СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия по теме: "Твердые и мягкие согласные"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На логопедическом занятии создаются условия для отработки навыков и умений в распознавании твердых и мягких согласных. В игровой форме дети учатся дифференцировать твердые и мягкие согласные на базе слогов, слов, предложений.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по теме: "Твердые и мягкие согласные"»


Конспект учебного занятия

Тема: Твердые и мягкие согласные

для обучающихся 1-го класса с ОВЗ


Цель и задачи:

  1. Создать условия для отработки навыков и умений в распознавании твердых и мягких согласных.

  2. Вспомнить, какие гласные показывают, что перед ними согласный мягкий.

  3. Вспомнить, какие гласные показывают, что перед ними согласный твердый.

  4. Расширить словарный запас учащихся.

  5. Способствовать устранению аграмматизмов в устной речи.

  6. Формировать фонематический слух и восприятие.

  7. Развивать связную речь, учить использовать развернутые ответы.

  8. Способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления.

  9. Развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

  10. Способствовать развитию умения работать в коллективе.


Оборудование и материалы: картинки к игре «Четвертый лишний», «Светофорчики» синего и зеленого цвета, игра «Дин-Дон», карточки со словами, карточки с кроссвордом, кроссворд, картинка с изображением кота и тигра, фотографии героев, домики для звуков, презентация, экран.

Ход занятия:

  1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня занятие начнем с задания «Найдите лишний рисунок». Обратите внимание на первый согласный звук (на экране картинки: кит, дым, кот, рак).



- Лишний КИТ, т.к. слово начинается с мягкого согласного звука, остальные слова (ДЫМ, КОТ, РАК) с твердых согласных звуков.

- Эти картинки принесли нам давние знакомые. Вы с ними встречались в детском саду. (На экране картинки гномов Дина, Дона).

Кто их узнал? Что вы о них помните? (Дин живет в зеленом доме, названия всех предметов в его доме начинаются с мягкого звука, Дон живет в синем доме, и названия предметов начинаются с твердого звука).

Отгадайте, какие картинки принес Дин, а какие Дон? (Ответы детей).

  1. Основная часть

    1. Тема нашего сегодняшнего занятия «Твердые и мягкие согласные».

Вы знаете, что большинство согласных произносят твердо и мягко.

Есть исключение. [Ш, Ж, Ц] - только твердые, [Щ, Ч, Й] - только мягкие. О них мы поговорим на следующем занятии.

Игра «Подними светофорчик».

- Я произношу звук, а вы показываете светофор соответствующего цвета.

К`, К, Т`, Т, Л, Л`, Р и т.д.

    1. Сегодня вспомним, какие гласные обозначают мягкость, а какие твердость согласных. Кто из гномов живет в первом доме? (Дон) Кто во втором? (Дин)

Работа у доски.

Задание «Соедини линиями домики и гласные буквы А, О, У, Э, ы, И, Е, Ё, Ю, Я»



Вывод: Гласные Е, Ё, Ю, Я, И обозначают мягкость предыдущего согласного.

Гласные А, О, У, Э, ы – твердость.

3. Запись слоговой таблицы со звуком Н:

На – ня

но – нё

ну – ню

ны – ни

нэ – не Подчеркивание согласных синим и зеленым карандашом.

4.Работа с карточками

- Наши гномы дружат и часто играют вместе, но иногда спорят. Помогите гномам разобраться, какую букву вставить в слово.

а — я: пр…ник, с…дик, п…тка, м…к

о — ё: л…си, сл…зы, кл…н, в…ск

у — ю: пл…с, бр…ки, р...ки, к...ртка

э — е: …хо, сл…д, л…с, в…рба

- В какие слова вписали Я, Ё, Ю, Е?

5. Физкультминутка.

Нейропсихологическая зарядка.

6.Дин и Дон предлагают разгадать кроссворд. (Дети по цепочке зачитывают задание. Вписывают ответы в кроссворд на карточках).

  1. Нос у птицы

  2. Серый хищник российских лесов

  3. Зеленый заморский фрукт

  4. Подруга нитки

  5. Большая птица, которая приносит счастье и детей

  6. Большое пирожное для нескольких человек

  7. Военная машина с пушкой

  8. Хвойное дерево


- В тетрадь запишите только те слова, в которых есть мягкие согласные (клюв, киви, кедр)

7.Развитие связной речи.

- У Дина и Дона есть любимые животные. Догадайтесь, какое животное любит Дин, какое Дон. (На экране рисунок кота и тигра)

- Эти звери очень разные. Придумай как можно больше предложений по картинке со словом А. Образец. Кот маленький, а тигр большой.

Если останется время, то записать одно предложение в тетради.

  1. Итог занятия

  • Сейчас давайте вспомним, как могут произноситься согласные звуки?

  • Какие гласные обозначают мягкость предыдущего согласного?

  • Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного?

-Занятие закончилось.


4