Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения и навыки |
I. Оргмомент. Сядут учащиеся, которые правильно продолжат фразу: Звуки мы … . Гласные звуки мы … . На вопрос КТО? ЧТО?, отвечают слова - …? На вопрос ЧТО СДЕЛАЛ?, отвечают слова - … ? | Правильно заканчивая фразу, учащимся предлагается сесть на рабочее место. | Цель: настроить учащихся на работу; вспомнить основные понятия. |
2. Мелкая моторика. «Пальчики здороваются» | Выполняют соответствующие движения. | Цель: развитие ручной моторики; зрительного восприятия и внимания. |
3. Арт. гимнастика (для языка). «Горочка» «Пароходик» Чередование «Горочки»- «Пароходика» | Выполняют упражнения по показу, выбранного логопедом, учащегося (обеспечение дифференцированного подхода к учащимся). | Цель: отработка мышечной силы и расслабления языка через статическое удержание (на счет до 5) и отдых; отработка подвижности языка через чередование артикуляционных поз. |
4. Объявление темы занятия. Сегодня на занятии мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные с помощью букв А, Я. А также «поиграем» со словом «ШЛЯПА». | Прослушивают и при необходимости повторяют тему занятия (по просьбе учителя). | Цель: познакомить учащихся с тем, что будем проходить на занятии; развитие слухового восприятия и слуховой памяти; совершенство-вание умения грамматически правильно строить фразы (через повтор). |
5. Развитие фонематического слуха (чтение слоговой таблицы). ла | ля | ла | ля | ма | мя | ма | мя | та | тя | та | тя | да | дя | да | дя | са | ся | са | ся | за | зя | за | зя | | Учащиеся внимательно следят и запоминают, как перемещается игрушка-птичка по слоговой таблице; читая слоги, повторяют путь. Вспоминаем понятие - столбика. Чтение 1 и 3 столбика, с установкой внимательно читать и четко выделять согласный с целью определения его звучания: твердо или мягко. Обращение внимания на гласную, стоящую после согласного. Выведение правила: буква А после согласного указывает на его твердость. Чтение 2 и 4 столбика и аналогичная работа как с 1 и 2 столбиками. | Цель: упражнять в чтении прямых слогов с гласными буквами А, Я в разброс и по столбикам; работа над зрительным восприятием и вниманием и памятью; вывести правило через практическое упражнение. |
6. Звуковой анализ слова «ШЛЯПА». Ношу на голове поля, Но это вовсе не земля… Или Сижу верхом, Не ведаю, на ком… ( разместить на доске картинку – шляпа). Буква А после согласного указывает на его твердость, буква Я – на мягкость. | Отгадывание загадки. Звукобуквенный анализ слова ШЛЯПА (на доске и в тетрадях) В слоге ШЛЯ - …; в слоге ПА - …. Повторение правила занятия. | Цель: развитие словесно-логического мышления; упражнять в умении выполнять звукобуквенный анализ; умение сравнивать и делать выводы; выведение и запоминание (повторение) правила. |
7. Физкультминутка «Волшебная шляпа». Каждый обучающийся выходит и достает из шляпы листочек. Читает слово, вставляя в него нужную букву А или Я (по цепочке). Слова: м…к, вр…ч, дяд…, м…ч. К каждому из слов придумать слово-действие, показать и выполнить всем вместе. | Выход из-за столов и отгадывание слов. Придумывание действия и его совместное выполнение. | Цель: |
8. Формирование семантического поля слова «ШЛЯПА». Значит это слово - …(неживой предмет). Объясните значение слова ШЛЯПА (головной убор с полями). Запись родственных слов в тетради (в столбик с подчеркиванием букв А, Я; обозначением твердости – мягкости согласного перед ними). Повторение правила (после практического упражнения): Буква А после согласного указывает на его твердость, буква Я – на мягкость. | Повтор загадки (по памяти). Ответы обучающихся на вопросы учителя полным предложением. Учащиеся повторяют правило о родственных словах (по памяти; чтение заготовки правила с последующим повтором). Подбор родственных слов по алгоритму: шляпка шляпный (магазин, отдел) шляпник (мастер) шляпница Запись слов в тетрадь в столбик, выделение правила занятия крас-ным (подчеркиваем гласные буквы А и Я) и синим (зелёным) цветом (впереди стоящие согласные буквы). Учащиеся повторяют правило занятия (по желанию; по выбору учителя). | Цель: развитие функции словообразования через подбор родственных (однокоренных) слов; упражнять в дифференциации тв. и мяг. согласных после которых стоят гласные А, Я; развитие памяти, внимания. |
9. Работа с предложением. С записанными родственными словами придумать слова – действия. Запись подходящих слов в предложения (в тетрадях), подчеркивание предметов – одной чертой, а действий – двумя чертами. Найти в предложениях правило урока (по необходимости использование алгоритма). | Придумывание слов действий. Работа с предложениями. (Шляпка висит. Шляпка лежит.) Выделение правила. | Цель: слово – предмет, действие; предложение; практическое упражнение в составлении простых предложений и выделение слов предметов и действий; практическое упражнение в выведенном правиле. |
10. Итог занятия. -На что указывает буква А, стоящая после согласного? -На что указывает буква Я, стоящая после согласного? | | Цель: |
11. Оценка работы детей на занятии. Подсчет очков (каждый правильный ответ учащиеся получают очко), определение победителей(I, II, III место). | | Цель: |