одинаково ли звучат первые звуки в именах Ниф-ниф и Наф-наф?

- Нет, в одном имени звук [нь], а в другом [н].

- А звук [нь] какой?

- Согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом.

- А какие еще бывают звуки(гласные)

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки(Красным)

Логопед: итак, сегодня мы будем говорить о звуках Н и НЬ. И наши поросята пришли не с пустыми руками и хотят поиграть и с вами и с этими звуками. Хотите?

1. Дидактическая игра «Чистоговорки-добавлялки»:

- Ребята, что это за звуки (на слайде картина зимнего леса? Откуда они? Из леса?

(картинки-отгадки появляются на слайде по клику по ходу ответов детей, ребёнок, первый назвавший ответ, повторяет чистоговорку)

• На! На! На! Ночью светит нам … (луна).

• На! На! На! У гитары лопнула … (струна).

• На! На! На! Россия – любимая (страна).

• Но! Но! Но! Наверху у шляпы … (дно).

• Но! Но! Но! Распилили мы … (бревно).

• Но! Но! Но! На стене висит … (панно)

• Но! Но! Но! Мяч попал опять в … (окно).

• Ну! Ну! Ну! Поднырнул ты под … (волну).

- Правильно! Молодцы! А теперь поросята хотят поиграть с вами с мячом. Поиграем? (Да.)

2. Слоговая разминка со звуками [Н] - [Нь] с мячом:

- Ребята, встаньте за стульчиками. Слоговая разминка со звуками [Н] - [Нь].

На-ня-на

Но-нё-но

Ну-ню-ну

Ны-ни-ны

Ан-ань-ан

Он-онь-он

Ун-унь-ун

Ын-ынь-ын

- Молодцы! Садитесь на свои места.

3. Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (с показом презентации):

- Поиграем в игру «Четвёртый лишний». Ребята, назовите картинки. Найдите лишнюю картинку. Объясните, почему она лишняя?

• Нитки, ночь, низкий, Никита

• Сын, конь, пень, огонь

• Батон, олень, океан, трон

• Нос, ногти, носки, нитки

• Коньки, санки, танки, конфеты

• Книга, линейка, карандаш, земляника.

4. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н]»:

• н, п, б, н, м, м, н. ;

• на, па, ан, он, мы, ну. ;

• Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина.

• Какой звук слышится в словах: Нитки, небо, няня

А сейчас ребятки наши поросяты хотят немного отдохнуть. Давайте в месте с ними сделаем физминутку

5. Физминутка «Поросенок пятачок»

Поросенок пятачок отлежал себе бочок,

Встал на ножки, потянулся, (потянулись)

А потом присел, прогнулся, (имитируем движения)

И на ножках поскакал, и руками помахал (имитируем движения)

А потом опять прилег но уже на левый бок. (сложили ручки, положили под подбородок)

Молодцы, присаживаемся на свои места. Скажите пожалуйста, чем отличаются звуки от букв? (Буквы мы видим и пишемзвуки слышим и произносим)

- Из каких элементов состоит буква Н?

- Из двух длинных палочек и одной короткой.

Логопед : Ребята, а поросята пришли не одни, а с буквами. Давайте их подружим

6. Чтение слогослияний с буквой Н

- Ребята, помните, букваН в разных слогах читается по-разному: твёрдым звуком и мягким звуком.

- Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в конце(поочередное чтение)

АН, УН, ОН, ИН.

- Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в начале(поочередное чтение)

НА, НУ, НО, НИ

7.Отгадывание загадки:

- Ребята, что это за звуки?Отгадайте загадку:

Они красивы, грациозны,

Стихия их – азарт погони,

Беря барьеры виртуозно,

Летят быстрее ветра … (Кони).

8. Звуковой анализ слова «КОНИ»

- Назовите первый звук в слове «К-они»(Звук [К]).

- Какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите фишку твёрдого звука [К].

- Назовите звук, следующий за звуком [к] в слове «к-О-ни»(Звук [О]).

- Какой это звук: гласный или согласный? Возьмите фишку гласного звука [О].

- Назовите звук, следующий за звуком [о] в слове «ко-Нь-и»(Звук [Нь]).

- Какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите фишку мягкого звука [Нь].

- Назовите последний звук в слове «конИ»(Звук [И]).

- Какой это звук: гласный или согласный? Возьмите фишку гласного звука [И].

Примечание: По просьбе логопеда дети по-очереди называют все звуки в слове, отхлопывают по слогам,повторяют правило«Сколько в слове гласных, столько и слогов».

9. Д/и «Скажи наоборот»

- Ребята, молодцы. А сейчас поиграем с мячом на ковре в нашу любимую игру

«Скажи наоборот»

Налево – направо

Высоко – низко

Высушить – намочить

Под – над

Вверху – внизу

Потерять – найти

10. Работа в тетради

11. Подведение итогов занятия:

Ложитесь на наш волшебный ковер-самолет, закрывайте глазки. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают поля, леса и реки… Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей группе. Открывайте глаза, вставайте.

- Ребята, вам понравилось путешествие?

- Ребята, сегодня на занятии мы с вами повторили звуки Н, Нь и букву-Н.

- Какие игры, задания каждому из вас большего всего запомнились, понравились? (ответы детей).

- А что вам понравилось больше всего? Что было труднее всего сделать?