ГБОУ «Казанская школа-интернат № 7
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Логопедическое занятие
по формированию лексико-грамматического строя речи
Тема: «В мире слов»
ПОДГРУППОВОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «В МИРЕ СЛОВ»
Цель занятия:
сформировать лексико-грамматические средства родного языка.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
способствовать актуализации и обогащению словаря по лексической теме «Времена года: осень»;
формировать лексико-грамматический строй речи в предложении...
формировать навык самоконтроля за собственной речью.
Коррекционно-развивающие:
упражнять в употреблении предложно-падежных конструкций;
развивать навык согласования существительных с числительными;
развивать навык словообразования;
развивать навык координации речи с движением;
развивать навык подбора прилагательных к существительным;
упражнять в подборе антонимов к словам;
упражнять в образовании существительных множественного числа.
Коррекционно-воспитывающие:
воспитывать навык самоконтроля;
воспитывать умение внимательно слушать логопеда, усидчивость и интерес к занятию
Оборудование: ПК, презентация, схемы, карточки.
Ход занятия:
I.Вводная часть
Организационный момент (презентация с музыкой)
Собрались мы вместе в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Чтобы у нас весь день было хорошее настроение, давайте пожелаем все вместе друг другу доброго утра (Доброе утро, Никита, доброе утро,….., доброе утро, ………, доброе утро всем нам)
Теперь садитесь, пожалуйста, за свои места.
Вы готовы к занятию? Тогда начнём.
Речевая установка
Внимание, плавно вдохнём, Учитель-логопед
Вширь разведём плечи.
Я чувствую с каждым днём Ученик (ца)
Улучшение речи.
Всё, что хочу я сказать. Ученик (ца)
Я до конца говорю.
Смело при этом в глаза,
В чужие глаза я смотрю.
Мой речевой аппарат Ученик (ца)
Так хорошо укреплён.
Работает, как автомат,
Точно и мерно он.
Созвучие радостных слов Ученик (ца)
Жизни хочу я дарить.
Мой лозунг – всегда готов, Хором
ВСЕГДА ГОТОВ ГОВОРИТЬ!
II. Основная часть
Задание на внимание (устно, ответ по цепочке)
Какое сейчас время года? Осень
Какой месяц? Ноябрь
Какое сегодня число? 20 ноября
Какой сегодня день недели? Среда
А какой был вчера? Вторник
А какой завтра будет? Четверг
1.Сообщение темы занятия (на экране)
Тема нашего занятия: «В мире слов».
- Слово называет понятия, предметы, признаки, действия;
- Слово – значимая единица языка, имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл слова);
- Слово имеет лексическое и грамматическое значение.
2. Замени одним словом (устно, ответ по цепочке)
Тихая погода Безветренная
Ясное небо Безоблачное
Веник из берёзы Берёзовый
Варенье из рябины Рябиновое
Варенье из черешни Черешневое
Смелый человек Бесстрашный
Суп из грибов Грибной
Каша из риса Рисовая
Тревожный сон Беспокойный
Каша из гречи Гречневая
Аллея из лип Липовая
Пух от тополя Тополиный
Прозрачная жидкость Бесцветная
Кисель из малины Малиновый
Лес из лиственных деревьев Лиственный
Зал с колоннами Колонный
Ложка из олова Оловянная
Шалаш из соломы Соломенный
Платье из шёлка Шёлковое
3.Составьте слово (письменно, карточки)
Алкви, никйча, качаш, безарё, рьяноб, лутбоф, лоркес, отереш, годапо
(вилка, чайник, чашка, береза, ноябрь, футбол, кресло, решето, погода).
4.Закончи предложение одним словом (устно, по цепочке)
Наступила ранняя….. осень
Часто моросит мелкий….. дождь
Солнечные лучи не согревают….. землю
Листья укрыли землю разноцветным….. ковром
Звери готовятся к суровой….. зиме
5.Найдите лишнее слово (на экране, устно)
1. Огонь, осень, пламя
2. Алфавит, азбука, буква
3. Бросать, кидать, прыгать
4. Ураган, дождь, пурга
6.Скороговорки (на экране, произносим спокойно, быстрее, быстро)
Полночной порою в болотной глуши
О чём - то чуть слышно шуршат камыши.
7. Релаксация
Мы с вами очень хорошо занимались, теперь немного отдохнём. Закрой глазки. Представь, что ты очутились в лесу и лежите на травке. (Звучит спокойная музыка).
Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело…
Вы спокойно отдыхаете,
Сном волшебным засыпаете…
Греет солнышко сейчас…
Руки тёплые у нас…
Дышится легко, ровно, глубоко…
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется…
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык!
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…
(пауза)
Хорошо нам отдыхать…
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Подтянутся! Улыбнутся!
Веселы, бодры мы снова
И к занятию готовы!
8. Игра «Упрямый Я». Антонимы-слова противоположные по смыслу
(устно, ответ по цепочке)
Ссориться (мириться)
Быстро (медленно)
Потерять (найти)
Мокрый (сухой)
Активный (пассивный)
Сытый (голодный)
Вспомнить (забыть)
Добрый (злой)
Молодой (старый)
Бедный (богатый)
Счастье (горе)
Одеваться (раздеваться)
Тяжёлый (лёгкий)
Говорить (молчать)
Начало (конец)
Сильный (слабый)
Тихо (громко)
Худой (толстый)
Друг (враг)
Шум (тишина)
9.«Фокус». Поменяй местами слоги и у вас получатся новые слова. (экран, устно)
Образец: Бан-ка (кабан)
Ла - ска - …………
Сос - на - ………...
На - вес - …………
Цо - коль - ……….
Ка - мыш - ……….
10. «Кто больше?» назовёт слов на тему: …… (устно)
«Дикие птицы» Ученик (ца)
(чайка, голубь, ворона, сорока, орёл, воробей, попугай, цапля, страус)
«Деревья» Ученик (ца)
(берёза, ель, сосна, дуб, ива, тополь, клён)
«Ягоды» Ученик (ца)
(вишня, малина, клубника, смородина, брусника, черника)
«Овощи» Ученик (ца)
(картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь)
11.Допиши подходящие по смыслу слова, пользуясь словами для справок. Вставь пропущенные буквы. (карточка, письменно)
День был ______________, лил до…дь, и Машеньке было _____________.
К вечеру дождь перестал. Маша посм…трела в …кно. Было уже _____________. ____________ село за г…ризонт. Месяц ______________
подм…гнул девочке и стал оглядывать свои ________________владения. Машенька тоже ул…бнулась и пошла спать.
Слова для справок: грус…но, ненас…ный, со…нце, звёз…ные, радос…но,
поз…но.
12.Из слов правого и левого столбиков составь словосочетания. Соедини стрелками. Прочитай, что получилось (экран, карточка, устно)
Подклеить грядку
Закрыть учебник
Подмести цветы
Прополоть дверь
Подарить пол
Подоить корову
13.Развитие связной речи. Составление рассказа по опорным словам. (экран, письменно в тетраде)
Внимание на экран. Вам даны опорные слова. Давай их прочитаем и постараемся составить при помощи этих слов рассказ об осени.
Сентябрь, солнце, листья, лес, ковер, денёк, листопад, осень, птицы, дождь, тропинка, прогулка, гриб.
III. Заключительная часть
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь - ….. НИЗКО
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь - ….. БЛИЗКО.
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты - ….. ХРАБРЕЦ.
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай - ….. КОНЕЦ.
(вопрос – учитель-логопед, ответ – ученик (ца)
Итог занятия. Рефлексия.
Наше занятие подошло к концу. Мне кажется, что оно получилось интересным, а вы как думаете? О чем мы сегодня говорили на занятии? Что вам понравилось? Что показалось трудным? Мне было приятно работать с вами, мне понравилось ваше старание, внимательность, ваши ответы.
Вы справились со всеми заданиями. МОЛОДЦЫ!