СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте Звук и буква Ии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте Звук и буква Ии»

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте

(продолжительность – 30 минут)

Данные о группе: 6-7 лет, ОНР III уровня.

Тема: «Звук и буква И».

Цель: формирование представлений о звуке [И] и букве, которая его обозначает.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • знакомить детей с механизмом образования звука [И];

  • уточнять понятие «многозначные слова».

коррекционно-развивающие:

  • создавать условия для развития фонематического слуха;

  • осуществлять развитие фонематического восприятия посредством специальных упражнений;

  • развивать навык составления предложений с опорой на иллюстрационный материал;

  • совершенствовать умение выделять данный звук из слов;

  • развивать мелкую и общую моторику;

  • обеспечивать развитие памяти и внимания.

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей доброжелательность, умение работать в группе, самостоятельность, инициативность.


Оборудование: зеркала, карточки с изображением буквы И, презентация.


Ход занятия

№ п/п

Этапы

Содержание

1

Организационный момент

Ребята, доброе утро, я рада видеть Вас.

Предлагаю нам улыбнуться, ведь день нужно начинать с улыбки. Помните, как в песне «улыбка». От улыбки станет всем теплей и слону и даже маленькой улитке..

(звучит песня «Улыбка»).

Ребята, улыбнитесь!

2

Артикуляционная и дыхательная гимнастика, формирование вокальной мимики.

Для начала мы выполним артикуляционную гимнастику (у детей на столах стоят зеркала).

Выполним статические упражнения: улыбочка, дудочка, лопаточка, иголочка, горка (учитель-логопед показывает карточки).

Затем выполним динамические упражнения: часики, качели, чистим зубки, вкусное варенье, конфета (учитель-логопед показывает карточки).


Упражнение «снег и ветер» (дыхательная гимнастика). Ребята, скажите, какое время года сейчас? Назовите зимние месяца. Зимой сильные ветра?

У вас на столах вы можете найти комочки ваты. Представьте, что это снежки. Ваша задача поиграть роль ветра и отправить снежки на другой конец стола.

Молодцы, все справились с этим заданием.


А мы с вами сейчас будем выполнять мимическую гимнастику (учитель-логопед использует пособие Н.В. Нищевой «веселая мимическая гимнастика»).

Ребята, послушайте.

В зоопарке побывали,

Крокодила увидали.

Он зубастый! Так и знай!

Брови выше поднимай!

Дети, мы с вами учимся приподнимать и опускать брови. Когда поднимаем брови, выражение лица удивленное. Повторим это упражнение 3 раза. Можно при этом произносить звук [а] или [у], мы с вами так удивляемся.


Второе упражнение называется «каша», послушайте.

Не хотела каши Маша,

Рассердилась мама наша,

Брови хмурила вот так.

Каша-это не пустяк.

Ребята, мы учимся хмурить брови. Выражение лица сердитое. Если у вас не получается, сдвигаем брови к переносице указательными пальцами. Повторяем это упражнение 3 раза.

Молодцы! У вас отлично получается!

3

Объявление темы занятия

Ребята, послушайте меня внимательно.

Есть иголки у ежа.

Есть иголки для шитья.

И у ёлки есть иголки.

И в больнице есть иголки.

Все иголки очень колки.


Кто у нас самый внимательный, какое слово прозвучало несколько раз?

Иголки одинаковые или разные? (разные)

Все иголки какие? (острые). Нам встретилось слово «колки», это значит колющийся.

У слова «иголки» есть много значений. Слово «иголки» многозначное.

Какой звук мы слышим с вами в начале слова «иголки»? Как вы думаете, какая тема нашего занятия? С каким звуком и буквой мы сегодня знакомимся?

Да, это звук [И].

4

Анализ артикуляции звука, его характеристика

Ребята, сколько слогов в слове «иголки»? (3) Мы с вами помним, сколько в слове гласных, столько и слогов.

Хорошо, какой первый звук в слове «иголки»? (И-и-иголки).

Да, правильно.

Произнесите звук [и], согласитесь со мной, что это красивый звук. Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становиться добрым.

Звук [и] гласный или согласный?

Почему звук [и] гласный?

Каким цветом мы обозначаем гласные? Помним, что гласные красные.

А как вы думаете, правильно ли мы произносим звук[и], нам понадобятся зеркала (дети выполняют перед зеркалом).

Посмотрите на схему (учитель-логопед показывает схему артикуляционного уклада).

Чтобы произнести правильно звук [и] у нас губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка сильно выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает преград во рту.

Ребята, смотрим в зеркала и произносим звук [и].


Знакомство с буквой, ее печатание

Ребята, мы с вами научились правильно произносить звук

[и]. Губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка сильно выгнута.

Давайте еще вспомним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим.


Посмотрите на доску (включается презентация) Слайд 1.

Раз-брусок и два-брусок,

Плюс один наискосок,

Снизу, сверху-уголки,

А всё вместе-буква И.


Мы с вами помним, что у нас есть печатные и письменные буквы. На доске сейчас мы видим печатные или письменные буквы И? Слайд 2.

Хорошо, что еще изображено на слайде, кроме букв?

Какой первый звук в слове «игрушки»? В слове «игрушки» сколько слогов?

А теперь, посмотрите, эта буква обозначает звук [и] на письме. Мы будем учиться ее писать. Слайд 3.

Еще нужно вспомнить, что буквы бывают заглавные и строчные. Сегодня мы с вами будем учиться писать строчную букву и. Для начала сделаем пальчиковую гимнастику.

Внимательно, посмотрите на доску.

Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем вниз прямую наклонную линию, закругление вправо, вверх, затем вниз прямая наклонная линия с закруглением вправо. Еще раз внимательно посмотрите на доску.


Мы с вами попробуем в воздухе написать строчную букву и. Молодцы, а сейчас пропишем букву и в тетради.

Кто прописал первую строчку, покажите посадкой, я пойму, что вы написали. Затем прописываем вторую строчку.

5

Формирование фонематического слуха.

А сейчас у вас будет другое задание.

Я называю слоги, если в слоге есть звук [и] поднимите карточку с буквой И.

Слоги: ап, ру, ит, му, ук, ни, но, ар, ом, ви.

А сейчас поднимите карточку с буквой, если слышите в слове звук [и].

Слова: Игорь, кисть, Маша, кит, Ирина, соль, игрушки.

Молодцы! Вы справились с этим заданием.

6

Динамическая пауза.

Ребята, а сейчас встаньте, пожалуйста, со своих мест. Мы много работали, сейчас нам нужно отдохнуть! Повторяйте за мной!


Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.

Ножками топчут: топ, топ, топ!

Весело хохочут: ха, ха, ха!

Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),

После отдыхают (приседают, руки свободные).


Молодцы! Присаживайтесь.

7

Закрепление звук в слогах, словах, предложениях с параллельным формированием фонематического восприятия.

  1. Посмотрите внимательно на нашу презентацию. На доске будут появляться слова. Но слова растеряли первые буквы! Давайте поможем словам найти их первую букву? Справитесь?

Слайд 4–11.

На доске появляются слова без первых букв с иллюстрациями. _ збушка, _ндюк, _грушки, _нструменты.


Молодцы! А следующая группа слов потеряла свои хвостики, последние буквы. Давайте дополним слова.


На доске появляются слова без окончаний с иллюстрациями. Коньк_, санк_, вилк_, тарелк_.


Все слова дополнены! Вы справились!


  1. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду называть вам по очереди сочетания звуков, а ваша задача попробовать повторить их, но в обратном порядке. Например: АИУ – УИА. Все поняли? Отлично!

ОИЭ, АИО, УИА, ОЫУ, ИУА.

Задание для сложного ученика: ОИ, ИА, УИ, ЭИ.

  1. Слайд 12. Ребята, скажите, а как лучше и интереснее добывать новые знания? В одиночку или с друзьями? Конечно, с друзьями! Поэтому ваша задача сейчас объединиться в группы. Для каждой группы я приготовила по две картинки. Назовите, кто изображен на картинке? Какой знакомый звук есть в этом слове? Где он находится: в начале, середине или в конце? Давайте составим предложение с этим словом.

Задание для сложного ученика: дается слово «МИР». Нужно найти место звука в слове. Протянуть звук [И]. Предложение составляется, если получится.

9

Итог занятия. Рефлексия

Ребята, вы сегодня все очень хорошо потрудились!


С какой буквой мы сегодня знакомились? Какой звук она обозначает? Каким цветом мы выделяем этот звук? Почему?

10

Оценивание работы детей.

Посмотрите на доску, там изображены смайлики. Выберите смайлик, который больше всего подходит к вашему настроению на сегодняшнем занятии и попробуйте его повторить. Покажите мне мимикой. Молодцы!

11.

Задания для закрепления дома

Ребята, не забывайте дома повторять позицию, в которой произносится звук [И]. Давайте вспомним. Демонстрация артикуляционной позиции.

Помните, что [И] очень радостный, улыбчивый звук!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!