МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД “РОМАШКА”
(МАДОУ «РОМАШКА»)
Конспект логопедического занятия на тему:
«Чудеса в зимнем лесу»
Исполнитель: учитель-логопед
Е.К. Сумина
2018 год
Задачи:
Образовательные. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме дикие животные. Совершенствование грамматического строя речи. Закреплять четкое произношение гласных звуков.
Развивающие. Развитие фонематического восприятия, артикуляционной моторики; повышение общего тонуса организма путём мышечной стимуляции.
Воспитательные. Воспитывать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих; желание помогать животным в зимний период, умение работать в коллективе в процессе выполнения совместной деятельности.
Оборудование. Комплект картинок «Дикие животные», развивающая интерактивная игра «Дракончик», макет «Зимний лес».
Ход занятия
Организационный момент.
(Создание эмоционального, положительного фона. Логопед организует приветствие, говорит детям, что рад видеть их. Приглашает детей отправиться в зимний лес).
Логопед. Мы попали в зимний лес, полный сказок и чудес.
Логопед. Кто встречает нас в зимнем лесу?
Логопед. Давайте с ним поздороваемся.
Логопед. Скучно Язычку-Речевичку одному в лесу и решил он слепить снеговика.
Логопед. Язычок- Речевичок один не справиться, что же делать? (Ответы детей, логопед предлагает детям пройти на стулья).
Артикуляционная сказка.
Как Язычок лепил снеговика
(Н.В. Рыжова)
Взрослый выполняет вместе с детьми.
Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать рот под счет до 5) и очень удивился. Всё вокруг — и скамейки, и качели, и дорожки — было укрыто белым снегом (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5). Язычок надел теплую шубу, шапку повязал шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся (широко улыбнуться, показав зубы), посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5), потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) и решил слепить снеговика.
Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку), потом другой (надуть правую щеку) и, наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать). У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать.
Дыхательное упражнение «Согрей ладошки» (поднести ладони ко рту и подуть на них).
Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе), потом вниз (опустить язык к нижней губе), по сторонам (подвигать язык влево-вправо) и
призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки
(зажмурить глаза и открыть, глаза), из морковки получился длинный нос (высунуть язык и потянуть вперед), из веток Язычок сделал снеговику руки (потянуть язык вправо, потом — влево).
Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему улыбнулся.
Вот какого снеговика слепил Язычок с вашей помощью!
Логопед. А вы хотите превратиться в снеговиков. (Да)
Стихотворение с движениями «Снеговик».
Снежный ком по земле покатился
И у нас во дворе снеговик родился.
Звучат звуки «Вой волка».
Логопед. Ой ребята чей голос вы услышали? (Волка). Молодцы. (Логопед прикрепляет картинку волка на фланелеграф, находит детёныша, уточняет: «Это волк, а это волчонок»).
Логопед: Послушайте про волка. Это очень опасный и сильный зверь. У него серая шерсть, высокие и сильные ноги, похож на собаку. Он очень хорошо слышит. Охотиться на зайцев, коров, овец.
Упражнение «Угадай, кто это и найди детёныша»
Логопед. Угадайте, про каких животных я вам сейчас расскажу, и найдите детёныша этого животного.
Это животное большое, с толстой коричневой шкурой. Оно может быстро бегать, лазать по деревьям, плавать. Ест грибы, ягоды, орехи. Ловит рыбу. Зимой спокойно спит в своей берлоги. Кто это?
У неё длинная, заострённая мордочка, ноги маленькие, но сильные, пушистый хвост. Шерсть ярко-рыжая. Она может долго и быстро бегать. Любит охотиться на зайцев и мышей. Кто это?
Тело у него узкое, вытянутое, гибкое, хвост короткий, уши длинные. Задние ноги сильные и длинные. Он хорошо прыгает и быстро бегает. Зимой ест мелкие ветки и кору деревьев. Кто это?
Это животное небольшого размера. У неё красивый, пушистый хвост. Она имеет прекрасно развитые задние конечности, позволяющие ей совершать дальние прыжки до 4 метров. Питается орехами, ягодами и грибами. Кто это?
Логопед. Медведь зимой спит в берлоги, а остальным животным холодно, я предлагаю построить для них домик.
Физминутка
Гимнастика с элементами самомассажа.
Носик, носик!
Где ты, носик? (Массаж лица, провести указательными пальцами по крыльям носа.)
Лобик, лобик!
Где ты, лобик? (Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам.)
Щёчка, щёчка!
Где ты, щёчка? (Пальцами погладить щёки сверху вниз.)
Буду чистеньким я очень. (Погладить ладонями шею, уши.)
А братья с утра до ночи работают, не покладая рук. (Погладить ладони друг о друга.)
Целый день тук да тук. (Похлопывание ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу.)
Раздаётся звонкий стук. (Похлопывание ладонью по правой руке.)
Молоточки стучат, (Поколачивание правым кулачком по левой руке от кисти к плечу.)
Строим домик для зайчат.
Молоточки стучат, (Поколачивание кулачком по правой руке.)
Строим домик для бельчат.
Строим домик для волчат, (Растирание правым кулачком ладони левой руки круговыми движениями.)
Строим домик для лисят,
Вот какой красивый дом.
Будут звери жить все в нем!
Логопед. Что это за сугроб в зимнем лесу! Здесь под сугробом в пещере живёт Дракончик, который хочет попасть в зимний лес, но дверь закрыта, чтобы она открылась, мы должны, с вами вспомнить гласные звуки. Вы готовы помогать Дракончику.
Интерактивная игра «Дракончик» портала «Мерсибо»
Итог занятия.
Логопед. Скажите, куда улетел Дракончик. Кого он там встретит? Кого с вашей помощью слепил Язычок-Речевичок? Каких диких животных он увидит в лесу? Нам ребята из зимнего леса пора возвращаться в группу. Попрощайтесь с Язычком – Речевичком.
Литература
М. Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009
Н. В. Рыжова Логопедические занятия с детьми 4-5 лет. – Волгоград: Учитель, 2015
О.В. Тырышкина Индивидуальные логопедические занятия. – Волгоград: Учитель, 2013