Конспект логопедического занятия на тему: « Звуки Ч-Ц. Буквы Ч-Ц.»
Цель: научить различению звуков ц-ч на слух и правильному написанию букв ц-ч в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
-уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «ц» и «ч», имеющих акустико-артикуляционное сходство;
-развитие навыков фонематического анализа и синтеза;
-развитие грамматического строя речи;
-расширение словарного запаса по теме «Птицы».
-формирование связной речи;
-развитие фонематического восприятия;
-развитие мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия;
-развитие тактильных ощущений;
воспитание интереса к учебе.
Наглядные пособия и раздаточный материал: зеркала, карточки с буквами, презентация, циркуль.
Ход занятия.
1.Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята!
Проверьте, все ли готово к занятию?
Активизируем глазки, лицо.
Сделаем психогимнастику:
Мы умеем улыбаться (улыбнуться), мы умеем удивляться (сделать лицо удивлённым), мы умеем сердиться (нахмуриться), мы умеем восхищаться (выразить восхищение).
- С хорошим настроением приступаем к нашему занятию.
2.Выявление темы:
Послушайте скороговорку, и определите, какие звуки чаще всего в ней повторяются?
Цапнула цапля чёрные чернила, белая цапля циркулем чертила.
-Кто такая цапля? (птица)
-А что значит цапнула? (схватила)
-А что такое чернила? (чёрная жидкость, которую заправляют в ручку)
- А что такое циркуль? (геометрический инструмент, с помощью которого чертят окружность)
- Какие звуки чаще всего повторяются? (звуки ч-ц)
3.Уточнение артикуляции и связь звука с буквой.
- Посмотрите в зеркало, произнесите звуки ц и ч.Давайте дадим характеристику этим звукам:
Ц – согласный, глухой, твёрдый, губы в улыбку, кончик языка за нижними зубами, состоит из звуков т и с.
Ч – согласный, глухой, твёрдый, губы в хоботок, кончик языка за верхними зубами, состоит из звуков ть и ш.
- Покажите букву звуков ц, ч .
- Назовите звук этой буквы.
- Определить на ощупь буквы ч –ц (предлагаются вырезанные из бархатной бумаги буквы)
4.Развитие фонематического восприятия.
а) по слоговой таблице
б) игра «Наоборот» (кидаю мяч, называя слог ца, ученик должен кинуть мяч обратно, сказав слог ча и т. д.)
в) «Эхо» (повторить за логопедом цепочку слогов ца-ца-ча, цо-чо-чо и т.д.)
г) в чистоговорках
ца-ца-ца – четыре яйца
чо-чо-чо – очень горячо
цу-цу-цу – мы ведём овцу
чу-чу-чу – пятёрку я хочу.
Физ.минутка.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок (наклоны в стороны, руки на поясе).
Хомка раненько встаёт (потянутся),
Щёчки моет (руками потереть щёки и шею),
Шейку трёт.
Подметает хомка хатку (наклоны туловища вперёд)
И выходит на зарядку (маршировка на месте)
Раз, два, три,четыре, пять!(руки вверх, в стороны, вперёд)
Хомка хочет сильным стать.
5.Письменная работа.
1) записать в две строчки слоги с ч-ц : ча, ца, оц, уц, ич, ец, чу, цу.
2)отгадать загадку, написать отгадку:
На кормушку возле нашей форточки
Села удивительная птица:
В чёрной шапочке и желтой кофточке.
Птица называется... (Синица)
Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам …
( Грачи)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат.
( Цапля)
Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Зернышко клюет,
Деток зовет:
"Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко! " (Курица).
Стоит ствол,
На стволе кол,
На колу дворец,
Во дворце певец.
А зовут его скворец
(Скворец)
Над волной она летает,
Рыбу из воды хватает,
Провожает корабли
И встречает близ земли
(Чайка)
-Какая птица лишняя? (Курица, потому что она – домашняя птица)
3)вставить слог ца или ча:
Ули-, да-, кури-, уда-, пятни-, столи-
4) вставить буквы ц или ч: (образовать уменьшительно-ласкательную форму существительных по образцу):
Води…а – води…ка
Ли…о – ли…ико
Зая… - зай…ик
Огуре… - огур…ик.
4) запись под диктовку.
На …ердаке было гнездо ласто..ки.
У ласто…ки было …етыре птенца.
Один птен…ик выпал из гнезда.
Ласто…ка не могла помо..ь птен…у.
Митя был на ули…е.
Он увидел птен…а.
Маль…ик положил птен…а в гнездо.
Ласто…ка весело защебетала.
5) Составить предложения , использую картинки (скворец, чайка, цапля).
На болоте живёт ….. .
Над морем пролетала …..
В скворечнике живёт …..
6. Чтение слов, осложнённых условными значками.
(Логопед вывешивает слова, в которых буквы Ц и Ч заменены условными значками).
…епь о..ки гра… …айка ме…
…веток кури…а зая… …апля пале…
…асы све…а лу…. ту...а бо…ка
7.Итог занятия.
- Какие звуки и буквы мы различали на занятии?
- Назвать слова со звуками ц и ч.
4) вставить буквы ц или ч: (образовать уменьшительно-ласкательную форму существительных по образцу):
Води…а – води…ка
Ли…о – ли…ико
Зая… - зай…ик
Огуре… - огур…ик.
4) вставить буквы ц или ч: (образовать уменьшительно-ласкательную форму существительных по образцу):
Води…а – води…ка
Ли…о – ли…ико
Зая… - зай…ик
Огуре… - огур…ик.
4) вставить буквы ц или ч: (образовать уменьшительно-ласкательную форму существительных по образцу):
Води…а – води…ка
Ли…о – ли…ико
Зая… - зай…ик
Огуре… - огур…ик.
6. Чтение слов, осложнённых условными значками.
(Логопед вывешивает слова, в которых буквы Ц и Ч заменены условными значками).
…епь о..ки гра… …айка ме…
…веток кури…а зая… …апля пале…
…асы све…а лу…. ту...а бо…ка
6. Чтение слов, осложнённых условными значками.
(Логопед вывешивает слова, в которых буквы Ц и Ч заменены условными значками).
…епь о..ки гра… …айка ме…
…веток кури…а зая… …апля пале…
…асы све…а лу…. ту...а бо…ка
6. Чтение слов, осложнённых условными значками.
(Логопед вывешивает слова, в которых буквы Ц и Ч заменены условными значками).
…епь о..ки гра… …айка ме…
…веток кури…а зая… …апля пале…
…асы све…а лу…. ту...а бо…ка
18.04 д/з. Пересказ текста.
Паучок
Плетет паучок паутину. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой—сплел паутину. Сплел, а сам притаился: «Попадет муха в паутину большая--наемся».
Летела птичка—синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой—всю паутину разорвала и улетела.
Дергается паутина—паучок думает: «Большая муха попалась».
Смотрит паучок—ни мухи, ни паутинки.
(Н. Дилакторская)
18.04 д/з. Пересказ текста.
Паучок
Плетет паучок паутину. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой—сплел паутину. Сплел, а сам притаился: «Попадет муха в паутину большая--наемся».
Летела птичка—синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой—всю паутину разорвала и улетела.
Дергается паутина—паучок думает: «Большая муха попалась».
Смотрит паучок—ни мухи, ни паутинки.
(Н. Дилакторская)
18.04 д/з. Пересказ текста.
Паучок
Плетет паучок паутину. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой—сплел паутину. Сплел, а сам притаился: «Попадет муха в паутину большая--наемся».
Летела птичка—синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой—всю паутину разорвала и улетела.
Дергается паутина—паучок думает: «Большая муха попалась».
Смотрит паучок—ни мухи, ни паутинки.
(Н. Дилакторская)
18.04 д/з. Пересказ текста.
Паучок
Плетет паучок паутину. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой—сплел паутину. Сплел, а сам притаился: «Попадет муха в паутину большая--наемся».
Летела птичка—синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой—всю паутину разорвала и улетела.
Дергается паутина—паучок думает: «Большая муха попалась».
Смотрит паучок—ни мухи, ни паутинки.
(Н. Дилакторская)
18.04 д/з. Пересказ текста.
Паучок
Плетет паучок паутину. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой—сплел паутину. Сплел, а сам притаился: «Попадет муха в паутину большая--наемся».
Летела птичка—синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой—всю паутину разорвала и улетела.
Дергается паутина—паучок думает: «Большая муха попалась».
Смотрит паучок—ни мухи, ни паутинки.
(Н. Дилакторская)
18.04 д/з. Пересказ текста.
Паучок
Плетет паучок паутину. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой—сплел паутину. Сплел, а сам притаился: «Попадет муха в паутину большая--наемся».
Летела птичка—синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой—всю паутину разорвала и улетела.
Дергается паутина—паучок думает: «Большая муха попалась».
Смотрит паучок—ни мухи, ни паутинки.
(Н. Дилакторская)
18.04 д/з. Пересказ текста.
Паучок
Плетет паучок паутину. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой—сплел паутину. Сплел, а сам притаился: «Попадет муха в паутину большая--наемся».
Летела птичка—синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой—всю паутину разорвала и улетела.
Дергается паутина—паучок думает: «Большая муха попалась».
Смотрит паучок—ни мухи, ни паутинки.
(Н. Дилакторская)
18.04 д/з. Пересказ текста.
Паучок
Плетет паучок паутину. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой—сплел паутину. Сплел, а сам притаился: «Попадет муха в паутину большая--наемся».
Летела птичка—синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой—всю паутину разорвала и улетела.
Дергается паутина—паучок думает: «Большая муха попалась».
Смотрит паучок—ни мухи, ни паутинки.
(Н. Дилакторская)
18.04 д/з. Пересказ текста.
Паучок
Плетет паучок паутину. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой—сплел паутину. Сплел, а сам притаился: «Попадет муха в паутину большая--наемся».
Летела птичка—синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой—всю паутину разорвала и улетела.
Дергается паутина—паучок думает: «Большая муха попалась».
Смотрит паучок—ни мухи, ни паутинки.
(Н. Дилакторская)