Конспект логопедического занятия в средней группе на тему: «Транспорт»
Цель: знакомство детей с многообразным миром транспортных средств
Задачи:
- расширение, закрепление и обобщение знаний детей о транспорте
- совершенствование навыков словообразования
- развитие общей и мелкой моторики, сенсорного развития
- развитие связной речи, фонематического слуха
- развитие зрительное внимания, мышления
- воспитание самоконтроля за речью, интереса достижения результата от выполненной работе.
I. Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки:
Что за чудо - длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином? (автобус)
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое? (самолет)
Море, чайки, корабли
Слышат мой гудок вдали.
Порт остался за кормой,
Долгим будет путь домой.
Гордо я плыву вперед!
Братцы в гости снарядились,
Моё имя - ... (пароход)
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек
Лишь оставили дымок (поезд)
2. Сообщение темы занятия.
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?
- Правильно, о транспорте.
- Ребята, посмотрите на картинку. Транспорт бывает разный: наземный, водный и воздушный и железнодорожный.
- А какой транспорт мы называем наземным? Воздушным?…Водным?...Железнодорожным?
3. Лексико-грамматические игры и упражнения
Игра: «Едем в гости». (Усвоение предложного падежа с предлогом на)
Логопед раздает детям картинки с изображением транспортных средств и предлагает им «поехать» в гости в другой детский сад. Каждый ребенок должен сказать полным предложением на чём он поедет в гости.
Упражнение: «Договори и повтори предложение». (Составление предложений с союзом а).
Лодка плывет, а машина … (едет).
Трамвай едет, а самолет… (летит).
Мотоцикл едет, а корабль… (плывет).
Самолёт летит, а автобус… (едет).
Корабль плывет, а ракета…(летит).
Ракета летит, а поезд… (едет).
Поезд едет, а вертолёт
- А теперь, ребятки, давайте отдохнём.
Физкультминутка – логоритмика
На лошадке ехали, до угла доехали.
Сели на машину, налили бензину.
На машине ехали, до реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот. На реке – пароход.
Пароходом ехали, до горы доехали.
Пароход не везет, надо сесть в самолет.
Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у!
Составление описательного рассказа по игрушке. (Логопед демонстрирует детям игрушку и рассказывает, что у неё где находится. Дети повторяют, а потом рассказывают сами).
Впереди у самолёта – нос.
Сзади у самолёта – хвост.
Посередине – корпус.
С правой стороны – крыло.
С левой стороны – крыло.
А всего у самолёта два крыла. Внизу у самолета три колеса. Самолёт летает. Вот он летит вверх. А теперь самолёт летит вниз (показывать).
Игра: «Отгадай по звукам транспорт (вертолёт, грузовик, полицейская машина, мотоцикл, пароход, поезд, скорая помощь, самолёт)
Пальчиковая гимнастика
Есть игрушки у меня:
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран —
(На каждую ритмическую единицу поочередно соединять каждый палец с большим на обеих руках одновременно)
Настоящий великан.
(Обвести в воздухе руками большой круг)
Игра «Кто чем управляет?»
Логопед: Транспорт не может передвигаться без людей. Я буду называть транспорт и бросать мяч, а вы назовите профессии людей, которые управляют этим транспортом и бросайте мяч обратно. Но отвечайте полным ответом.
(Автобусом управляет - … водитель. Грузовой машиной управляет – …шофер. Мотоциклом управляет—… мотоциклист. Поездом управляет –… машинист. Самолётом управляет – …летчик/пилот. Кораблём управляет -…капитан).
Итог занятия.
Молодцы, ребята! Вы активно работали на занятии. Что вам понравилось и запомнилось? Что показалось трудным?