СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса. "Твёрдые и мягкие согласные. Семантическое поле слова "шляпа"."

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация предназначена для педагогов и родителей. Конспект составлен в классической структуре коррекционного логопедического занятия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса. "Твёрдые и мягкие согласные. Семантическое поле слова "шляпа"."»

Сложеникина Галина Васильевна, учитель-логопед, конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса: «Твёрдые и мягкие согласные. Семантическое поле слова «шляпа»».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения и навыки

I. Оргмомент.

Сядут учащиеся, которые правильно продолжат фразу:

  • Звуки мы … .

  • Гласные звуки мы … .

  • На вопрос КТО? ЧТО?, отвечают слова - …?

  • На вопрос ЧТО СДЕЛАЛ?, отвечают слова - … ?


Правильно заканчивая фразу, учащимся предлагается сесть на рабочее место.

Цель:

  • настроить учащихся на работу;

  • вспомнить основные понятия.

2. Мелкая моторика.

«Пальчики здороваются»

Выполняют соответствующие движения.

Цель:

  • развитие ручной моторики;

  • зрительного восприятия и внимания.

3. Арт. гимнастика

(для языка).

  • «Горочка»

  • «Пароходик»

  • Чередование «Горочки»-

«Пароходика»

  • «Чашечка»


Выполняют упражнения по показу, выбранного логопедом, учащегося (обеспечение дифференцированного подхода к учащимся).

Цель:

  • отработка мышечной силы и расслабления языка через статическое удержание (на счет до 5) и отдых;

  • отработка подвижности языка через чередование артикуляционных поз.

4. Объявление темы занятия.

Сегодня на занятии мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные с помощью букв А, Я.

А также «поиграем» со словом «ШЛЯПА».

Прослушивают и при необходимости повторяют тему занятия (по просьбе учителя).

Цель:

  • познакомить учащихся с тем, что будем проходить на занятии;

  • развитие слухового восприятия и слуховой памяти; совершенство-вание умения грамматически правильно строить фразы (через повтор).

5. Развитие фонематического слуха (чтение слоговой таблицы).

  • Игра «Птичка» - чтение слогов по следам птички -игрушки.


ла

ля

ла

ля

ма

мя

ма

мя

та

тя

та

тя

да

дя

да

дя

са

ся

са

ся

за

зя

за

зя

  • Чтение слогов по столбикам с выведением правила.


Учащиеся внимательно следят и запоминают, как перемещается игрушка-птичка по слоговой таблице; читая слоги, повторяют путь.




Вспоминаем понятие - столбика.

Чтение 1 и 3 столбика, с установкой внимательно читать и четко выделять согласный с целью определения его звучания: твердо или мягко.

Обращение внимания на гласную, стоящую после согласного.

Выведение правила: буква А после согласного указывает на его твердость.

Чтение 2 и 4 столбика и аналогичная работа как с 1 и 2 столбиками.

Цель:

  • упражнять в чтении прямых слогов с гласными буквами А, Я в разброс и по столбикам;


  • работа над зрительным восприятием и вниманием и памятью;

  • вывести правило через практическое упражнение.

6. Звуковой анализ слова «ШЛЯПА».

  • Загадка:

Ношу на голове поля,

Но это вовсе не земля…

Или

Сижу верхом,

Не ведаю, на ком…

( разместить на доске картинку – шляпа).

  • Звукобуквенный анализ: ШЛЯПА.


  • Найдите правило нашего урока.

  • Вывод (правило занятия):

Буква А после согласного указывает на его твердость, буква Я – на мягкость.



Отгадывание загадки.








Звукобуквенный анализ слова ШЛЯПА (на доске и в тетрадях)

В слоге ШЛЯ - …;

в слоге ПА - ….

Повторение правила занятия.


Цель:

  • развитие словесно-логического мышления;

  • упражнять в умении выполнять звукобуквенный анализ;

  • умение сравнивать и делать выводы;

  • выведение и запоминание (повторение) правила.

7. Физкультминутка

«Волшебная шляпа».

  • Каждый обучающийся выходит и достает из шляпы листочек. Читает слово, вставляя в него нужную букву А или Я (по цепочке).

Слова: м…к, вр…ч, дяд…, м…ч.

  • К каждому из слов придумать слово-действие, показать и выполнить всем вместе.



Выход из-за столов и отгадывание слов.










Придумывание действия и его совместное выполнение.

Цель:

  • Двигательная и познавательная активность детей.

8. Формирование семантического поля слова «ШЛЯПА».

  • Вспомнить загадку.


  • Какой вопрос мы задаем к слову -шляпа? (ЧТО?).

Значит это слово - …(неживой предмет).

Объясните значение слова ШЛЯПА (головной убор с полями).

  • Вспомнить определение родственных (однокоренных) слов.


  • Подбор родственных слов к слову «ШЛЯПА» (по алгоритму).




  • Запись родственных слов в тетради (в столбик с подчеркиванием букв А, Я; обозначением твердости – мягкости согласного перед ними).

  • Повторение правила (после практического упражнения):

Буква А после согласного указывает на его твердость, буква Я – на мягкость.




Повтор загадки (по памяти).

Ответы обучающихся на вопросы учителя полным предложением.








Учащиеся повторяют правило о родственных словах (по памяти; чтение заготовки правила с последующим повтором).

Подбор родственных слов по алгоритму:

шляпка

шляпный (магазин, отдел)

шляпник (мастер)

шляпница

Запись слов в тетрадь в столбик, выделение правила занятия крас-ным (подчеркиваем гласные буквы А и Я) и синим (зелёным) цветом (впереди стоящие согласные буквы).


Учащиеся повторяют правило занятия (по желанию; по выбору учителя).

Цель:

  • развитие функции словообразования через подбор родственных (однокоренных) слов;

  • упражнять в дифференциации тв. и мяг. согласных после которых стоят гласные А, Я;

  • развитие памяти, внимания.

9. Работа с предложением.

  • Игра «Дело».

С записанными родственными словами придумать слова – действия.

  • Запись подходящих слов в предложения (в тетрадях), подчеркивание предметов – одной чертой, а действий – двумя чертами.

  • Найти в предложениях правило урока (по необходимости использование алгоритма).



Придумывание слов действий.




Работа с предложениями.

(Шляпка висит. Шляпка лежит.)





Выделение правила.

Цель:

  • вспомнить понятия –

слово – предмет, действие; предложение;

  • практическое упражнение в составлении простых предложений и выделение слов предметов и действий;

  • практическое упражнение в выведенном правиле.

10. Итог занятия.

  • Вспомните правило занятия:

-На что указывает буква А, стоящая после согласного?

-На что указывает буква Я, стоящая после согласного?


Цель:

  • повторить и запомнить правило.



11. Оценка работы детей на занятии.

Подсчет очков (каждый правильный ответ учащиеся получают очко), определение победителей(I, II, III место).


Цель:

  • оценить работу учащихся;

  • подготовка к умению делать самооценку.