Цель:
формирование навыков пересказа достаточно большого по объему текста с наглядной опорой в виде картинных схем.
формирование навыков планирования связного развернутого высказывания.
качественное и количественное обогащение словарного запаса.
воспитание внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи.
усвоение некоторых художественных приемов и средств русского литературного языка.
воспитывать основы экологического мировоззрения.
Методические приемы:
чтение, беседа;
составление картинного плана рассказа;
дидактическая игра «Кто, где живет?»;
трансформация текста (изменение лица).
Оборудование:
набор схем для картинного плана;
дидактическая игра «Кто, где живет?»;
картинки зверей: ежа, медведя, лисы, волка, белки.
Ход занятия
Логопед:- Ребята, сегодня я прочту вам рассказ, который называется «Пушок». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка:
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.
Дети:- Ежик.
Логопед:- Молодцы, правильно это ежик! А какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ?
Дети:- Потому что он весь в иголках!
Логопед:- Правильно! А что вы знаете о еже?
Дети:- Он живет в лесу….
Логопед:- А теперь располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.
«Пушок»
Г.Скребицкий
В доме у нас жил ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушок. Когда Пушок был голоден, он гонялся за мной, как собака. Еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды. Зимой собрался я на санках с горы кататься. Решил взять с собой Пушка. Достал коробочек, настелил туда сена и посадил ежа. Накатался я досыта с горы. Поставил санки в сарай.
О Пушке я вспомнил только на другой день. Гляжу – лежит мой Пушок и не двигается. За ночь, видно, совсем замерз и умер.
Похоронили мы Пушка в саду, закопали в снег в том самом ящике, в котором он умер.
Наступила весна. Один раз отправился я в сад. Вдруг из-под прошлогодних листьев показалась знакомая мордочка. Я бросился к зверьку и взял его на руки. А он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды…
Логопед:- Вам понравился рассказ?
Дети:- Да!
Логопед:- Давайте, проверим, как вы поняли и запомнили рассказ?
Дети:- Давайте!
— О ком говорится в рассказе? (О ежике и мальчике.)
— Где и с кем жил ежик? (Ежик жил в доме у мальчика.)
— Почему его прозвали Пушок? (Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это его прозвали Пушок.)
— Если Пушок был голоден, как он требовал (просил) еды? (Гонялся за мальчиком, фыркал, кусал за ноги.)
— Кого взял с собой зимой на горку мальчик? (Пушка)
— Во что он посадил Пушка? (Посадил его в коробку с сеном.)
— Куда после прогулки поставил санки мальчик? (Он поставил санки вместе с ежиком в сарай — деревянный домик для хранения разных вещей.)
— Когда он вспомнил о Пушке? (О Пушке он вспомнил только на следующий день.)
— Что случилось с ежиком за ночь? (За ночь, наверное, он замерз и умер.)
— Что было дальше? (Похоронили Пушка в саду, закопали в снег.)
— В чем похоронили Пушка? (Его похоронили в том самом ящике, в котором он умер.)
— Когда вновь встретились друзья? (Они встретились весной.)
— Расскажите, как произошла эта встреча.
— Как требовал еды Пушок? (Фыркал, тыкал в ладонь холодным носиком.)
— Почему Пушок не замерз зимой и остался жив? (Потому что зимой ежи не умирают, а спят.)
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Цель: Расширение словаря по теме «Дикие животные». Игра проводится с использованием иллюстраций.
— А где живут ежи в природе? (Ежи живут в лесу.)
— Как называется домик ежа? (Нора, гнездо.) Медведя? (Берлога.) Лисы? (Нора.) Волка? (Логово.) Белки? (Дупло.)
- Молодцы!
Логопед:- Ребята, вы не устали сидеть? Давайте поиграем!
(Дети закрывают глаза и на них надеваются наголовники животных.)
Вы теперь лесные зверюшки и должны найти домики для себя – обручи. Но одному зверьку не хватает домика. Под музыку все танцуют, а когда музыка остановится - занимайте свои домики. Зверек, которому не достанется домик – выбивает.
Повторное чтение рассказа. Составление плана — схемы содержания рассказа. Развитие внимания и памяти.
Логопед:- Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы.
В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается картинный план рассказа из схем.
Коллективное составление алгоритма рассказа. Развитие памяти, мышления, диалогической речи.
Логопед:- С чего начнем мы наш рассказ? Что было дальше? И т.д.
В своих ответах дети опираются на схемы. Главная мысль каждой части оформляется фразой.
Логопед:- Молодцы ребята! А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
Дети:- Отгадывали загадки, читали рассказ «Пушок», играли в игру «Кто, где
живет?»
Логопед:- Сегодня все потрудились на славу! Молодцы!.