СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия в 1 классе для детей с интеллектуальными нарушениями " Звук и буква О"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна учителям-логопедам, учителям начальных классов при подготовке к урокам.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия в 1 классе для детей с интеллектуальными нарушениями " Звук и буква О"»

Приложение






Логопедическое занятие в 1 классе «Звук и буква О»

Методическая тема занятия: «Звук и буква О»
Тема занятия названная детьми: «Звук О»

Место занятия в образовательной программе логопедической работы: данное занятия является ознакомительным

Цель: познакомить детей с гласным звуком О и буквой О

Задачи: коррекционно-развивающие:

  • подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно-временных представлений:

  • развивать пространственное представление :

  • фонематический слух, восприятие;

  • упражнять в определении место звука в словах;

  • мелкую моторику;

  • артикуляционный аппарат;

  • зрительное внимания, память, воображение.

  • совершенствовать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;

  • развитие графомоторных навыков;

образовательные:

  • дать понятие о гласных звуках;

  • познакомить с понятиями “звук”, “буква”;

  • учить точно произносить звук О;

  • закрепить характеристику звука О;

  • познакомить с графическим изображением звука О;

  • пополнять и активизировать словарный запас;

  • развивать коммуникативные умения;

воспитательные:

  • воспитывать интерес (мотивацию) к занятию;

  • самостоятельность; любознательность;

  • формировать активность, навыки сотрудничества, культуру общения;

  • выработать самоконтроль речи;

Оборудование: интерактивная доска; раздаточный материал для каждого ребенка; рабочая тетрадь; красный карандаш; символ [О]; ручка; зеркала для каждого;


1. Организационный момент.


Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Дети, сегодня у нас не простое логопедическое занятие, к нам на урок пришли гости, давайте постараемся показать им всё, чему мы успели научиться!


Итак, дети:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И звуки выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.



А для этого, ребята, что нам нужно сделать?- Выполнить зарядку для язычка или артикуляционную гимнастику.

Итак, возьмите зеркала- приступаем:

Артикуляционная гимнастика:

«Заборчик»

Упр-е: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до 10.

« Трубочка»

Упр-е: Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Следить, чтобы в серединке губ были видны сомкнутые зубы. Удерживать под счет до 10.

«Чередование «Заборчик»- « Трубочка».

Упр-е: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет.

Упражнения для губ и нижней челюсти

« Окошко»

Упр-е: улыбнуться, показать зубы, открыть рот «окошко» ( должны быть видны верхние и нижние зубы), удерживать рот открытым под счет до 5 , 10. Затем сомкнуть зубы, удерживать зубы сомкнутыми под счет до 5 , 10.

Упражнения для языка

« Наказать непослушный язычок»

Упр-е: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и , пошлепывая его губами произносить : « пя- пя –пя», важно удерживать язык широким , как блинчик на сковородке.

Развитие речедвигательного аппарата

« Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть неподвижна , работает только язык. Движения языка медленные. Затем « чистим верхние зубки» с внешней стороны, а потом нижние зубы с внутренней и внешней стороны.

« Лошадки» При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Молодцы, ребята!

2. Повторение пройденного

А сейчас, ребята, покажите мне:

- Как гудит сильный ветер?

- Как шумят деревья?

- Как фыркает ежик?

- Как рычит собака?

- Что мы сейчас произносили? (звуки)

- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

- Как вы их различаете?


3. Введение в тему занятия.


1.А сейчас, внимательно меня послушайте:

« В сказочном царстве-государстве, под названием «Земля», жила-была волшебница. Были у неё 4 дочери. Их звали: Зима, Весна, Лето, Осень. Они по очереди правили сказочной страной»

-Скажите, дети , а какое же сейчас время года?- Правильно, осень!

Осень в гости к вам пришла,

Свои краски принесла,

Жёлтые и красные – все листочки разные.

Ветер дунул – раз, два, три –

Полетели, посмотри.

Покружились и упали,

Землю золотом услали.


- А, сейчас, ребята, давайте все вместе вспомним приметы осени. Посмотрите, какие я приготовила для вас чудесные картинки. Вывешиваю картинки (дети называют приметы)

-А какие месяцы осени вы знаете? (ответы детей)

-Молодцы, ребята!

2. Давайте все вместе произнесём слово «осень»

- А какой же первый звук в слове «Осень»?

-Звук О!


4. Основная часть.

1. Характеристика звука.

- А как же мы произносим звук «О». Возьмите зеркала, произнесите звук О. Обратите внимание:

— ваши губки округлены и слегка вытянуты вперед;

— зубки закрыты губками;

— язычок лежит на дне ротика;

— горлышко «работает»

Дети, звук [О] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха)


2. - А сейчас, я хочу поиграть с вами в игру, которая называется « Поймай звук». Я буду произносить разные звуки, а вы как услышите звук о, сразу хлопайте в ладоши.

  • из ряда гласных — а, у, о, э, у, а, о, у, о, и, о;

  • а теперь я буду произносить слоги: ку, со, ра, ма, от, уг, эл, ол, во;

  • А сейчас слова – жаба, облако, рама, Оля, овощи, жук.


3. – Ребята, послушайте, пожалуйста, небольшой рассказ.

- Жил-был кленовый листик. У него было много братьев - листьев. Они шумели, качались или слушали пение птиц, звонкое журчание ручейка или разговаривали с другими деревьями. Однажды кленовый листок посмотрел на верхушки деревьев и затрепетал: так красиво блеснули они на солнце. «О, какая красота » -удивился листик.

- Покажите, как удивился листик, какой звук он произнёс ?

- Посмотрите друг на друга. Сконструируйте из пальчиков, какую форму имеет ваш ротик, когда вы произносите звук О.

- Это получилась буква О.


5. Знакомство с буквой.

Показываю картинку.

Ребята, звук О на письме обозначается буквой О.(Показываю букву О). Посмотрите - это буква О.

А сейчас , посмотрите на наш волшебный экран, на что же похожа буква О?( слайд 3, 4, 5).

- Буква О похожа больше на круг или на овал? Значит она какая, круглая или овальная? (Конечно, овальная)


6.Выкладывание буквы О из шнурков.

Ребята, сейчас, я раздам вам вот такие разноцветные шнурочки, давайте выложим из них букву О.

- Обведите пальчиком букву О.


7. Ребята, давайте немножко передохнём, выполним пальчиковую гимнастику и тем самым подготовим наши пальчики к письму.

Пальчиковая гимнастика.


Раз, два, три (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Четыре, пять

Дождик капает опять. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Туча небо закрывает,

Всех ребяток подгоняет.

Раз, два, три, четыре (большой палец попеременно «здоровается» с каждым пальцем, начиная с указательного)

Зонтики раскрыли. ( ладонями закрывают голову, имитируя зонтик)

От дождя себя укрыли.


8. Работа по карточкам.

А сейчас, ребята, я раздам вам вот такие карточки. На них написаны разные буквы. Ваша задача, найти букву О и обвести её красным карандашом. Молодцы!

9. Работа в тетрадях.

-А теперь, поселим букву О в своих тетрадках. Открываем тетрадочки, берём ручки и аккуратно пишем букву О.


10. Зрительная гимнастика.


11. А сейчас, давайте поиграем в игру «Доскажи словечко» Посмотрите на наш экран. (Слайд 6, 7)


12. « Определи место звука О»

Дети, а сейчас, посмотрите на доску. На доске нарисованы картинки, вам нужно определить, где находится звук О в словах: в начале в середине или конце слова? Давайте ещё раз повторим, звук О- гласный или согласный? ( гласный) А гласный звук мы будем обозначать красным или синим цветом?( красным) Молодцы! Приложение.


13. Итог занятия.

Давайте вспомним, с каким звуком и буквой мы сегодня работали ?

- Какой это звук- гласный или согласный ?

 

14. Рефлексия.

-Ребята, кому было трудно сегодня на занятии?

-А кому все легко и быстро удавалось?

-Вы сегодня очень хорошо все занимались, молодцы!

Я хочу наградить вас пряниками , но непростыми, а в виде буквы О!

Спасибо за урок!
















Источники информации


  1. О.Б.Иншакова. Альбом для логопеда. - Владос, 2008 г

  2. www.Seshma.narod.ru/uroki/12.doc

  3. Т.А.Куликовская. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.- Гном и Д ,2007
  4. С.В.Леонова .Веселая разминка. Комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов./Журнал «Школьный логопед» № 6,2004

  5. Логопедия /под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.:ВЛАДОС, 2002

  6. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002

  7. www.academi.rodim.ru






































А У О И Э О Ы О Я Е О Ё О У А О Й О


Ы О Я Э О Ю Й О И А О У Я О Е О Э О






А У О И Э О Ы О Я Е О Ё О У А О Й О


Ы О Я Э О Ю Й О И А О У Я О Е О Э О






А У О И Э О Ы О Я Е О Ё О У А О Й О


Ы О Я Э О Ю Й О И А О У Я О Е О Э О






А У О И Э О Ы О Я Е О Ё О У А О Й О


Ы О Я Э О Ю Й О И А О У Я О Е О Э О






А У О И Э О Ы О Я Е О Ё О У А О Й О


Ы О Я Э О Ю Й О И А О У Я О Е О Э О





А У О И Э О Ы О Я Е О Ё О У А О Й О


Ы О Я Э О Ю Й О И А О У Я О Е О Э О







А У О И Э О Ы О Я Е О Ё О У А О Й О


Ы О Я Э О Ю Й О И А О У Я О Е О Э О






А У О И Э О Ы О Я Е О Ё О У А О Й О


Ы О Я Э О Ю Й О И А О У Я О Е О Э О





А У О И Э О Ы О Я Е О Ё О У А О Й О


Ы О Я Э О Ю Й О И А О У Я О Е О Э О