СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия : " Звуки ч-щ. Буквы ч-щ".

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

выработать чёткую дифференциацию звуков ч-щ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия : " Звуки ч-щ. Буквы ч-щ".»

Конспект логопедического занятия «Звуки Ч-Щ. Буквы Ч-Щ.»

Цель: выработать четкую дифференциацию звуков Ч–Щ с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения; научить соотносить их с буквами Ч и Щ;

Задачи:

-закреплять навыки правильного написания слогов ча-ща, чу-щу,

- работать над обогащением словарного запаса.

- развивать зрительное восприятие и память,

- развивать фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез.

- воспитывать желание говорить красиво и правильно,

- воспитывать навыки контроля и самоконтроля,

- воспитывать общительность и активность на занятии.

Наглядные пособия и раздаточный материал: тетради, карточки с заданиями.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Прослушайте слова. Назовите первый звук в слове.


Чайка, чабан, четыре, четверть, чужой.

Щука, щавель, щёки, щётка, щенок.  


Обратите внимание на разницу в произношении звуков Ч и Щ.

При произношении звука Ч кончик языка смыкается с верхними альвеолами(бугорками), затем смычка взрывается.

При произношении звука Щ спинка языка поднята и язык подвинут к зубам, но смычки нет.

2.Объявление темы и целей занятия

-Посмотрите на картинки. Кто на них изображён? (Кузнечик и старушка с метлой)

- Какой звук издаёт кузнечик? ( Ч-Ч-Ч)

-Какой звук слышим, когда подметаем листья? ( Щ-Щ-Щ) Молодцы!

-Догадались, какие звуки мы будем сегодня сравнивать? (Ч-Щ). Правильно! Будем различать звуки Ч и Щ в слогах, словах и предложениях.

И мы отправляемся, в путешествие на волшебном поезде, нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно же игры.

3.Артикуляционная гимнастика

Но чтобы наше путешествие началось, нам нужно с вами перед путешествием размять наши язычки и губки

лягушата улыбаются (губы в улыбке)

-трубочка

-окошко (губы округлены)

-заборчик

-горка

-лопатка ( широкий высунутый язык лежит на нижней губе)

-чашечка (края языка округлены, губы в улыбке)

4.Характеристика звуков ч-щ

Давайте вместе с вами произнесем звук Ч

-Какими должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произнесем звук ч?

-Губы округлены, зубы сближены, язычок наверху

-Ребята звук ч гласный или согласный? (согласный)

-Какой он твердый или мягкий?(мягкий)

-Давайте с вами определим звонкий или глухой. (глухой)

Произнесите [щ]                                        

Какой он согласный или гласный? Почему?      

Звонкий или глухой? Почему?                                

Твёрдый или мягкий?

Чем же отличаются эти звуки?

- Давайте сравним звуки [Ч] и [Щ]. Чем они похожи?

Характеристика звуков: согласный, глухой, шипящий, всегда мягкий.

- Чем отличаются эти звуки?

Дети: звук [Ч] произносится кратко, а [Щ] – долго.

5Связь звука с буквой

-Ребята, что вы знаете о звуках?

-Звуки мы слышим и произносим.

-Что вы знаете о буквах?

-Буквы мы видим, пишем и читаем.

Догадайтесь о какой букве я вам сейчас скажу?

«Букву пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.»

Молодцы! Это буква Ч.

- Ребята, какой буквой обозначается [Ч]?

- Буквой Ч.

- От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч? (от У)


- Какой буквой обозначается [щ]?

- Буквой Щ.

На расческу Я похожа – три зубца всего? Ну что же!

. На что похожа эта буква?

- На расческу Щ похожа.

- Какой буквой обозначается [щ]?

- Буквой Щ.

От каких букв надо отличать Щ ? ( от Ш и Ц)

- Мы вспомнили на что похожи буквы Ч, Щ, а теперь откройте тетради, запишите строку заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу. Дети записывают буквы в тетрадь в тетрадь

6.Развитие фонемного восприятия. 

Внимательные ушки”.

Ребята посмотрите на пассажира, который вместе с нами отправится в путешествие! Кто это? (кощей бессмертный)

Он зовет вас поиграть в игру внимательные ушки

-если вы услышите звук ч то хлопните в ладоши, а если звук щ то топните

Звуки:

ц, щ, х, ж, ш, ч, ш, ч

Слоги: (АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ).

Слова:

  (вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.)

7.Развите звукового анализа на уровне слова

Игра что «возьмем в дорогу»

-ребята посмотрите на нашего второго пассажира! Кто это? (щелкунчик)

-давайте вместе с вами поможем ему сложит вещи слова со звуком Ч мы сложим в чемодан, а слова со звуком щ в ящик( картинки очки, щетка, мяч, часы, чайник, щит, плащ, прищепка)

8.Физкультминутка

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь давайте вместе с щелкунчиком выполним упражнения:

Логопед проводит пальчиковую гимнастику:

«Цветы»

Наши красные цветы

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.


Наши красные цветы

Закрывают лепестки.

Головой качают,

9. Д/игра с карточками “Составь слово”

Логопед: Дети, возьмите первые звуки слов и составьте слово:

Чашка, аптечка, сани – (час),
Щетка, утка, крот, автомобиль – (щука),
Ручка, овощи, щука, автобус – (роща).


10.Работа на уровне слова

Чиполино, принес нам карточки ,На каждой карточке написано слово с “убежавшей” буквой, прочитайте его и догадайтесь, какая буква пропущена Ч или Щ. но давай с вами вспомним правило, как мы пище ча-ща и чу-щу?

__ука

__енок

__удо

__ётка

__еснок

__улок

__ека

__егол

__еловек

гра__

рощ_, чащ_, _авель

11.Работа со словосочетаниями.

Ребята посмотрите, какое еще задание для нас приготовил чиполлино? Он принес нам карточки на которых записаны словосочетания в которых он допустил ошибки, давайте вместе с вами поможем ему исправить ошибки?

К доске прикрепляется карточка с написанным словосочетанием.

(Речевой материал: нощной хичник, чёрный плащ, прочальный вещер, мощный луч, горящие щи, птичье чебетанье, учёный ченокщистое помещение, молощная пища, овочная начинка, чудесное угощение)

- Что написано на карточке?

- Правильно ли оно написано?

-Исправляем ошибки, если они есть. Правильный вариант записываем в тетрадь

12.Обогащение словарного запаса по теме «профессии»

_Скажите мне как зовут нашего следующего пассажира)

_Если вы сейчас выполните следующее задание , то мы вы узнаете кем же мечтает быть Дюймовочка

Я буду вам называть, а навозете мне проффесию но так чтобы появился звук ч или щ

Учит-учитель

Стреляет из пулемета –пулеметчик

Работает на экскаваторе - экскаваторщик.

Работает на подъемном кране –крановщик

Дрессирует животных –дресировщик

Играет на скрипке –скрипач

Играет на барабане –барабанщик

13.Работа на уровне предложения

-Пока вы отвечали на вопросы дюймовочка рассыпала слова, давай поможем ей собрать из этих слов предложения, и прочитаем, что у вас получилось.

Дрессировщик дрессирует зверей.

Почтальон разносит письма, газеты, журналы.

Скрипач играет на скрипке.

Продавщица продает овощи.

Врач лечит детей.

Крановщик работает на кране.

Пограничник охраняет границу.

Часовщик чинит часы.

Молодцы а теперь запишите свои предложения в тетрадь.

(Записывают предложения в тетрадь.)

14. Итог урока.







































__ука

__енок

__удо

__ётка

__еснок

__улок

__ека

__егол

__еловек

гра__

рощ_, чащ_, _авель

__ука

__енок

__удо

__ётка

__еснок

__улок

__ека

__егол

__еловек

гра__

рощ_, чащ_, _авель







__ука

__енок

__удо

__ётка

__еснок

__улок

__ека

__егол

__еловек

гра__

рощ_, чащ_, _авель

нощной хичник, чёрный плащ, прочальный вещер, мощный луч, горящие щи, птичье чебетанье, учёный ченокщистое помещение, молощная пища, овочная начинка, чудесное угощение)

нощной хичник, чёрный плащ, прочальный вещер, мощный луч, горящие щи, птичье чебетанье, учёный ченокщистое помещение, молощная пища, овочная начинка, чудесное угощение)

нощной хичник, чёрный плащ, прочальный вещер, мощный луч, горящие щи, птичье чебетанье, учёный ченокщистое помещение, молощная пища, овочная начинка, чудесное угощение)

13.04 д/з. выучить.

Щепки.

На полу валялись щепки.

Саня щепки все собрал.

Да в камин их побросал.

Щепки весело трещали

И кругом всё освещали.



13.04.д/з выучить 13.04. д/з выучить

Щепки Щепки

На полу валялись щепки На полу валялись щепки

Саня щепки все собрал. Саня щепки все собрал.

Да в камин их побросал. Да в камин их побросал.

Щепки весело трещали Щепки весело трещали

И кругом всё освещали. И кругом всё освещали.

13.04.д/з выучить 13.04. д/з выучить

Щепки Щепки

На полу валялись щепки На полу валялись щепки

Саня щепки все собрал. Саня щепки все собрал.

Да в камин их побросал. Да в камин их побросал.

Щепки весело трещали Щепки весело трещали

И кругом всё освещали. И кругом всё освещали.

13.04.д/з выучить 13.04. д/з выучить

Щепки Щепки

На полу валялись щепки На полу валялись щепки

Саня щепки все собрал. Саня щепки все собрал.

Да в камин их побросал. Да в камин их побросал.

Щепки весело трещали Щепки весело трещали

И кругом всё освещали. И кругом всё освещали.

13.04.д/з выучить 13.04. д/з выучить

Щепки Щепки

На полу валялись щепки На полу валялись щепки

Саня щепки все собрал. Саня щепки все собрал.

Да в камин их побросал. Да в камин их побросал.

Щепки весело трещали Щепки весело трещали

И кругом всё освещали. И кругом всё освещали.