Конспект логопедического занятия на тему: « Буква Ъ.»
Цель: раскрыть особенность использование этой буквы.
Задачи:
Развивать фонематическое восприятие через различение твёрдых и мягких фонем. Формировать навыки звуко -буквенного и слогового анализа. Закреплять понятия "звук - буква",Сформировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным твердым знаком. Развивать познавательные процессы
Развивать фонематический слух, речь. Воспитывать любовь к произведениям устного народного творчества.
Наглядные пособия и раздаточный материал: тетради, карточки. Сюжетные картинки.
Ход урока.
1. Орг.момент.
На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё ……….(видят)
Наши уши внимательно слушают и все …….(слышат)
Голова запоминает и ……(думает)
II. Актуализация опорных знаний.
1. Вступительная беседа.
- Какие дети учатся в нашем классе?
(На доске буквы а, б, в, д, з, к, л, с, т, у, ч. Учитель показывает на букву, дети называют слова на эту букву.)
А – аккуратные.
Б – бодрые.
В – весёлые.
Д – добрые.
З – здоровые.
К – красивые.
Л – любознательные.
С – сильные.
Т – трудолюбивые.
У – умные.
Ч – честные.
III. Новый материал.
-Отгадайте загадку.
Был мягкий знак высоковат…
Сказали буквы строго
: -Эй, наклонись немного!-
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в….… твѐрдый знак.
- Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока?
Сегодня будем знакомиться с буквой « разделительный твердый знак». Это буква является братом мягкого знака.
Закрепление оптического образа буквы
На что похожа буква Ъ ?
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – твѐрдый знак,
Чтобы не облиться
Опершись на длинный хвост,
В цирке кобра встала в рост: - Ш-Ш-Ш-Ш…
Я вам не угрожаю,
Я твѐрдый знак изображаю.
- Сегодня мы познакомимся с буквой «ъ». Узнаем, в каких случаях пишется эта буква в словах.
2. Знакомство с буквой.
Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам.
Его учить придётся вам:
Хотите – не хотите
Стоит он в алфавите!
- Это буква «ъ» (показать на плакате).
- А еще букву Ъ называют хитрой буквой. Послушайте рассказ про мальчика Мишу и хитрую букву Твердый знак. Почему она хитрая?
Пришел Миша из школы довольный. Зашел на кухню, посмотрел хитро на мать и говорит:"Сел и съел!"
"У кого ж ты пообедал? - всполошилась мать. - А я наготовила-напекла!"
"Ни у кого я не обедал, - грустно сказал Миша. - Я тебе о другом. Сел и съел... Не поняла?"
"А чего же тут не понять? - проговорил дедушка. - Все ясно: СЕЛ без твердого знака пишется, а СЪЕЛ - с твердым."
"Правильно, дедушка! - обрадовался Миша. - Мы сегодня букву проходили. Твердый знак. Хитрая буква - так её не произнесешь, а без неё - СЕЛ, а с ней - СЪЕЛ."
- Почему же буква Ъ такая хитрая? (с ее помощью одно слово превращается в другое).
- Прочитаем слова в схеме (на доске): подЪезд, разЪезд, обЪезд, вЪезд.
- Что общего между этими словами? (-езд- корень).
3. Знакомство с правилом правописания разделительного твердого знака: разделительный твердый знак пишется после твердого согласного перед гласными я,е, ё, ю.
Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов
сравнение схем слов
ели-съели
Сколько букв? Сколько звуков?– Почему так получилось: букв больше, чем звуков? (Ъ звука не обозначает)
4. Развитие фонематического восприятия
Дидактическая игра «Камень — вата».
Дети поднимают синий кружок, если услышат твердый согласный звук , и поднимают зеленый кружок, если услышат мягкий звук .
Словарный материал: листья, подъезд, коньки, тюльпан, съехали, пеньки, съел, объявление, вьюга, варенье, съёмка, льёт, кольца, съедобный, вьюн, съезжать.
5. Работа в тетрадях.
Записать предложения с разделительным твердым знаком .
Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.
6. Физкультминутка.
Встаньте дружно, потянитесь
Пошагайте, покрутитесь
Руки право, руки влево, а потом присядьте смело!
Снова встаньте, потянитесь
И друг другу улыбнитесь!
7. Чтение сказки Г. Юдина «Как Мыша за сыром ездил». Запомни слова с ъ в сказке.
КАК МЫША ЗА СЫРОМ ЕЗДИЛ
Утром мышонок Мыша сел на трехколесный велосипед и поехал в магазин за сыром. Только отъехал от дома, смотрит - кот на дороге разлегся и спит.
Объехал его Мыша тихонечко и дальше поехал. Съехал с горки, подъехал к магазину, сыру купил и обратно поехал.
Только въехал на горку, видит - кот проснулся. Потягивается.
«Посижу-ка я пока под кустиком, - думает Мыша, - съем кусочек сыра».
Сел и отъел кусочек. Потом еще отъел и еще. Так весь кусок вокруг и объел. Остался малюсенький кусочек.
- Эх! Только сел, а уже всё съел... Но уж лучше я сыр съем, чем меня кот вместе с сыром.
8. Придумать предложения с данными словами .
Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели
9. Подведение итога занятия. Рефлексия- Сколько вы теперь знаете букв, которые не обозначают звуков?– Что показалось самым трудным на уроке?– С чем справились быстрее всего?– С чем бы хотели поработать на следующем уроке?
Записать предложения с разделительным твердым знаком .
Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.
Записать предложения с разделительным твердым знаком .
Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.
Записать предложения с разделительным твердым знаком .
Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.
Записать предложения с разделительным твердым знаком .
Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.
8. Придумать предложения с данными словами .
Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели
8. Придумать предложения с данными словами .
Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели
8. Придумать предложения с данными словами .
Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели
8. Придумать предложения с данными словами .
Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели
8. Придумать предложения с данными словами .
Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели
02.04 д/з. Выучить
Качели для паучат.
На смолистой ели
Новые качели.
Это деда-паучок
Их повесил на сцчок:
Пусть качаются внучата-
Озорные паучата.
02.04 д/з. Выучить
Качели для паучат.
На смолистой ели
Новые качели.
Это деда-паучок
Их повесил на сцчок:
Пусть качаются внучата-
Озорные паучата.
02.04 д/з. Выучить
Качели для паучат.
На смолистой ели
Новые качели.
Это деда-паучок
Их повесил на сцчок:
Пусть качаются внучата-
Озорные паучата.
02.04 д/з. Выучить
Качели для паучат.
На смолистой ели
Новые качели.
Это деда-паучок
Их повесил на сцчок:
Пусть качаются внучата-
Озорные паучата.
02.04 д/з. Выучить
Качели для паучат.
На смолистой ели
Новые качели.
Это деда-паучок
Их повесил на сцчок:
Пусть качаются внучата-
Озорные паучата.
02.04 д/з. Выучить
Качели для паучат.
На смолистой ели
Новые качели.
Это деда-паучок
Их повесил на сцчок:
Пусть качаются внучата-
Озорные паучата.