Конспект логопедического занятия
Тема: «Звук и буква [Й]»
Цель: уточнение артикуляции звука [Й]; соотнесение графемы и фонемы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звука [Й]; соотнести графему и фонему; продолжать учить составлять словосочетания; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.
Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звука [Й]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этого звука; развитие артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха; активизация словаря.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование:
Зеркало (настенное); картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинка с буквой Й.
Ход занятия:
Организационный момент.
II. Артикуляционная гимнастика.
1) Общие упражнения:
1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).
2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).
3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).
4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).
5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).
6. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов (язычок за зубками): «Верх – вниз, вверх – вниз…» - Молодец, отдохни.
Актуализация, определение темы, работа в тетради.
Я вам загадаю загадки, а вы по отгадкам узнаете с какая буква и звук, с которым мы сегодня будем работать. (Приложение 1).
Эту птицу каждый знает. В теплый край не улетает Эта птица - круглый год Во дворе у нас живет И чирикает она Громко с самого утра - Просыпайтесь поскорей. - Всех торопит … (воробей) Есть цейлонский, есть зелёный Есть цветочный – выбирай! Хоть горячий, хоть студёный С наслаждением выпей. (чай) | |
Бегу я как по лесенке, По камушкам звеня, Издалека по песенке Узнаете меня. (Ручей) | |
Вот букашка – работяга Целый день трудится рада. Ношу на своей спине Быстро тащит (муравей) | |
- Какой звук повторяется в этих словах? ([Й])
Учитель-логопед показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [Й]:
— губки слегка в улыбке;
— зубки сближены;
— кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя;
— горлышко «работает».
На какую букву похожа буква Й? (на букву И).
- Чем отличаются эти буквы? (Буква Й состоит из 3-х элементов, а буква И – из двух. У буквы Й есть “шапочка”. Буква Й согласная, а буква И – гласная. )
Прописать букву Й в тетрадях. (Приложение 2)
Обозначение: зеленый кружок.
III. Фонетическая подготовка.
1). В картинном словаре определить положение звука в слове?
На доске иллюстрации: Айболита, Незнайки, Мойдодыр воробья, муравья, майского жука, майки, трамвая, троллейбуса. (Приложение 3).
2) Чистоговорка. Следующее задание - выучить чистоговорку:
Ай-ай-ай — скоро май.
Уй-уй-уй — ветер, дуй.
Ой-ой-ой — возьми меня с собой.
Эй-эй-эй — воды попей.
3) Работа с буквой:
Игра: «Узнай звук!»
--- Хлопните в ладоши, если вы услышите [ й ] в словах:
лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, муравей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.
Игра «Замени звук». Замените звук в середине слова на Й:
чаШка - чаЙка леСка – леЙка
лаПка – лаЙка реЧка – реЙка
моШка – моЙка соТка – соЙка
гаЛка – гаЙка реЧка – реЙка
Игра "Буква потерялась". На доске написаны слова. Дети вставляют букву й.
ша_ба
добры_
_огурт
_од
изуча_те
4) Работа в тетради:
Подберите к существительным прилагательные, используйте словарь для справок:
День (какой?) –
Торт (какой?) –
Брат (какой?) –
Заяц (какой?) –
Снег (какой?) –
Словарь для справок: вкусный, пушистый, белый, старший, морозный.
5) Прочитай текст:
VI. Итог урока.
Что вы можете рассказать о звуке [й`]?
Как называется буква?
С какой буквой не надо путать й?
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.