Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие.
№ п/п | Этап занятия | Содержание |
1 | Орг. момент | Здравствуй! Я рада тебя видеть. Давай начнем наше занятие. |
2 | Артикуляционная гимнастика | Артикуляционная сказка «Как Язычок пил чай с друзьями». (Приложение 1) |
3 | Пальчиковая гимнастика | Наши гости принесли нам подарок : массажный шарик. Вот держи, массажный шарик. Сейчас мы с ним поиграем. Этот шарик не простой Весь колючий вот такой Меж ладошками кладем Им ладошки разотрем Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем Можно шар катать по кругу Перекидывать друг другу Раз, два, три, четыре, пять- Нам пора и отдыхать! |
4 | Самомассаж биологически активных зон | Ты же знаешь, что зимой все часто болеют? А чтобы нам не болеть, нам нужно сделать массаж! Ты любишь, когда тебе делают массаж? «Чтоб горло не болело, мы его погладим смело, (поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз) Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательными пальцами растирать крылья носа) Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим «козырьком» (приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны-вместе) «Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело! (Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону) Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна! (Потирать ладошки друг об друга)» |
5 | Объявление темы занятия | -А теперь познакомимся с гостями, которые пришли к Язычку. - Зовут их Свистун и Шептун. - Почему их так зовут? - Какой звук любит произносить Свистун? - А Шептун? - Нашим гостям скучно и они попросили с ними поиграть. - Догадался с какими звуками мы будем сегодня играть? |
6 | Сравнение звуков [с] – [ш] по артикуляции | - Они пришли к нам в гости с подарками. У Свистуна для нас есть подарок. Что он принес? Это чайник! Какой звук издает наш чайник, когда он кипит? (с-с-с-с) Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы. Посередине языка идет сильная холодная струя воздуха (если струя не кажется холодной, для сравнения произносим звук Х) - Заглянул к нам мальчик Шептун. - Ах, смотри, кто же у него на руках? Это змея! Какой звук издает змейка? (ш-ш-ш-ш) Губы вытянуты бубликом (рупором). Кончик языка поднят за верхние зубы. Посередине языка идет теплая, широкая, плавная струя воздуха. - Для начала нам нужно их накормить ведь они пришли к нам в гости! - Но вот задача, Свистун кушает только ту еду, в которой есть звук «С», а Шептун, любит еду, в которой звук «Ш» - Давай, сначала накормим Свистуна! Язык вниз: СА-СА-СА Сахар, масло, колбаса. Какой звук часто повторяется? Теперь, будем кормить Шептуна! Язык вверх: ША-ША-ША Шашлык, каша и лапша. Какой звук часто повторяется? Накормили, наших гостей! Мальчики довольные и сытые! |
7 | Развитие фонематического слуха | Наши друзья Свистун и Шептун, захотели играть в прятки. И спрятались в словах. Ты должен их найти. Как только услышишь звук «С» ты должен хлопнуть в ладоши. А когда услышишь звук «Ш», ты должен топнуть ногой. ( уши – усы, шутки – сутки, кашка – каска, Машка – маска, Мишка – миска, скала – шкала, стык – штык, стиль – штиль, марс– марш, вас – ваш, мыс – мышь) Молодец, ты нашел Свистуна и Шептуна! |
8 | Работа на уровне слога | Свистуну очень нравится петь, давай будем петь вместе с ним, но наша песенка будет зависеть от настроения: Са-са-са, со-со-со, су-су-су, сы-сы-сы. Шептуну, тоже понравилась наша песня, и он начал подпевать: Ша-ша-ша, шо-шо-шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши. А теперь, мальчики захотели спеть одновременно, вот что у них получилось: Са-ша; са-са-ша; са-ша-са; ша-са; ша-ша-са; шу-су-шу; со-со-шо; сы-ши-ши. Какие разные у нас получились песенки! Д.и. «Закончи слово». - А теперь нам надо добавить слог, чтобы закончить слово, которое они задумали .Чтобы нам было веселее, возьмем мячик. - Добавь слог –ша- ка…., лап…, ду…, афи…, гало…, Ма…, Да…, Па…, Ми… - Добавь слог –са- ко…, колё…., ли…, о… - Добавь слог –сок- ви…, ку…, но…, пе… - Добавь слог –ши- у…, мы…, малы…., камы…, ков…, напи…, шала…, ланды…, детены… - А теперь нужно добавить –ш- или – с - Глобу…, малы…, голо…, но…, ду…, какту…, фоку…, шала…. |
9 | Физкультминутка | Девочки и мальчики ( руки на пояс) Прыгают как мячики( ритмичные прыжки), Ножками топают (топание ногами), Ручками хлопают ( хлопки в ладоши), Глазками моргают (руки на пояс и ритмичное зажмуривание глаз), После отдыхают ( руки вниз). |
10 | Работа на уровне слова Определение места звука в слове. Употребление существительных в родительном падеже | - Посмотри вокруг! - Шептун и Свистун, разбросали свои вещи, и они перепутались. Давай поможем разделить их. Вещи Свистуна начинаются на звук «С», а Шептуна, на звук «Ш». - А теперь разложим их по полочкам: На верхнюю полочку положи вещи, где звук в начале слова; На среднюю полочку положи вещи, где звук в середине слова; На нижнюю полочку положи вещи, где звук в конце слова. - А теперь они решили проверить, как ты запомнил свои вещи. Д.и. «Чего не стало». |
11 | Работа на уровне слова для предупреждения дисграфии (оптической и акустической). | - Ой, а что это еще они потеряли: какой-то конверт, а в нем…… буквы. -Давайте раздадим каждому свои буквы (строчные и печатные). - А теперь напишем эти буквы в «волшебной коробочке» с крупой. - Еще есть картинки с «дырявыми» карточками. - Нужно правильно вписать буквы «с», «ш». |
12 | Рефлексия Оценивание | -Тебе понравилось играть со Свистуном и Шептуном? - С какими звуками играли? - Почему важно находить и различать эти звуки? - Теперь давай подарим нашим гостям маленькие подарочки. Д.и. («Чудесная коробочка», наполнена фасолью) Им тоже с тобой понравилось! Ты сегодня молодец! - Вот тебе медаль!!! |