Конспект логопедического занятия
«Вода и воздух природные богатства»
Цели занятия:
1. Образовательные:
• формировать представление о воде и значение ее в природе, об условиях преобразования воды из одного состояния в другое;
• закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её.
2. Развивающие:
• развивать исследовательский подход к познанию свойств воды
• формировать умение применять усвоенные знания на практике
• умение устанавливать взаимосвязи воды с объектами живой и неживой природы
• развивать наблюдательность
• совершенствовать внимание, память, логическое мышление
• принимать игровую ситуацию и участвовать в ней
• развитие дыхания
• развитие речи
3. Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к воде.
Цель экспериментальной деятельности:
1. Учить проводить исследования.
2. Добиваться результатов.
3. Размышлять, иметь своё мнение.
4. Обобщать результаты опытов.
Материал для занятия – видео ссылки:
• глобус https://www.youtube.com/watch?v=bOQk4Tn6g1Y
• иллюстрации о воде https://www.youtube.com/watch?v=rg462e3MrjI
• запись с шумом океана, с журчанием ручья https://www.youtube.com/watch?v=w7PqKGpr8Gk
• опыты с водой https://www.youtube.com/watch?v=bdZN9ikMVEk
Ход занятия
Организационный момент. Выполнение артикуляционной гимнастики https://yandex.ru/video/preview/7170229493271281853
Логопед Я хочу загадать вам загадку:
«Она и в озере, она и в лужице. Она и в чайнике у нас кипит. Она и в реченьке бежит, шуршит».
Что это? Правильно, это вода. А у меня есть интересные записи. Послушайте (включает запись). Вы узнали: кто это? (Да, это ручеек) А вот еще одна запись, послушайте и ее. Кто сейчас с вами разговаривал? (Море)
Ребята, давайте познакомимся с глобусом (показываем видео-запись о глобусе). Вы узнали что это? Да, это глобус – модель земного шара. Так из космоса выглядит наша планета Земля. Давайте посмотрим, что же мы можем увидеть на глобусе, тут и разные страны, леса и горы. Посмотрите, а какого цвета на глобусе больше всего? Верно, синего и голубого, он означает моря и океаны. В морях и океанах находится соленая вода, для питья ее использовать нельзя. Воду мы пьем пресную, ее можно встретить в реках, озерах, прудах, ключах и родниках.
А теперь представьте, что на земле вся вода исчезла, что будет (Без воды все живое погибнет). Всему живому в том числе и растениям нужна вода. Без нее все гибнет.
Выполнение пальчиковой гимнастики https://yandex.ru/video/preview/13754320408854954559
Ребята, а вы знаете почему вода – это хорошо? Воду мы пьем, моемся, стираем, моем посуду, поливаем цветы, купаемся в речке, море, ванне, поливаем растения в квартире, на даче, вода необходима животным, птицам, насекомым. Значит без воды прожить невозможно.
Физминутка https://www.youtube.com/watch?v=Q6b79zevTa0
Ребята послушайте историю:
-Жили-были Кап и Капелька. Кап был большой и толстый, а Капелька – маленькая и смешная. После дождя они весело прыгали с листьев на цветы, с веток на траву. Их фигурки блестящие и прозрачные. В солнечный денёк лесные зверушки: зайчики, лисички, белочки смотрелись в них, как в зеркало. И сегодня Кап и Капелька у нас в гостях и они вас приглашают в нашу лабораторию. Здесь мы узнаем о свойствах воды, то есть ответим: Какая она вода?
Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Давайте вместе посмотрим опыты.
Просмотр опытов с водой https://www.youtube.com/watch?v=bdZN9ikMVEk
Итак: Ребята мы сегодня с вами узнали о свойствах воды. Давайте вспомним еще раз.
1. Вода выталкивает более легкие предметы, а тяжелые тонут.
2. Чистая вода не имеет запаха.
3. Вода является растворителем.
4. Вода может менять цвет, когда ее окрашивают
5. На морозе вода застывает и превращается в лед.
6. В соленой воде легче плавать потому - что тело держит не только вода, но и соль растворенная в воде.
5. Домашнее задание. Записать видео либо аудио рассказа про зиму. Прислать личным сообщением в ВК.
1. Предложите ребенку подобрать такие слова к слову «вода»
- Транспорт какой? (Водный.)
А сказочный герой? (Водяной)
Ласково скажем …(водичка.)
Река вышла из берегов и затопила город, что произошло? …(наводнение.)
Весной река разливается … (половодье, паводок.)
2. Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний»
1. Корабль, лодка, катер, паровоз
2. Снег, дождь, град, лед
3
. Сахар, чай, компот, сок
4. Морской конек, медуза, корова, щука
3. Выучите совместно с ребенком стихотворение:
«Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг
Снимет грязь с лица и рук
Без чего не может мама,
Ни готовить ни стирать
Без чего мы скажем прямо
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли
Чтоб варились кисели
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без воды!
4. Помогите ребенку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному.
Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…
Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.
Снежинки (какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.
Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.
Лед (какой?) – гладкий, блестящий, холодный, твердый.
5. Игра с мячом «Какая бывает вода?»
с
газом - газированная
в проруби - холодная
в чайнике - горячая
в реке - пресная
в море – соленая
в роднике – родниковая
в водопроводном кране - водопроводная