СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы по теме "Одежда"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный конспект логопедического занятия направлен на развитие речевой, познавательной и интеллектульной активности у детей с нарушениями речи (ОНР - 3 ур) с использованием нетрадиционных методов и приёмов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы по теме "Одежда"»

Ручко Светлана Михайловна,


КОНСПЕКТ

ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

ТЕМА: ОДЕЖДА



Тема: Одежда

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Продолжать формировать у детей понятие об одежде, о способах ухода за одеждой;

  • Обогащать словарный запас по теме «Одежда»;

  • Закреплять обобщающее понятие «одежда»;

  • Упражнять в умении перевоплощаться и составлять связный творческий рассказ от первого лица.

  • Закреплять умение подбирать слова-признаки и слова-действия к заданному объекту;

  • Совершенствовать у детей умение подбирать слова с противоположным значением;

  • Упражнять детей в практическом употреблении несклоняемого существительного «пальто»;

  • Закреплять умение согласовывать количественные числительные с существительными и прилагательными;

  • Учить подбирать аналогии, обучать сравнению разнообразных систем;

  • Обобщать знания дошкольников о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств;

  • Упражнять в умении анализировать строение целого предмета и называть его части;

  • Упражнять в установлении взаимосвязей между объектами на картине;

  • Закреплять представления о живых и неживых предметах;

  • Совершенствовать монологическую и доказательную речь;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Стимулировать творческие способности детей;

  • Развивать фонематические процессы;

  • Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук, координацию речи с движениями;

  • Развивать ассоциативное и диалектическое мышление, умение видеть в одном и том же объекте положительные и отрицательные стороны;

  • Активизировать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение;

  • Развивать классификационные навыки, умение сужать поле поиска загаданного объекта с помощью вопросов;

  • Развивать целостное художественно-эстетическое восприятие.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам одежды;

  • Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, доброжелательность друг к другу.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приёмы:

Наглядные: рассматривание предметных картинок, сюжетной картины.

Словесные: беседа, вопросы, словесные инструкции.

Игровые: игры и упражнения ТРИЗ, интеллектуально-речевые задания, дидактические и речевые игры и упражнения.

Практические: обводка пуговиц по контуру, дорисовывание контурного изображения кругов.

Материал и оборудование: массажные колечки Су-Джок, предметные картинки по теме, сюжетная картина «Даша на прогулке», картинки для игры «Сосчитай», пуговицы, листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Предварительная работа: беседа с детьми на тему: «Откуда пришла одежда?», показ иллюстраций «Хлопковое поле», «Швейная фабрика», «Ателье», «Магазин», чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, опыты с пуговицей.

Ход занятия:

Вводная часть.

  1. Организационный момент.

Учитель-логопед: Садится тот, кто одет в красное платье и белые колготки (красную футболку и коричневые шорты и т. д.)

  1. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Упражнение «Стирка» (Самомассаж пальчиков колечками для Су-Джок).

Постираю чисто, с толком.


Рубашку, платье, юбку, кофту,

Сарафан и майку, футболку и джинсы,

Свитерок  и брюки.

Ох, устали мои руки!

Дети делают движения кулачками, имитирующие стирку.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Встряхивают обе руки.


Основная часть.

  1. Упражнение «Назови картинки одним словом»

Учитель-логопед: Назовите предметы, изображённые на картинках. Как их назвать одним словом?

  • Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить?

  • Как надо ухаживать за одеждой, чтобы всегда выглядеть чистым и аккуратным?

  1. Игра «Да-нетка (В зажатой ладошке у педагога пуговица)

Учитель-логопед: Ребята, отгадайте с помощью вопросов, что у меня в руке. (Дети задают вопросы):

  • Это живое? (Нет)

  • Это сделано руками человека? (Да)

  • Это мягкое? (Нет)

  • Это съедобное? (Нет)

  • Это квадратное? (Нет)

  • Это сделано из металла? (Нет)

  • Это сделано из пластмассы? (Да)

  • Это нужно для соединения чего-то? (Да)

  • Для соединения листов бумаги? (Нет)

  • Для соединения деталей одежды? (Да)

  • Это пуговица? (Да)

  1. Д/и «Подбери слова»

Учитель-логопед: Пуговица какая? - … (маленькая, круглая, красивая, блестящая, пластмассовая, новая (старая), модная, крупная, любимая, твёрдая, грязная (чистая), современная, яркая)

Учитель-логопед: С пуговицей что можно делать? - … (купить, пришить, потерять, оторвать, выбросить, застегнуть, расстегнуть, обменять, найти, посчитать, нарисовать, сделать, любоваться, подарить)

Учитель-логопед: Что может делать пуговица? (украшать, соединять, застёгиваться, расстёгиваться, пришиваться, теряться, стареть, тускнеть, плавиться, катиться, ломаться, отрываться)

  1. Упражнение «Чем была? Чем будет?»

Учитель-логопед: Чем раньше была пуговица? - … задумкой, эскизом, рисунком, пластмассой.

Учитель-логопед: Чем станет пуговица? - … застёжкой на одежде, украшением, счётным материалом, фишкой, трафаретом, поделкой, аппликацией, рисунком, печеньем, бусами, браслетом, бартером, подарком, находкой, потерей, покупкой, товаром.

  1. Упражнение «Аналогии»

Учитель-логопед: Дети, вы сказали, что пуговицу используют для соединения деталей одежды. А что ещё может соединять предметы и детали? (Молния, кнопка, крючок, скрепка, булавка, шнурок, верёвка, проволока, гвоздь, шуруп, болт, скобы)

  1. Упражнение «Найди сходство»

  • Поросёнок и пуговица (пятачок поросёнка похож на пуговицу, оба слова начинаются на звук [п])

  • Таблетка и пуговица (обе круглые, сделаны руками человека)

  • Радуга и пуговица (яркие, разноцветные, красивые)

  1. Игра «Хорошо – плохо» (пуговица)

Хорошо

Плохо

Застёгнутая на пуговицы одежда защищает человека от холода

Пуговицы могут оторваться и потеряться

Застёгнутая на пуговицы одежда, смотрится аккуратно, красиво, опрятно

Пуговицы дорогие, за них нужно платить немалые деньги

Пуговицы украшают одежду


Застёгивать пуговицы долго застёгивать, молнию застёгивать быстрее

При застёгивании и расстёгивании пуговиц разрабатываются пальчики

Пуговицы надо пришивать вручную (можно уколоться иголкой)

С помощью пуговиц можно регулировать ширину одежды

Маленькие дети могут засунуть пуговицу в рот, в нос (а это небезопасно)

Пуговицы можно использовать для других целей

Модель пуговиц со временем устаревает


  1. Д/и «Сосчитай»

Учитель-логопед: Помогите маме сосчитать одежду в шкафу.

  • одно нарядное платье, два нарядных платья, … пять нарядных платьев;

  • одна кожаная куртка, две кожаные куртки, … пять кожаных курток;

  • одно тёплое пальто, два тёплых пальто, … пять тёплых пальто;

  • один зимний комбинезон, два зимних комбинезона, … пять зимних комбинезонов;

  1. Д/и «Наоборот»

Учитель-логопед: Поиграем в игру: я буду говорить слова, а вы подберите к ним противоположные.

Толстый – тонкий

Сухой – мокрый (сырой)

Лёгкий тяжёлый

Дорогой – дешёвый

Узкий – широкий

Высокие – низкие

Зимняя – летняя

Белый – чёрный

  • Чистый – грязный

  • Длинный – короткий

  • Старый – новый

Детский – взрослый

  • Светлый – тёмный

  • Высокий – низкий

  • Завязывать – развязывать

  • Найти – потерять

  • Покупать – продавать

  • Надевать – снимать

Застёгивать – расстёгивать

Порвать – зашить

Одеваться – раздеваться

Чистить – пачкать

Намочить – высушить

Намочить – высушить

Пришивать – отрезать

Вешать – снимать

Гладить – мять

Складывать - разбрасывать


10.Физкультминутка

Коля, Коля, Николай, за собою убирай!

У тебя ленивы руки,

Под столом ремень и брюки,

Не в шкафу рубаха,

Николай – неряха.

Идут по кругу друг за другом

Хлопают в ладоши

Приседают

«Рисуют» четырехугольник

Грозят пальчиком и качают головой


11.Работа по сюжетной картине «Даша на прогулке»

Учитель-логопед: К нам в гости пришла картина. Я предлагаю рассмотреть её, сделав «подзорную трубу» из пальчиков.

  1. Игра «Подзорная труба»

Учитель-логопед: Посмотрите на картину через ««подзорную трубу» и назовите сначала живые предметы, на картине, затем – неживые.

  1. Игра «Волшебник Объединяй»

Учитель-логопед: В картине побывал Волшебник Объединяй, он соединил некоторые предметы на картине. Объясните, почему он объединил именно эти предметы?

  • Девочка – деревья (девочка идёт между деревьями; оба слова начинаются на звук [д΄])

  • Шуба – шапка (это предметы одежды; слова начинаются на звук [ш])

  • Снег – варежки (когда что-то надо вылепить из снега, руки должны быть в варежках).

  1. Игра «Волшебник Дробления»

Учитель-логопед: Над картиной пролетел Волшебник Дробления, прикоснулся к Дашиной шубе, и она распалась на части. На какие? (Спинка, полочки, карманы, пуговицы, петли, рукава, воротник, подкладка, мех)

  1. Игра «Вхождение в картину»

Учитель-логопед: Представьте, что вы очутились внутри этой картины. Осторожно «походите» по ней. Скажите, какие звуки вы можете услышать в этой картине? (Шум ветра, хруст снега, скольжение лыж по снегу, скрип деревьев)

  • Какие запахи в картине вы можете уловить носиком? (Запах чистой Дашиной одежды, запах духов, запах свежего воздуха, запах хвои)

  • Дотроньтесь к Дашиной шубе. Что вы ощущаете, какая она на ощупь? (Мягкая, пушистая)

  • Дотроньтесь к лыжам. Какие они на ощупь? (Скользкие, холодные, деревянные, длинные, твёрдые)

  1. Игра «Ожившие предметы»

Учитель-логопед: Выберите какой-нибудь предмет на картине и превратитесь в него: «Вокруг себя повернитесь и в предметы превратитесь»

  • Опишите чувства этого предмета, его характер, настроение, что ему нравится, а что его может огорчить, его отношение к происходящему на картине.

  • Например: «Я – Дашина шуба. Раньше я была мехом. Затем из меня сшили шубу и отправили в магазин. Там я познакомилась с другой красивой зимней одеждой. Но когда наступила зима, нас всех купили люди. Я попала к девочке Даше, которая за мной хорошо ухаживает (встряхивает от снега или дождя, просушивает, расчёсывает специальной щёткой, вешает на плечики). Сейчас мы вышли на лыжную прогулку. Погода чудесная, настроение прекрасное. Меня очень огорчает то, что скоро растает снег и начнётся весна. Тогда меня надолго повесят в шкаф, где мне будет скучно и одиноко до следующей зимы»

  • Придумайте название картины («Зимняя прогулка», «Лыжная прогулка», «Маленькая лыжница», «Дашин подарок»)

  1. Дыхательное упражнение «Ветерок»

Учитель-логопед: Мама постирала одежду, развесила на верёвке. Но вот беда: набежали тучки, и бельё не сохнет. Давайте подуем на тучки, как ветер, и прогоним тучи. (Сначала – лёгкий, затем – сильный, во время которого произнести слова: «Ветер-ветер-ветерок»)

  1. Игра «Что было бы, если бы?...» (Исчезли все пуговицы)

  • Одежда носилась бы нараспашку. Люди замерзали бы…

  • Одежда застегивалась бы замочками, шнурками, завязками, брошками, скрепками, защелками, прищепками, стразами, драгоценными камешками, бантиками, зажимами, приколками…

  • Одежда шилась бы с учетом отсутствия пуговиц, балахоном.

  • Люди обматывались бы кусками ткани, как в Древнем Риме…

  • Использовался бы пояс, кушак, ремень…

  • Стоимость одежды изменилась бы в сторону удешевления…

  1. Игра «Волшебные превращения»

Учитель-логопед: Обведите пуговицы и превратите эти круги в какой-либо рисунок.

Заключительная часть 

Подведение итогов. Рефлексия.

  • Какая игра на занятии вам больше всего понравилась? Какое задание было трудным для вас?

  • Я предлагаю ваши рисунки отправить на выставку для родителей.