СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия Дифференциация звуков л, ль

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия Дифференциация звуков л, ль»

МБОУ «Краснокамская адаптивная школа-интернат»







Методическая разработка

группового логопедического занятия по коррекции звукопроизносительной стороны речи

Тема: «Буква Л, звуки [Л], [Л’]»










Автор-разработчик:

Фаталиева Айгун Муршудовна,

учитель-логопед МБОУ «Краснокамская

адаптивная школа-интернат»


г. Краснокамск, 2024 г.

Конспект группового логопедического занятия по коррекции звукопроизносительной стороны речи.

Образовательная тема: «Буква Л, звуки [Л], [Л’]».

Лексическая тема: «Обитатели морей и океанов».

Характеристика группы: 3 класс, 10-11 лет, логопедическое заключение: системное недоразвитие речи легкой степени при легкой умственной отсталости.

Продолжительность занятия: 40 мин.

Цель занятия: создание условий для закрепления правильного произношения звуков [Л], [Л’].

Задачи:

  1. Образовательные:

    1. Отрабатывать умение сравнивать звуки [Л], [Л’] по акустическим и артикуляционным признакам.

    2. Отрабатывать умение дифференцировать звуки [Л], [Л’] в словах.

    3. Обогащать экспрессивный словарь словами-антонимами.

    4. Совершенствовать грамматический строй речи (образование слов суффиксальным способом).

    5. Формировать навык правильного произношения звуков [Л], [Л’].

  2. Развивающие:

    1. Развивать связную речь, речевой слух, фонематическое восприятие (дифференциация звуков [Л], [Л’]).

    2. Развивать тонкую, общую моторику, артикуляторную моторики, координацию речи с движениями.

    3. Развивать мнестические процессы на графический образ буквы.

    4. Развивать тактильную чувствительность, через узнавание предметов посредством ощупывания.

    5. Развивать зрительно-пространственного восприятия.

    6. Активизировать познавательные процессы, через использование квест-технологии.

  3. Воспитательные

    1. Формировать положительную мотивацию для развития познавательной активности, через применение квест-технологии.

    2. Воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, формировать навык взаимодействия со сверстниками, самостоятельности, активности, инициативности.

    3. Воспитывать самоконтроль за речью, умение вслушиваться в речь логопеда.

Тип занятия: закрепление раннее пройденного материала.

Предварительная работа:

  • Формирование артикуляционных умений и навыков, необходимых для правильного произношения звуков [Л], [Л’].

  • Отработка упражнений артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.

  • Постановка звуков [Л], [Л’].

  • Отработка навыков работы с нейротренажерами: балансир «Бильгоу», кинезиомячи.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая.

Базовые учебные действия:

Личностные учебные действия:

ЛУД 1: гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

ЛУД 5 Самостоятельность в выполнении учебных заданий после объяснения.

Коммуникативные учебные действия:

КУД 1 Умение слышать, слушать и понимать речь учителя, одноклассника, умение сотрудничать в малых и массовых группах.

Регулятивные учебные действия:

РУД 4: адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

Познавательные учебные действия:

ПУД 2: устанавливать видо-родовые отношения предметов; - буква - звук;- словообразование.

ПУД 3: делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать 5-7 предметов на наглядном материале; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей (схемы, картинный план, мнемотаблицы); делать простейшие выводы с опорой на наглядно-образное мышление, жизненный опыт.

ПУД 4: пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.

Образовательные технологии (методы, приёмы): методы здоровьесбережения (артикуляционная гимнастика, нейрогимнастика с использованием нейротренажеров), телесно-ориентированные методики (биоэнергопластика), игровой метод (элементы квест-технологии), мнемотехника (работа со схемами), информационно-коммуникационные технологии (презентация, интерактивная игра на сервисе https://learningapps.org/, интерактивная игра портала «Мерсибо»), метод сенсорной интеграции, деятельностный подход, создание ситуации успеха.

Оборудование:

Интерактивная панель, интерактивный комплекс «Логопедическая шхуна», презентация Power Point, видео-запись пирата, гюйс – 6 шт., варежки - язык 6 шт., индивидуальное зеркало – 6 шт., карта – план, ключи – 5 шт.; замок металлический; сундук с сокровищами, монеты для рефлексии – золотые – 6 шт., серебряные – 6 шт., бронзовые – 6 шт.,; монеты в золотистой фольге 6 шт.; распечатанная картинка – сундук для рефлексии, оценочный лист для рефлексии; карточки со словами: дельфин, акула, дельфинчик, дельфинёнок, дельфинище, акулище, акуленок; световой стол, гелиевые подушечки, картинки: лягушка, осьминог, дельфин, кит, акула; балансир – доска «Бильгоу» -3 шт., кинезиомячи – 7 шт., мнемотаблицы для характеристики артикуляционного уклада звуков – 6 шт., мнемотаблицы для характеристики звуков – 6 шт., фетровый конверт – 6 шт., буква Л вышитая бисером на фетровой салфетке – 6 шт., корзинки для раздаточного материала – 6 шт., заголовок на доску – «Морское путешествие».





















Технологическая карта занятия

Этап

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Используемый дидактический и наглядный материал

I.1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Присаживайтесь на свои места.

Презентация слайд 1

Включает звук с шумом моря, криком чаек.

- Вы слышите этот звук? Прислушайтесь.

- Что вы слышите?

- Правильно. Это шум моря. Крик чаек.

Презентация слайд 2

- Мы отправляемся в увлекательное морское путешествие! Предлагаю вам стать моряками.

Презентация слайд 3. Включает видеозапись пирата.

- Ребята, а кто это был?

- А что пират спрятал на острове?

- Вы хотите найти сокровища?


Заходят в класс, приветствуют учителя. Присаживаются за парты.





Дети высказывают свои предположения (шум волны, моря, крики чаек и тд.)





Смотрят запись.

Пират.

Сокровища.

Да.


Звучит музыка: шум моря, плеск воды, крики чаек.

Заголовок «Морское путешествие».

Презентация слайд 1-

Музыка: шум моря, плеск воды, крики чаек.

Презентация слайд 2- «Морское путешествие»

Презентация слайд 3 -

видео – запись пирата:

- Здравствуйте, детишки! Я слышал, вы моряками хотите стать и отправиться  на поиски сокровищ, которые спрятаны на этом острове. Хотите? Вас ждет незабываемое путешествие.

I.2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Но для этого нам надо стать настоящими моряками!

- Начнем! Сейчас мы дадим клятву, что бы стать настоящими моряками повторяйте за мной слово - клянусь:
Клянусь быть настоящим моряком!

Клянусь помогать своей команде!
Клянусь найти сокровища пирата!

- Молодцы! Теперь вы настоящие моряки! После клятвы каждому ребенку торжественно выдается снаряжение моряка.

Слушают учителя.




Повторяют слова клятвы моряков.

Клянусь! 

Клянусь! 

Клянусь! 

Помогают друг другу надеть гюйс.

Гюйс по количеству детей.

Презентация слайд 4 -

Заголовок «Морское путешествие».



I.3. Постановка цели и задач.

Включает запись пирата. Презентация слайд 5.

- Что нам нужно, что бы найти сокровища?

- Я открою вам секрет, пират оставил нам карту.

Прикрепляет карту на доску.

- Давайте рассмотрим ее.

- Моряки ваша задача последовательно выполнить все испытания пирата. За каждое выполненное задание вы получите ключ, что бы открыть сундук. Всего надо пройти 5 испытаний и найти 5 ключей, и тогда мы сможете найти сокровища пирата.

- Вам понятны условия?


Слушают пирата


Ответы детей. Карта.




Рассматривают карту.

Слушают условия.






Отвечают на поставленный вопрос

Презентация слайд 5

Запись пирата:

- Молодцы! Набрались сил! Вижу, вы готовы! Всю жизнь я собирал сокровища, а потом закрыл их в сундук и спрятал в надежном месте. И чтобы найти их вам предстоит пройти все испытания, собрать все ключи. И тогда сокровища ваши! Но помните: Если не выполните хоть одно из заданий – не видать вам сокровищ как собственных ушей!

Презентация слайд 6 -

Заголовок «Морское путешествие».

Карта сокровищ.

II.Основная часть

II.1. Подготовка артикуляционного аппарата

- А каким должен быть моряк?

- Конечно же, сильным и выносливым. А нам набраться сил перед путешествием поможет Кот Матрос.

- Возьмите из корзинки зеркала, поставьте перед собой, наденьте на руку язычок.

- Приступим, Кот Матрос поможет нам выполнить артикуляционные упражнения.

Показ упражнений артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.

Индюк – 3 раза

Почистим верхние зубки – 3 раза

Парус – 3 раза

Отвечают на поставленный вопрос (умным, сильным и тд.)



Берут зеркала, ставят перед собой. Надевают варежку – язык на правую руку.



Выполняют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой

Зеркала, перчатка-язык по количеству детей.

Приложение 1 – артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой
«Индюк»

«Почистим верхние зубки»

«Парус»


II.2. Постановка цели и задач занятия.








Произношение изолированного звука

- Набрались сил?

- Вперед к приключениям!

- Итак, посмотрим, какая 1 остановка. Передвигает кораблик по карте, читает название 1 остановки Остров «Буквы и звуков»

-Мы попали с вами на остров «Буквы и звуков».

- Здесь живет 1 буква и 2 звука. Давайте узнаем, что же это за буква?

- Для этого вам надо взять синие конверты. В конверте спрятана буква, но доставать её нельзя, ваша задача на ощупь узнать букву.

- Достаньте букву из конверта. Верно, это буква Л и все задания будут связаны с ней.

- Вспомним, как пишется, буква Л. Проведите указательным пальцем правой руки, по букве.

Презентация слайд 7.

- А какие звуки обозначает буква Л?

Презентация слайд 8.

- Давайте произнесем эти звуки 3 раза.

Отвечают на поставленный вопрос











Берут синие конверты. На ощупь узнают букву л (эль) .


Достают букву из конверта, рассматривают.


Проводят указательным пальцем правой руки по очертаниям буквы.


Произносят звук [Л], звук [Л’]

Произносят по з раза звук [Л], звук [Л’]

Буквы, вышитые бисером, по количеству детей.

Презентация слайд 7 - 8:

Карточки с обозначением буквы Л звуков Л и Л’.


II.3. Анализ артикуляции звуков

- А теперь внимательно слушайте. Мы будем работать со схемами артикуляции звуков.

- Возьмите конверты. Как вы думаете, что в них?

- Верно, это наши помощники. Возьмите схему со звуком [Л]. По очереди, будем открывать каждый квадратик, и проверять правильность ваших ответов.

- Итак, моряки вооружитесь зеркалами, и слушайте меня внимательно!

- Произносим звук [Л].

Как располагаются губы – открыты или закрыты? Проверьте.

Зубы – открыты или сближены? Проверьте.

Язык – внизу или вверху? Проверьте.

Середина языка – прямая или изогнутая? Проверьте.

Воздушная струя – теплая или холодная? Проверьте.

Голосовые связки – закрыты или открыты? Проверьте.

- Молодцы! Возьмите схему со звуком [Л’]. По очереди, будем открывать каждый квадратик, и проверять правильность ваших ответов.

Как располагаются губы – открыты или закрыты? Проверьте.

Зубы – открыты или сближены? Проверьте.

Язык – внизу или вверху? Проверьте.

Середина языка – прямая или изогнутая? Проверьте.

Воздушная струя – теплая или холодная? Проверьте.

Голосовые связки – закрыты или открыты? Проверьте.

Сравните в чём различие при произношении звуков [Л], [Л’].

С чем мы работали?

Слушают логопеда.



Схемы

Смотрят в зеркала, определяют позицию, губ, зубов, языка.







Открыты. Проверяют, открывают квадратик.

Сближены. Проверяют, открывают квадратик.

Вверху. Проверяют, открывают квадратик. Прямая.

Теплая. Проверяют, открывают квадратик.

Закрыты. Проверяют, открывают квадратик.






Открыты. Проверяют, открывают квадратик.

Сближены. Проверяют, открывают квадратик.


Вверху. Проверяют, открывают квадратик. Изогнутая.

Теплая. Проверяют, открывают квадратик.

Закрыты. Проверяют, открывают квадратик.

Середина языка при произношении звука [Л] - прямая, [Л’] - изогнутая.

Со схемами.

Мнемотаблицы со схемой артикуляции звуков [Л], [Л’].


II.4. Характеристика звука

Сейчас будем работать в парах.

- Каждой паре надо заполнить таблицу характеристики звуков. Не забываем о правилах работы в парах, рассуждаем вместе, помогаем друг другу.

- Слушаем внимательно, возьмите 1 конверт, достаньте карточки №1, определите звук [Л] гласный или согласный ?

Достаньте карточки №2 звук [Л] твердый или мягкий?

Достаньте карточки №3 каким цветом обозначается?

Достаньте карточки №4 звонкий или глухой?

- Возьмите 2 конверт, достаньте карточки №1, определите звук [Л’] гласный или согласный ?

Достаньте карточки №2 звук [Л] твердый или мягкий?

Достаньте карточки №3 каким цветом обозначается?

Достаньте карточки №4 звонкий или глухой?

Сравнительная характеристика

Чем звуки отличаются?

-Молодцы вы прошли 1 испытание и получаете 1 ключ.








определяют характеристику звуков [Л], [Л’].

Заполняют мнемотаблицу звуков.














Звук[Л] - твёрдый, а звук [Л’] - мягкий.

Получают 1 ключ, складывают в

сундук.

Заполнить мнемотаблицу

Динамическая пауза

Презентация слайд 9. Включает звук корабельного колокола.

- Внимание!

Включает видео с дельфинами.

- Кто это к нам приплыл?

- Верно, к нам приплыли дельфины, они приглашают нас в открытое море!

- Повторяйте за мной!

Дельфины – жонглеры, певцы, акробаты.

Дельфины смышлёные очень ребята.

Дельфины считают,

Дельфины читают,

И даже детишек на спинах катают!

Смотрят видео.


Дельфины

Работа в парах на нейродосках с мячами

Подкидывают мяч вверх правой рукой, ловят левой рукой

Мяч отбивают от пола правой рукой,

Отбивают мяч правой рукой, ловят левой рукой.

Презентация слайд 9 – звук колокола, Видео с дельфинами

Балансборд доска «Бильгоу»


II.5. Дифференциация звука в словах

- Итак, продолжаем наше путешествие, посмотрим на карту, какая 2 остановка?

Приглашает обучающихся подойти к интерактивной панели, включает сайт https://learningapps.org/.

- На острове живут и твердые и мягкие звуки.

- Что бы пройти это испытание, вам надо по очереди произнести, что изображено на картинке. Перенести картинку на синее поле, если звук [Л], твердый, на зеленое поле, если звук [Л’] мягкий. Для проверки в конце игры нажмите галочку. Удачи!

https://learningapps.org/

Лернинг Апс

- Молодцы! Справились с испытанием, возьмите 2 ключ.

Подходят к карте, передвигают кораблик по карте, читают название 2 остановки Остров «Твердости и мягкости»



Слушают инструкцию.

Выполняют задание по полученной инструкции.






Получают 2 ключ, складывают в сундук.

Презентация слайд 10 -

Интерактивная панель – https://learningapps.org/– игра «Твердый или мягкий»

II.6. Обогащение экспрессивной речи словами - антонимами

- Отправляемся дальше! Посмотрим на карту, какая 3 остановка?

Мы попали на остров, где всё наоборот. Следующее испытание игра «Наоборот»: встаньте в ряд передо мной, вам надо поймать мяч, закончить фразу, противоположным по значению словом, отбить мяч обратно.

  1. Пират может быть добрым, а может быть…

  2. Пират может быть худым, а может быть…

  3. Пират может быть волосатым, а может быть…

  4. Пират может быть причесанным, а может быть…

  5. Пират может быть сытым, а может быть…

  6. Пират может быть быстрым, а может быть…

- Молодцы! Справились с испытанием, возьмите 3 ключ.

Передвигают кораблик по карте, читают название 3 остановки Остров «Наоборот»

Слушают инструкцию учителя.






Злым


Толстым


Лысым


Лохматым


Голодным


Медленным

Получают 3 ключ, складывают в сундук.

Презентация слайд 11 – заголовок «Морское путешествие»;

Нейромяч – 1 шт


II.7. Дифференциация в словах

Развитие грамматического строя речи навык словообразования

- Отправляемся дальше! Посмотрим на карту, какая 4 остановка?

Подводит детей к световому столу.

- Под гелевыми подушечками картинки, рассмотрите их и назовите (по очереди).




- Какая картинка лишняя?

- Почему?

- Все правильно, лягушка не живет в море.

Убирает картинку с лягушкой.

- В каких словах есть звук л?

Перед детьми кладет карточки со словами: осьминог, дельфин, кит, акула.

- Выберете их и прикрепите на доску.

Прикрепляет на середину доски карточки со словами.

- Как ласково назвать дельфина?

- А как зовут детёныша дельфина?

- А у дельфина нос чей?

- Как назвать огромную акулу?

- А как зовут детёныша акулы?

- А у акулы нос чей?

- Молодцы! Справились с испытанием, возьмите 4 ключ.

Передвигают кораблик по карте, читают название 4 остановки Остров «Морских обитателей»

Подходят к световому столу. Слушают инструкцию.

Рассматривают и называют картинки: Лягушка, осьминог

дельфин, кит, акула

Лягушка

Высказывают свои предположения.

Осьминог, дельфин, кит, акула

Дельфин, акула



Прикрепляют слова: дельфин и акула на доску.



Дельфинчик, выбирает слово.

Дельфиненок, выбирает слово.

Дельфиний, выбирает слово.

Акулище, выбирает слово.

Акуленок, выбирает слово.

Акулий, выбирает слово.

Получают 4 ключ, складывают в сундук.

Светящийся стол

Картинки с изображением:

Лягушка

Осьминог

Дельфин

Кит

Акула

карточки со словами: осьминог, дельфин, кит, акула.

Карточки со словами: дельфинчик, дельфиненок, дельфиний;

Акулище, акуленок, акулий.

II.8. Развитие зрительно-пространственного восприятия

- Отправляемся дальше! Посмотрим на карту, какая 5 остановка?

- Мы добрались до острова сокровищ, но не знаем, где же искать клад.

Подводит детей к интерактивному комплексу, включает игру Мерсибо «Пират и клад».

- Пират хочет проверить настоящие ли вы моряки, ведь моряки должны ориентироваться в пространстве. Знать где право и где лево. Поднимите правую руку, поднимите левую руку.

- Молодцы! Справились с испытанием, возьмите 5 ключ.

- Но где же сокровища?

- Смотрите, что это? Бутылка? Мне кажется в ней что - то спрятано. Посмотрим?

- Письмо? Прочитаем его?

- Вот какой хитрый пират, хотел обмануть нас, придется нам вернуться на остров «Морских обитателей».

Включает презентацию слайд 12 – звук салюта.

- Ура! Вы нашли сокровища!

Подводит детей к партам, рассаживает.

Включает запись пирата.

- Давайте откроем сундук. И узнаем, что же спрятал пират.

- У вас есть всего две попытки, рассмотрите все ключи, и найдите только один, который подойдет к замку.

Передвигают кораблик по карте, читают название 5 остановки Остров «Сокровищ»







Поднимают правую руку, поднимают левую руку.

Слушают инструкцию. Проходят игру.

Получают 5 ключ.


Достают письмо из бутылки.

Это письмо.

Читают текст письма: «Я спрятал сокровища на острове «Морских обитателей».

Подходят к острову «Морских обитателей», находят сундук.




Садятся за парты.

Слушают пирата.


Выбирают из 5 ключей, один подходящий и открывают сундук.

Интерактивный комплекс «Логопедическая шхуна». Игра по клеточкам «Мерсибо».

Бутылка с письмом пирата. Текст письма: Я спрятал сокровища на острове «Морских обитателей». Пират.

Сундук с замком.

Презентация слайд 12 – звук салюта.

Презентация слайд 13 -

запись пирата:

- Молодцы, моряки! Вы нашли все ключи и теперь сокровища будут ваши, если вы сможете найти ключ к замку!

Презентация слайд 14 – заголовок морское путешествие


III.1.Рефлексия

- Посмотрите, в сундуке для каждого из вас, есть награда – медали. Давайте оценим работу каждого.

- Кто был самым активным?

- Кто был самым смелым?

- Кто был самым быстрым?

- Кто был самым добрым?

- Кто был самым умным?

- Кто был самым веселым?

- Посмотрите внимательно, что еще есть в сундуке?

- Вам понравилось занятие?

- Оцените свою работу на занятии. На доске сундук и критерии оценки.

Если вам было легко и вы справились со всеми заданиями прикрепите к сундуку – золотую монету, если вы испытывали небольшие трудности – серебряную монету, если вы считаете, что у вас ничего не получилось – бронзовую.



Оценивают работу каждого участника команды.







Подходят к доске и оценивают свою работу на занятии.

Медали, монеты

III.2. Итог занятия

- Ну а я считаю, что вы все настоящие моряки и большие молодцы!

- С какими звуками мы работали сегодня?

- Какое испытание вам понравилось больше?

- Вы справились со всеми испытаниями, и заслужили свои золотые монеты.

Благодарю вас за занятие!

Слушают учителя. Получают свой приз – золотую монету.

Ответы детей.



Получают свой приз – золотую монету.

Золотые монеты


















Приложение 1

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

«Индюк»

На счет 1 улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по губе вперед – назад и произносить при этом «бл, бл, бл, бл». Выполнять под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.

Под счет от 1 до 10 сгибать пальцы в верхних и средних фалангах, выполняя хватательные движения. Затем вернуть кисть в исходное положение под счет от 1 до 5.


«Почистим верхние зубки»

Улыбнуться, открыть рот. На счет 1 поднять кончик языка вверх, выполнить движение из стороны в сторону под счет от 1 до 5, затем закрыть рот держать закрытым под счет от 1 до 5.

На счет 1 поднять кисть руки вверх, выполнить движение из стороны в сторону под счет от 1 до 5, затем вернуть кисть в исходное положение под счет от 1 до 5.

«Парус»

На счет 1 улыбнуться, открыть рот поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.

На счет 1 поднять кисть руки вверх и немного выгнуть, удерживать под счет от 1 до 10, затем вернуть кисть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.