СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия " Имя прилагательное".

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие умения распознать в тексте слова обозначающие признак предмета.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия " Имя прилагательное".»

Конспект логопедического занятия на тему: « Имя прилагательное.»

Цель : учить согласовывать имена прилагательных с именем существительным в роде, числе.

Задачи:

систематизировать знания детей о признаках предмета; учить подбирать признак к предметам; обогащение словаря, развивать слуховую и зрительную память, внимание, воспитывать выдержку, самоконтроль, орфографическую зоркость; воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

Наглядные пособия и раздаточный материал: карточки со словами; карточки с заданием, тетради.

Ход урока.

I. Орг. момент

1. Психологический настрой. Желаю успеха большого тебе, во всем и везде.

2. Самомассаж лица и шеи.

Ручки растираем и разогреваем, Растирание ладоней

И лицо своим теплом мы умываем, Проводят ладонями по лицу сверху вниз

Грабельки сгребают Граблеобразные движения

Все плохие мысли. от середины лба к вискам

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Растирание ушных раковин

Их вперед сгребаем, тянем вниз за мочки, Загибание ушных раковин, оттягивание их

А потом уходим пальцами на щечки. Пальцы «перебегают» на щечки

Щечки разминаем, чтобы надувались. Круговыми движениями разминаем щеки

Губки разминаем, Большой и указательный палец разминают

Чтобы улыбались. верхнюю, а затем нижнюю губу

Уголками губ мы Средние пальцы по очереди поднимают

Щечки поднимаем, то правый, то левый угол рта

А потом от носа вниз к губам стекаем. Спиралевидные движения от носа к углам рта

Тянем подборок и к ушам щипаем, Щипаем подбородок от челюсти к ушам

А потом по шейке ручейком стекаем. Поглаживание шеи всей ладонью к ключице

3. Дыхательная + артикуляционная гимнастика

На выдохе тянем гласные то с усилением, то с понижением голоса.

II. Сообщение темы и целей занятия.

Логопед  сообщает детям тему сегодняшнего урока: “Сегодня мы будем учиться образовывать имена прилагательные от имен существительных”.

1. Образование имен прилагательных. Составление словосочетаний.

- Какая сегодня погода? (Хорошая.)

- Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра.)

- Какой бывает день, когда тепло? (Теплый.)

- Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный.)

- А когда нет ветра? (Безветренный.)

- Значит, какой сегодня день? (День теплый, солнечный, безветренный.)

- Как мы скажем про погоду? (Погода теплая, солнечная, безветренная.)

- Какое сегодня небо? (Безоблачное, чистое, голубое.)

- Когда бывает погода? (весной.)

- Значит, погода какая? (Погода весенняя.)

- А как мы скажем про день? (День весенний.)

- Про небо? (Небо весеннее.)

- Про дни? (Дни весенние.)

2. Рассмотрите картинки (на доске). Ответьте на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» по плану устно).

План: размер, цвет, материал, из которого сделан предмет (мяч, шкаф, графин, кувшин, чашка, ваза, кольцо, носки, вилка, ножницы).

3. Составление предложений с именами прилагательными.

- Перечислите все признаки: весеннего дня; весенней погоды; весеннего неба; весенних дней.

- Закончите предложения, используя изученные ранее слова-признаки, голосом выделяя их окончания.

Весной небо…(безоблачное). День весной…(солнечный).Весной дни…(теплые). Погода весной…(солнечная). Ветер весной …(теплый). Солнце весной…(яркое). Настроение весной … (хорошее).

4. Игра “Слушай внимательно”.

Логопед дает детям следующее задание: “Я буду называть разные слова. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите имя прилагательное. Напомните нам еще раз, что обозначает имя прилагательное и на какие вопросы оно отвечает?” (Дети повторят).

Используемый материал:

Солома, соломенный, плавать, деревянная, металл, металлические, разбить, стеклянная, стекло, банка, туфли, ходить, кожа, кожаные, дарить, шапка, мех, меховая.

5. Работа по карточкам.

- У вас на столах лежат карточки. Прочитайте задание. Закончите предложения, подбирая по смыслу слова-признаки, выполните задание в тетрадях.

Образец: Лиса – зверь хитрый, умный.

Белка – животное … . Волк – зверь … . медвежата – звереныши … . Олень – животное … . Крапива – растение … . Груша – фрукт … . Роза – цветок … . морковь – овощ … . Береза - … .Сыроежка – гриб … . Кузнечик - насекомое … . Дельфины – животные … . Окунь – рыба … .

- Давайте проверим, что у вас получилось. Зачитываем по цепочки.

6. Физкультминутка.

7. Послушайте рассказ. Сейчас я буду читать текст по предложениям, не произнося окончания имен прилагательных. Вы должны подобрать окончания имен прилагательных и произнести слово целиком.

Март – голубая вода.

У каждого месяца свой цвет. Январь – бел(ый), июнь – зелен(ый), а вот март – голуб(ой).

Голуб(ое) небо, снега голуб(ые). На снегах тени, как син(ие) молнии. Голуб(ая) даль, голуб(ые) льды. Голуб(ые) на снегу следы. Перв(ые) голуб(ые) лужи и последн(ие) голуб(ые) сосульки. А на горизонте син(яя) полоска далекого леса.

Весь мир голуб(ой)!

(ПО Н. Сладкову)

8. Игра “Назови правильно”.

Логопед дает детям следующие задание: “Послушайте вопрос и постарайтесь на него ответить. Для этого вам потребуется придумать новое слово”.

На улице мороз. Значит, день какой? (Морозный).

На ботинках грязь. Значит, ботинки какие? (Грязные).

Коту лень ловит мышей. Значит, кот какой?(Ленивый).

Эта книга вызывает интерес. Значит, книга какая? (Интересная).

У печенья приятный вкус. Значит, печенье какое? (Вкусное).

Весь день идет дождь. Значит, день какой? (Дождливый).

В яблоке червяк. Значит, яблоко какое? (Червивое).

9. Изменение прилагательных по родам.

Ребята, на доске конверты, в них написаны слова, задание: не показывая предмета подобрать как можно больше признаков.

Слова: солнце, лёд, снег, зима. На какой вопрос отвечают эти слова? К какой части речи относятся?

Изменим слова так, что бы из им. существительных они превратились в им. прилагательные. Запиши слова в тетрадь.

какой? какая? какое ? какие?

Солнечный солнечная солнечное солнечные

Ледяной ледяная ледяное ледяные

Снежный снежная снежное снежные

Зимний зимняя зимнее зимние

К какому роду относятся прилагательные отвечающие на вопрос какой?

Вывод: у имен прилагательных, которые отвечают на вопрос какой? пишется окончание –ый,-ой, ий; какая: -ая, -яя, какое: -ое, -ее; Какие: -ые, -ие

10. Итог занятия.



































Образец: Лиса – зверь хитрый, умный.

Белка – животное … . Волк – зверь … . медвежата – звереныши … . Олень – животное … . Крапива – растение … . Груша – фрукт … . Роза – цветок … . морковь – овощ … . Береза - … .Сыроежка – гриб … . Кузнечик - насекомое … . Дельфины – животные … . Окунь – рыба … .

Образец: Лиса – зверь хитрый, умный.

Белка – животное … . Волк – зверь … . медвежата – звереныши … . Олень – животное … . Крапива – растение … . Груша – фрукт … . Роза – цветок … . морковь – овощ … . Береза - … .Сыроежка – гриб … . Кузнечик - насекомое … . Дельфины – животные … . Окунь – рыба … .

Слова: солнце, лёд, снег, зима. На какой вопрос отвечают эти слова? К какой части речи относятся?

Изменим слова так, что бы из им. существительных они превратились в им. прилагательные. Запиши слова в тетрадь.

Слова: солнце, лёд, снег, зима. На какой вопрос отвечают эти слова? К какой части речи относятся?

Изменим слова так, что бы из им. существительных они превратились в им. прилагательные. Запиши слова в тетрадь.

09.04 д/з Образуйте словосочетание, измените имя существительное так, чтобы оно отвечало на вопрос: Какой? Какая? Какое? Запишите правильные словосочетания в тетрадь.

Холод+погода

Зима+утро

Лед +ветер

Треск+мороз



09.04 д/з Образуйте словосочетание, измените имя существительное так, чтобы оно отвечало на вопрос: Какой? Какая? Какое? Запишите правильные словосочетания в тетрадь.

Холод+погода

Зима+утро

Лед +ветер

Треск+мороз










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!