СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия"Звук и буква Й"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка актуальна для обучающихся начальной школы. В работе отражено знакомство с буквой Й, умение давать характеристику звука [Й]; соотнести графему и фонему; продолжать учить составлять словосочетания; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия"Звук и буква Й"»

Конспект логопедического занятия


Тема: «Звук и буква [Й]»


Цель: уточнение артикуляции звука [Й]; соотнесение графемы и фонемы.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звука [Й]; соотнести графему и фонему; продолжать учить составлять словосочетания; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.

Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звука [Й]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этого звука; развитие артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха; активизация словаря.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование:

Зеркало (настенное); картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинка с буквой Й.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

II. Артикуляционная гимнастика.

1) Общие упражнения:

1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).

2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).

3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).

4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).

5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).

6. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов (язычок за зубками): «Верх – вниз, вверх – вниз…» - Молодец, отдохни.


  1. Актуализация, определение темы, работа в тетради.


Я вам загадаю загадки, а вы по отгадкам узнаете с какая буква и звук, с которым мы сегодня будем работать. (Приложение 1).


Эту птицу каждый знает.

В теплый край не улетает

Эта птица - круглый год

Во дворе у нас живет

И чирикает она

Громко с самого утра

- Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит … (воробей)



Есть цейлонский, есть зелёный

Есть цветочный – выбирай!

Хоть горячий, хоть студёный

С наслаждением выпей. (чай)



Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручей)


Вот букашка – работяга

Целый день трудится рада.

Ношу на своей спине

Быстро тащит (муравей)



- Какой звук повторяется в этих словах? ([Й])

Учитель-логопед показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [Й]:

— губки слегка в улыбке;

— зубки сближены;

— кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя;

— горлышко «работает».

На какую букву похожа буква Й? (на букву И).

- Чем отличаются эти буквы? (Буква Й состоит из 3-х элементов, а буква И – из двух. У буквы Й есть “шапочка”. Буква Й согласная, а буква И – гласная. )

Прописать букву Й в тетрадях. (Приложение 2)

Обозначение: зеленый кружок.


III. Фонетическая подготовка.

1). В картинном словаре определить положение звука в слове?

На доске иллюстрации: Айболита, Незнайки, Мойдодыр воробья, муравья, майского жука, майки, трамвая, троллейбуса. (Приложение 3).

2) Чистоговорка. Следующее задание - выучить чистоговорку:


Ай-ай-ай — скоро май.

Уй-уй-уй — ветер, дуй.

Ой-ой-ой — возьми меня с собой.

Эй-эй-эй — воды попей.


3) Работа с буквой:


Игра: «Узнай звук!»

--- Хлопните в ладоши, если вы услышите [ й ] в словах:


лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, муравей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.



Игра «Замени звук». Замените звук в середине слова на Й:

чаШка - чаЙка леСка – леЙка

лаПка – лаЙка реЧка – реЙка

моШка – моЙка соТка – соЙка

гаЛка – гаЙка реЧка – реЙка



Игра "Буква потерялась". На доске написаны слова. Дети вставляют букву й.

  • ша_ба

  • добры_

  • _огурт

  • _од

  • изуча_те


4) Работа в тетради:

Подберите к существительным прилагательные, используйте словарь для справок:


День (какой?) –

Торт (какой?) –

Брат (какой?) –

Заяц (какой?) –

Снег (какой?) –


Словарь для справок: вкусный, пушистый, белый, старший, морозный.


5) Прочитай текст:

VI. Итог урока.

  • Что вы можете рассказать о звуке [й`]?

  • Как называется буква?

  • С какой буквой не надо путать й?

Приложение 1.


Приложение 2.








Приложение 3.


Ш

А


Б

А


Д

О

Б

Р

Ы




О

Г

У

Р

Т



О

Д


Й

Й

Й

Й