Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе на тему «Комнатные растения»
Цель: Знакомство с комнатными растениями, развитие грамматических навыков у детей, актуализация словаря.
Задачи:
Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения».
Совершенствование грамматического строя речи (учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени; согласование существительных с числительными два и пять).
Развитие диалогической и связной речи, темпа и ритма речи, тонкой и общей моторики, зрительного восприятия и внимания.
Воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, трудолюбие и желание помогать взрослым в уходе за ними.
Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: Предметные картинки с изображениями комнатных растений, сюжетные картинки, на которых изображены различные действия по уходу за комнатными растениями, игрушка – Совунья, разрезные картинки (по количеству детей).
Ход занятия
1. Организационный момент. Объявление темы.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Я сегодня к вам в гости пришла не одна! Угадайте кто со мной пришел? Вот вам загадка, повторяйте движения за мной и угадывайте:
В лесу темно Закрыть лицо руками
Все спят давно Сложить ладошки в сторону и прислонить голову
Она лишь не спит……….Сложить пальчики в кольцо у глаз
На суку сидит Руки сжать в кулачки перед собой
И как полетит! Расправить руки как крылья.
Логопед: Догадались кто это? (Дети отвечают) Сова.
Сова: Здравствуйте, ребята!
Логопед: Совунья предлагает нам совершить путешествие в страну комнатных растений. Мы с Вами поговорим не только о том, какие бывают комнатные растениях, но, и о том, как нужно за ними ухаживать.
Совонья рассказывает детям о цветах.
Цветы. Цветы бывают разных форм и цветов: желтые, голубые, красные, похожие на колокольчики и звездочки... Они растут в саду и в дикой природе. Комнатные цветы — это нередко очень красивые родственники диких цветов. Весной и летом на полянах полным-полно цветов. Бабочки и другие насекомые «посещают» цветы, потому что им нравится яркая окраска лепестков и их запах. Некоторые цветы являются редкими и растут лишь в определенных местах. Такие цветы рвать нельзя!
А еще цветы можно выращивать дома, на подоконнике. Они хорошо растут, если им достаточно света, их поливают и ухаживают за ними. И даже зимой они будут покрыты листьями. У комнатных растений обычно красивые листья или цветы.
Логопед: Спасибо, Совунья, а давай с нами поиграем в веселую музыкальную игру «Цветочки». Давайте все дружно будем за мной повторять движения.
Логоритмика «Цветочки»
Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы»
Наши алые цветы Распускают лепестки, | Плавно разжимают кулаки. |
Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. | Машут перед собой руками. |
Наши алые цветки Закрывают лепестки, | Плавно сжимают руки в кулаки. |
Тихо засыпают, | Кладут руки под щеку |
Головой качают | Качают головой. |
Логопед: Ой, ребята, посмотрите, что это у Совуньи. Можно мы развернем твой рисунок, Совунья? Логопед разворачивает картинку схему строения растения
Логопед: Посмотрите внимательно на цветок и назовите его части.
Игра «Назови части».
Стебель, лист, цветок, корни
.(Несколько детей повторяют названия частей цветка.)
Логопед: Мы назвали по одной части у цветка, а сейчас назовем их много.
Игра «Один —много».
Образование формы множественного числа существительных.
Один стебелек, а много ... (Стебельков.)
Один лист, а много ... (Листьев.)
Один цветок, а много ... (Цветков.)
Один корень, а много... (Корней.)
назови ласково стебель -стебелек
Логопед: Молодцы! А сейчас я покажу вам ото настоящих растений, а тот кого назову ко мне сюда выходит
…….Я даю кактус Маше, теперь это Машин кактус! (Логопед показывает и дает детям картинки)
……Я даю фикус Паше, теперь это….(чей?)
……Я даю фиалку….
…….Я даю герань,,,,,,
……Я даю аэлое….
игра: “Да” и “Нет”
Ход игры: перед учащимися ставится комнатное растение. Ответить на вопросы, употребляя слова “да” и “нет”.
Это дерево?
Это комнатное растение?
Это растение называется кактус?
Это растение выращивают на улице?
Этот цветок белого цвета?
Листья у цветка крупные?
Игра «Какого растения не стало?»
Дети держат в руках картинки, остальные закрывают глаза или отворачиваются. Одного ребенка с картинкой разворачивают. Нужно назвать растение, которого не стало.
Логопед: Чтобы комнатные растения хорошо росли, за ними нужно ухаживать. Посмотрите на картинки. Я назову действия, которые выполняют с цветами, а вы представьте, что это случилось вчера.
Игра «А вчера?».
Полина поливает толстянку. А вчера? (Полина поливала толстянку.)
Катя и Дима протирают листья у сансивьеры.
Лена пересаживает фикус.
Ира рыхлит землю вокруг фиалки.
Паша опрыскивает листья у бегонии.
Денис подкармливает кактус.
Дети ухаживают за цветами.
Проводится по картинкам с изображением данных действий.
Логопед: А сейчас вопросы для тех, кто хочет сегодня посадить свой маленький цветочек! На вопросы отвечай – свой цветочек получай!
Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов.
Колючий лист — гладкий лист.
Влажная земля — сухая земля.
Теплая вода — холодная вода.
Толстый лист — тоненький лист.
Большой цветок — маленький цветок.
Расцвел цветок — отцвел цветок.
Мягкая земля — твердая земля.
Толстый стебелек — тонкий стебелек.
Логопед: А сейчас мы с вами посадим наши карточки - цветочки в горшочки, смотрите как делаю я и делайте со мной!
(Каждый ребенок вставляет карточку – цветочек в горшочек и засыпает мелкими аквариумными камушками. После чего все цветочки ставят на окошко на выставку.)
Логопед: Итог занятия. Ребята давайте с Вами вспомним, как назвать одним словом: сансивьера, фиалка, фикус, толстянка, кактус?
Что нужно делать для того, чтобы комнатные растения хорошо росли? (Рыхлить, поливать, пересаживать...)
Что это: стебель, лист, цветок, корни.
Спасибо, ребята, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было очень приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться. Вот что у нас сегодня получилось! Мы сегодня посадили:
игра «Два-пять» (Дети считают свои цветочки)