Конспект логопедического занятия 2-3 класс (Вариант 5.1)
Тема: «Состав слова»
Цель: формирование полноценных представлений о морфологическом составе слова
Задачи:
- формировать навык определения частей слова
- развивать зрительные, слуховые, моторные анализаторы
- развивать психические познавательные процессы
- совершенствовать навык письма
- уточнение и обогащение словаря
Оборудование:
компьютер;
карточки;
картинки.
Ход занятия
Организационный момент.
Приветствие настрой на занятие.
Основная часть
Л- Чтобы узнать, тему нашего занятия я предлагаю вам разгадать ребус. (отгадывание) о чем мы сегодня будем говорить на занятии давайте разгадаем ребус. (отгадывают)
-Молодцы! Сегодня мы с вами будем говорить о (чтение темы хором) «Составе слова».
Л- Ребята, как вы понимаете слово «состав»? (ответы учащихся). Где мы можем точно узнать значение тех или иных слов? Конечно же в словаре. У вас на столах лежат словари Ожегова, давайте найдем и посмотрим, что же значит это слово «состав»? Прочитайте. Состав – совокупность отдельных частей, образующих что –либо целое. Давайте вместе попробуем соотнести значение слово «состав» с нашей темой. (Ответы учащихся)
Л - Состав слова — это ряд сцепленных вместе частичек из которых состоит слово.
Л – Ребята, как вы думаете, для чего нам нужно знать состав слова? (ответы учащихся)
Л - Состав слова поможет увидеть «Опасные места». Для каждой части слова есть свои правила написания. У каждого слова свой состав.
Л – Начинаем разбор слова с нахождения окончания. Окончание - изменяемая часть слова. Оно помогает образовывать новые формы слов, а также служит для связи слов друг с другом. Обозначается
Л- посмотрите на экран. Перед вами слова волк – волки, лиса – лисы, сугроб – сугробы. Какая часть в этих словах изменяется. (ответы ребят) Это и есть окончание. Возьмите и карточку №1 и выделите окончание у слов. (устная проверка)
№1 Кошке игрушки, а мышке слёзки. |
Л- Следующая часть слова — это основа. (Часть слова, без окончания) Обозначается I________I (Работа с карточкой №1)
)
Л - Самая главная часть слова — это корень. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Обозначаем корень (
картинка) Л- возьмите карточку под №2.Прочитайте слова под цифрой 1 и скажите, что объединяет эти слова? (ответы детей).
№ 2 Лес, лесок, перелесок, лесник. Слон, слонёнок, слоновый, слониха. |
Л - У всех слов одна часть не изменяется, это и есть корень. Как мы назовем эти слова? Однокоренные. Выделим у слов под цифрой 1 корень. (дети на карточках, логопед на доске). Под цифрой 2 выполните самостоятельно.
Л - Следующая важная часть слова — это приставка. Это изменяемая часть слова, которая стоит перед корнем. Обозначается
Л - Возьмите карточку под №3. Выполним задание.
№3 Выдели в словах приставки убежать; прибежать; отбежать; сбежать; набежать |
Л – Еще одна часть слова, которая стоит после корня – это суффикс
служит для образования новых слов) Обозначьте значком суффикса
Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
служит для образования новых слов
возьмите карточку №4
№4 Образуй новые слова. Назови ласково Дом – Ёж- Слон – Тигр - |
Л – Молодцы! А теперь слово «СНЕЖИНКИ» разберите по составу самостоятельно.
(коллективная проверка)
Итог занятия.
Л – О чем сегодня мы говорили на занятии? (Ответы ребят)
Л – Для чего нужно знать состав слова?
Л – Из чего состоит слово?
Л- Чему мы учились? (разбирать слова по составу)
Л - Что понравилось? Всё ли было понятно? Если все понравилось и все понятно выберете большую снежинку, не понравилось и не понятно выберете маленькую снежинку, если понравилось, но остались вопросы выберете среднюю снежинку.