Конспект логопедического занятия для учащихся начальной школы «Чтение предложений с однородными членами. Перечислительная интонация»
Наумова Василина Александовна
Тема: Чтение предложений с однородными членами. Перечислительная интонация.
Цель: развивать умение находить однородные члены, соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами.
Задачи:
Формировать функциональный базис навыка чтения через систему упражнений, направленную на развитие психических функций.
Развивать правильное безошибочное восприятие единиц чтения через работу со слоговыми таблицами и словами.
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к процессу чтения.
Ход занятия.
I.Адаптационный этап.
1. Дыхательная гимнастика.
Глубокий вдох. Руки медленно поднять через стороны вверх.
Задержка дыхания на вдохе (2-3 сек).
Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опустить
через стороны вниз
Глубокий вдох. Руки поднять через стороны до уровня плеч.
Задержка дыхания (2-3 сек).
Выдох с сильным звуком О-О-О, руками обнять плечи, голову опустить на грудь.
Глубокий вдох. Руки поднять до уровня груди ладонями вперед.
Задержка дыхания (2-3 сек).
Выдох с сильным звуком У-У-У. Руки опустить вниз, голову – на грудь.
2. Развитие базисного навыка чтения.
- чтение слоговой таблицы.
- составление и чтение скороговорок на проблемные звуки (р, с, ц, ч)
- Работа с псевдословами.
Задание: Разложи слова на группы так, чтобы в группу попали тождественные по написанию псевдослова.
- упражнение на автоматизацию зрительного восприятия слогов.
Задание: Найди и прочитай слоги в правильной последовательности, из которых состоят слова: камера, колесо, барыня, хорошо, сирота, канаты, вера, кора, раковина, гора, вино, пора, берега, пара, дыра, сапоги, пироги, волосы, ворота, высота, лимоны, яблоки, яблоня, мужики лисица, (на время).
II. Основной этап.
Работа по теме. Отработка перечислительной интонации.
Катя, |Павел, |Иван, |Аня |спешили на помощь другу.
Проказница Мартышка, |Осел, |Козел, |да косолапый Мишка |затеяли сыграть квартет.
Приду из школы, |пообедаю,| сделаю уроки|| и пойду гулять.
Упражнение «Ты мне, я тебе»
Задание: Один из учащихся читает предложение, выделяя перечислительной интонацией однородные члены предложения, а другие учащиеся должны по интонации их выделить и назвать .
Семён Павлович был умным, добрым и отзывчивым человеком.
Для нахождения объема параллелепипеда необходимо знать длину, высоту и ширину.
Для поступления в технический институт необходимо сдать математику, русский язык, физику и химию.
Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.
В вазе лежали фрукты: яблоки, груши, апельсины.
С давних времен люди мечтали о добре, правде, счастье.
Дом был маленький, но уютный.
Метели бушевали всю ночь, и утро, и день.
III. Творческий этап.
Самостоятельное редактирование текста.
В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.
Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.