СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект коррекционного занятия "Дифференциация звуков С-Ш в словах"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен для детей с ЗПР.

Просмотр содержимого документа
«Конспект коррекционного занятия "Дифференциация звуков С-Ш в словах"»

Приложение 1

Как Язычок пил чай с друзьями



Взрослый выполняет вместе с ре­бенком.

Язычок давно не видел своих ста­рых друзей, и вот однажды он пригла­сил их на чаепитие.

- Язычок взял глубокую тарелку (от­крыть широко рот и удержать под счет до 5)

- и стал замешивать тесто (протискивать язык между зубами вперед-назад).

- Когда тесто было готово, он поставил его на окошко (открыть широко рот и удерживать под счет до 5).

- Скоро тесто стало подниматься и пыхтеть (набрать воздуха через нос и плавно вытолкнуть через губы; по­слышится глухой звук [п]).

- Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить пи­рожки (высунуть широкий язык, под­нять края языка и удержать между губами — получилась свернутая тру­бочка).

- Внутрь каждого пирожка положил Язычок малиновое варенье (облизать губы слева направо и справа налево)

- и поставил их в печь (открыть широ­ко рот и удерживать под счет до 5).

Потом Язычок достал красивые чашки (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края — по­лучилась чашечка),

- налил воды в чайник (улыбнуться и произнести: «С-с-с-с») и поставил на огонь.

- Быстро закипела вода (улыбнуться и произнесши: «Ш-ш-ш-ш»).

- Скоро подрумянились и пирож­ки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губа­ми — получилась свернутая трубочка).

- Вдруг кто-то постучал в дверь (про­изнести: «Т-т-т-т»).

- Это пришли гости к Язычку: толстячок и худышка (Свистун и Шептун).

- Усадил Язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем с пирожками (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края — получи­лась чашечка; затем высунуть ши­рокий язык, поднять края языка и удержать между губами — получи­лась свернутая трубочка).





















Конспект логопедического занятия по  дифференциациHYPERLINK "https://www.google.ru/search?newwindow=1&biw=1366&bih=691&q=%D0%B4%D0%B8%D1%84%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D1%81-%D1%88&spell=1&sa=X&ei=3Es-VO3lE-XPygPox4HAAw&ved=0CBgQvwUoAA"и звуков [с] – [ш]



Тема: Дифференциация звуков [с] – [ш]

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить навыки различия и правильного артикуляторного произношения звуков [C] - [Ш] в слогах, словах.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие навыка коммуникативного поведения при ответах на вопросы.

  • Развитие навыка координированных движений пальцев рук, при выполнении серии упражнений.

  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики.

  • Развитие навыка различения звуков [с] – [ш] в словах, слогах.

  • Определение места звука в слове.

  • Употребление существительных в родительном падеже.

  • Предупреждение оптической и акустической дисграфии.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать самоконтроль за положением языка в момент речи.

  • Воспитывать культуру поведения на занятии.

  • Формирование начальных учебных навыков.

Оборудование:

  • Изображения со звуками [с] – [ш]; изображения главных героев; массажный шар; коробочка с крупой и предметами со звуками [с] – [ш]; «дырявые» карточки; схемы «определение места звука в слове»; эмоцинальные маски























Ход занятия

№ п/п

Этап занятия

Содержание

1

Орг. момент

Здравствуй! Я рада тебя видеть. Давай начнем наше занятие.

2

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная сказка «Как Язычок пил чай с друзьями».

(Приложение 1)

3

Пальчиковая гимнастика

Наши гости принесли нам подарок : массажный шарик.

Вот держи, массажный шарик. Сейчас мы с ним поиграем.

Этот шарик не простой

Весь колючий вот такой

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем

Можно шар катать по кругу

Перекидывать друг другу

Раз, два, три, четыре, пять-

Нам пора и отдыхать!

4

Самомассаж биологически активных зон

Ты же знаешь, что зимой все часто болеют? А чтобы нам не болеть, нам нужно сделать массаж! Ты любишь, когда тебе делают массаж?

«Чтоб горло не болело, мы его погладим смело,
(поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать

(указательными пальцами растирать крылья носа)

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим «козырьком»

(приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны-вместе)

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело!

(Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону)

Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна! (Потирать ладошки друг об друга)»

5

Объявление темы занятия

-А теперь познакомимся с гостями, которые пришли к Язычку.

- Зовут их Свистун и Шептун.

- Почему их так зовут?

- Какой звук любит произносить Свистун?

- А Шептун?

- Нашим гостям скучно и они попросили с ними поиграть.

- Догадался с какими звуками мы будем сегодня играть?

6

Сравнение звуков [с] – [ш] по артикуляции

- Они пришли к нам в гости с подарками. У Свистуна для нас есть подарок. Что он принес? Это чайник! Какой звук издает наш чайник, когда он кипит? (с-с-с-с)
Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы. Посередине языка идет сильная холодная струя воздуха (если струя не кажется холодной, для сравнения произносим звук Х)

- Заглянул к нам мальчик Шептун.
- Ах, смотри, кто же у него на руках? Это змея! Какой звук издает змейка? (ш-ш-ш-ш)

Губы вытянуты бубликом (рупором). Кончик языка поднят за верхние зубы. Посередине языка идет теплая, широкая, плавная струя воздуха.

- Для начала нам нужно их накормить

ведь они пришли к нам в гости!
- Но вот задача, Свистун кушает только ту еду, в которой есть звук «С», а Шептун, любит еду, в которой звук «Ш»

- Давай, сначала накормим Свистуна! Язык вниз: СА-СА-СА
Сахар, масло, колбаса. Какой звук часто повторяется?
Теперь, будем кормить Шептуна! Язык вверх: ША-ША-ША

Шашлык, каша и лапша. Какой звук часто повторяется?

Накормили, наших гостей! Мальчики довольные и сытые!

7

Развитие фонематического слуха

Наши друзья Свистун и Шептун, захотели играть в прятки. И спрятались в словах. Ты должен их найти. Как только услышишь звук «С» ты должен хлопнуть в ладоши. А когда услышишь звук «Ш», ты должен топнуть ногой.

( уши – усы, шутки – сутки, кашка – каска, Машка – маска, Мишка – миска, скала – шкала, стык – штык, стиль – штиль, марс– марш, вас – ваш, мыс – мышь)

Молодец, ты нашел Свистуна и Шептуна!

8

Работа на уровне слога

Свистуну очень нравится петь, давай будем петь вместе с ним, но наша песенка будет зависеть от настроения: Са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы. Шептуну, тоже понравилась наша песня, и он начал подпевать: Ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.

А теперь, мальчики захотели спеть одновременно, вот что у них получилось:

Са-ша; са-са-ша; са-ша-са; ша-са; ша-ша-са; шу-су-шу; со-со-шо; сы-ши-ши.

Какие разные у нас получились песенки!

Д.и. «Закончи слово».

- А теперь нам надо добавить слог, чтобы закончить слово, которое они задумали .Чтобы нам было веселее, возьмем мячик.

- Добавь слог –ша-

ка…., лап…, ду…, афи…, гало…, Ма…, Да…, Па…, Ми…

- Добавь слог –са-

ко…, колё…., ли…, о…

- Добавь слог –сок-

ви…, ку…, но…, пе…

- Добавь слог –ши-

у…, мы…, малы…., камы…, ков…, напи…, шала…, ланды…, детены…

- А теперь нужно добавить –ш- или – с -

Глобу…, малы…, голо…, но…, ду…, какту…, фоку…, шала….

9

Физкультминутка

Девочки и мальчики ( руки на пояс)

Прыгают как мячики( ритмичные прыжки),

Ножками топают (топание ногами),

Ручками хлопают ( хлопки в ладоши),

Глазками моргают (руки на пояс и ритмичное зажмуривание глаз),

После отдыхают ( руки вниз).

10

Работа на уровне слова









Определение места звука в слове.













Употребление существительных в родительном падеже

- Посмотри вокруг!

- Шептун и Свистун, разбросали свои вещи, и они перепутались. Давай поможем разделить их. Вещи Свистуна начинаются на звук «С», а Шептуна, на звук «Ш».

- А теперь разложим их по полочкам:

На верхнюю полочку положи вещи, где звук в начале слова;

На среднюю полочку положи вещи, где звук в середине слова;

На нижнюю полочку положи вещи, где звук в конце слова.

- А теперь они решили проверить, как ты запомнил свои вещи.

Д.и. «Чего не стало».


11

Работа на уровне слова для предупреждения дисграфии (оптической и акустической).

- Ой, а что это еще они потеряли: какой-то конверт, а в нем…… буквы.

-Давайте раздадим каждому свои буквы (строчные и печатные).

- А теперь напишем эти буквы в «волшебной коробочке» с крупой.

- Еще есть картинки с «дырявыми» карточками.

- Нужно правильно вписать буквы «с», «ш».


12

Рефлексия

Оценивание

-Тебе понравилось играть со Свистуном и Шептуном?

- С какими звуками играли?

- Почему важно находить и различать эти звуки?

- Теперь давай подарим нашим гостям маленькие подарочки.

Д.и. («Чудесная коробочка», наполнена фасолью)

Им тоже с тобой понравилось!
Ты сегодня молодец!

- Вот тебе медаль!!!