СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы "Пушок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы "Пушок"»

Цель:


  • формирование навыков пересказа достаточно большого по объему текста с наглядной опорой в виде картинных схем.

  • формирование навыков планирования связного развернутого высказывания.

  • качественное и количественное обогащение словарного запаса.

  • воспитание внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи.

  • усвоение некоторых художественных приемов и средств русского литературного языка.

  • воспитывать основы экологического мировоззрения.


Методические приемы:


  • чтение, беседа;

  • составление картинного плана рассказа;

  • дидактическая игра «Кто, где живет?»;

  • трансформация текста (изменение лица).


Оборудование:


  • набор схем для картинного плана;

  • дидактическая игра «Кто, где живет?»;

  • картинки зверей: ежа, медведя, лисы, волка, белки.



Ход занятия

Логопед:- Ребята, сегодня я прочту вам рассказ, который называется «Пушок». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка:


Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками.


Дети:- Ежик.

Логопед:- Молодцы, правильно это ежик! А какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ?

Дети:- Потому что он весь в иголках!

Логопед:- Правильно! А что вы знаете о еже?

Дети:- Он живет в лесу….

Логопед:- А теперь располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.

«Пушок»

Г.Скребицкий

В доме у нас жил ежик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушок. Когда Пушок был голоден, он гонялся за мной, как собака. Еж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды. Зимой собрался я на санках с горы кататься. Решил взять с собой Пушка. Достал коробочек, настелил туда сена и посадил ежа. Накатался я досыта с горы. Поставил санки в сарай.

О Пушке я вспомнил только на другой день. Гляжу – лежит мой Пушок и не двигается. За ночь, видно, совсем замерз и умер.

Похоронили мы Пушка в саду, закопали в снег в том самом ящике, в котором он умер.

Наступила весна. Один раз отправился я в сад. Вдруг из-под прошлогодних листьев показалась знакомая мордочка. Я бросился к зверьку и взял его на руки. А он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды…

Логопед:- Вам понравился рассказ?

Дети:- Да!

Логопед:- Давайте, проверим, как вы поняли и запомнили рассказ?

Дети:- Давайте!

— О ком говорится в рассказе? (О ежике и мальчике.)

— Где и с кем жил ежик? (Ежик жил в доме у мальчика.)

— Почему его прозвали Пушок? (Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это его прозвали Пушок.)

— Если Пушок был голоден, как он требовал (просил) еды? (Гонялся за мальчиком, фыркал, кусал за ноги.)

— Кого взял с собой зимой на горку мальчик? (Пушка)

— Во что он посадил Пушка? (Посадил его в коробку с сеном.)

— Куда после прогулки поставил санки мальчик? (Он поставил санки вместе с ежиком в сарай — деревянный домик для хранения разных вещей.)

— Когда он вспомнил о Пушке? (О Пушке он вспомнил только на следующий день.)

— Что случилось с ежиком за ночь? (За ночь, наверное, он замерз и умер.)

— Что было дальше? (Похоронили Пушка в саду, закопали в снег.)

— В чем похоронили Пушка? (Его похоронили в том самом ящике, в котором он умер.)

— Когда вновь встретились друзья? (Они встретились весной.)

— Расскажите, как произошла эта встреча.

— Как требовал еды Пушок? (Фыркал, тыкал в ладонь холодным носиком.)

— Почему Пушок не замерз зимой и остался жив? (Потому что зимой ежи не умирают, а спят.)


Дидактическая игра «Кто, где живет?»


Цель: Расширение словаря по теме «Дикие животные». Игра проводится с использованием иллюстраций.

— А где живут ежи в природе? (Ежи живут в лесу.)

— Как называется домик ежа? (Нора, гнездо.) Медведя? (Берлога.) Лисы? (Нора.) Волка? (Логово.) Белки? (Дупло.)

- Молодцы!

Логопед:- Ребята, вы не устали сидеть? Давайте поиграем!

(Дети закрывают глаза и на них надеваются наголовники животных.)

Вы теперь лесные зверюшки и должны найти домики для себя – обручи. Но одному зверьку не хватает домика. Под музыку все танцуют, а когда музыка остановится - занимайте свои домики. Зверек, которому не достанется домик – выбивает.


Повторное чтение рассказа. Составление плана — схемы содержания рассказа. Развитие внимания и памяти.


Логопед:- Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам эти схемы.

В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается картинный план рассказа из схем.


Коллективное составление алгоритма рассказа. Развитие памяти, мышления, диалогической речи.

Логопед:- С чего начнем мы наш рассказ? Что было дальше? И т.д.



В своих ответах дети опираются на схемы. Главная мысль каждой части оформляется фразой.


Логопед:- Молодцы ребята! А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Дети:- Отгадывали загадки, читали рассказ «Пушок», играли в игру «Кто, где

живет?»

Логопед:- Сегодня все потрудились на славу! Молодцы!.