Конспект индивидуального логопедического занятия
по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях , чистоговорках;
Дать акустико – артикуляционную характеристику звука Р;
Развивать фонематическую базу;
• Закрепить зрительный образ буквы [Р];
Корректировать лексико-грамматический строй речи.
Расширять словарный запас;
Коррекционно-развивающие:
• Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
• Развивать зрительное , слуховое и фонематическое восприятие, высшие психические процессы, мелкую и артикуляционную моторику, мелодико – интонационную сторону речи, пространственную ориентацию
Коррекционно-воспитательные:
• формирование положительной установки на участие в занятии;
• формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: мягкая игрушка “ворона Каркуша”; картинки «Артикуляционная гимнастика» - гусеница; предметные картинки со звуком Р; пособие «Таран и вобла», суджок -шарики, компьютерная игра «На все голоса»
Ход занятия:
Организационный момент
- Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это ворона Каркуша.
Чью песенку мы с тобой не так давно научились петь?
А вот Каркуша не умеет рычать и красиво говорить, поэтому грустит. Давай поможем ему. Он принес нам подарок, но этот подарок рассыпался на части, потому что небрежно кинул его в пакет. Мы с тобой будем выполнять задания и собирать его по частям.
Артикуляционная гимнастика
Покажем вороненку как мы умеем выполнять гимнастику для язычка.составим гусеницу из карточек: ветерок, лопаточка, индюк, грибок, лошадка, барабанчик.
Автоматизация звука в изолированном виде
Акустико – артикуляционная характеристика звука и связь с буквой
Ребёнок вместе с логопедом даёт характеристику звуку Р: согласный, твёрдый, звонкий. (по схеме). Затем логопед: демонстрирует букву.
«Дрожу от страха до сих пор!-
Воскликнуло полено.-
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!»
Автоматизация звука в слогах
- Произносим слоги: ра-ро-ру-ры- ар-ор-ур-ыр-ара-ора (с использованием суджок шарика- одеваем на пальчики ипроизносим слоги)
- покажем Каркуше, как мы умеем говорить на вороньем языке:
Как кричит ворона? (кар). Поговори по – вороньи с разной интонацией:
Кар! Радостно; Кар? Удивленно; Кар. Спокойно.
Говори медленно и быстро
Кар ??
6. Развитие фонематического слуха
а) - Каркуша любит лакомиться, чем ты выберешь сама. Выбери только те картинки, где есть звук Р (картинки помидора, абрикоса, персика, арбуза).
Какими словами можем заменить слово лакомиться? (кушать, пробовать…)
- абрикос и персик, как мы называем их одним словом, что это? (фрукты)
-а помидор? (овощ)
7.Автоматизация звука в словах
а) - Каркуша любит лакомиться чем? (картинки помидора, абрикоса, персика, арбуза).
Какими словами можем заменить слово лакомиться? (кушать, пробовать…)
- абрикос и персик, как мы называем их одним словом,что это? (фрукты)
-а помидор? (овощ)
-Сосчитаем их: один помидор, два помидора, три помидора (так же со словами абрикос, персик)
-Скажите, мой, моя, мои помидор (так же со словами абрикос, персик)
б) Игра «Таран и вобла» (нанизываем на шнурок рыб с изображением картинок со звуком Р).
8. Автоматизация звука в предложениях
а) Какое время года? (весна)
- Весной мы садим огород. Назови, что мы будем садить.(картофель, горох, репа, редька черная, морковь, укроп, редиска, помидор, кукуруза)
Перед тобой огород. В огороде три грядки. Посади овощи так, чтобы кукуруза росла между горохом и помидорами, а помидоры- справа от кукурузы.
Картофель будет расти под кукурузой, а репа над горохом.
Черная редька под помидорами, морковь над кукурузой
Редиска под горохом, укроп над помидорами.
б)Работа по мнемотаблице
«Деревянный Буратино Карабаса победил,
Дверь в каморку под картиной золотым ключом открыл».