Название НОД, Оборудование Цель: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения. | «Прогулка в осеннем лесу» Оборудование: осенние листья; иллюстрации – птички, филин, зайчик с барабаном, ежик, бубен. |
| Задачи НОД: | Ход НОД |
Подготовительная часть | Организовать детей, настроить на занятие, сконцентрировать внимание | Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в лес на прогулку в осенний лес. В лес осенний на прогулку Приглашаю вас пойти. Интересней приключенья Нам, ребята, не найти. |
Основная часть | Развитие общей моторики и пространственной ориентации | Динамическое упражнение «Прогулка» Раз-два-три-четыре-пять — В лес отправимся гулять. Обычная ходьба. По извилистым тропинкам Потихоньку мы пойдем. На носочки дети встали, По дорожкам побежали. Бег на носках. И на каблучках пойдем, Через лужи перейдем. Ходьба на пятках. Где ты прячешься, грибок? Полезай-ка в кузовок! |
Развитие дыхания, голоса, мимики и артикуляции | Праздник осенью в лесу — И светло, и весело. Вот какие украшенья Осень здесь развесил На деревьях листочки какого цвета? (Ответы детей.) Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю. Дыхательное упражнение «Ветер и листья» После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»). |
Развитие периферических отделов речевого аппарата, голоса | Распевка «Листопад» (№ 87 автор С.В.Крупа-Шушарина) В августе листья желтеть начинают, И продолжают желтеть в сентябре. А в октябре они все опадают, Скучно и грустно без них в ноябре. |
Регуляция мышечного тонуса, координации речи с движением | Массаж спины «Дождик» Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения. Дождь! Дождь! Надо нам Расходиться по домам. Хлопки ладонями по спине. Гром! Гром, как из пушек. Нынче праздник у лягушек. Поколачивание кулачками. Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят. Постукивание пальчиками. Только мой братишка в луже Поглаживание спины ладошками. Ловит рыбу нам на ужин. (Французская народная детская песенка) Дети поворачиваются на 180° и делают массаж еще раз. |
Развитие фонематического слуха | Давайте, ребята, прислушаемся к звукам в осеннем лесу. Угадайте, кто это. У-у, у-у, уххх (сова) Пам, пам-пам (заяц лапками барабанит) Ф, ф-ф, ф- ф (ежик фыркает) Ку-ку, ку-ку (кукушка кукует) Давайте теперь отгадаем звуки вместе. |
Развитие чувства ритма | А давайте повторим их песенки: У-у, у-у-у. Пам-пам, пам-пам-пам. Ку-ку, ку-ку-ку. |
Развитие координации речи с движением | Подвижная игра «Догонялки» Дети встают в круг, в центре — «ежик». Дети идут хороводом под песню «Маленький ежик» в одну сторону, «ежик» двигается противоходом. После окончания песни дети хлопают в ладоши и говорят: Раз, два, три — Ребятишек догони! Дети разбегаются, «ежик» старается их запятнать. |
Развитие мелкой моторики | Упражнение «Зайка под сосной» Левая рука «зайчик», правая «сосна», которая накрывает зайчика. Потом руки меняем. Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Этот зайчик под сосной, этот зайчик под другой. |
Развитие внимания и памяти, мимики и артикуляции Развитие темпа движений | Ой, ребята, а ведь мы в лесу заблудились! Как же мы найдем дорогу домой? (Ответы детей.) Давайте попросим помочь зверей лесных нам помочь. Закричали все: «Ау!» Никто не отзывается, Лишь эхо откликается. Наше эхо возвращается. Подвижная игра «Лесные звери» (на внимание) Ребята идут друг за другом. На один удар бубна замирают, изображая лисичку, выглядывающую из-за куста; на два удара — мишку, спрятавшегося за деревом. А теперь давайте поиграем с нашими животными. Упражнение «Шаг и бег» Нотное приложение. «Шаг и бег», муз. Ф. Надененко Описание упражнения. Дети идут колонной (друг за другом) по кругу под музыку умеренного темпа («спокойная музыка»). После смены музыки с умеренным темпом на музыку с быстрым темпом («быстрая музыка») дети переходят на легкий бег. Вновь звучит музыка с умеренным темпом, под которую дети возобновляют свою ходьбу. Смена музыки производится два раза (в соответствии с продолжительностью музыкальных частей приложения ходьба длится 20 сек., бег – 12 сек.). С окончанием музыки дети останавливаются. Инструкция. – Встаньте в колонну по одному друг за другом. – Спокойно шагайте по кругу в темпе музыки. – Со сменой музыки на быструю начинайте легко бежать на носочках, держа руки на поясе, не перегоняя друг друга. – Когда вновь услышите спокойную музыку, шагайте до ее окончания. – Со сменой спокойной музыки на быструю начинайте бежать на носочках, держа руки на поясе, не обгоняя друг друга. – С окончанием музыки остановитесь. Игра проводится 3-4 раза. |
Заключительная часть | Восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, подведение итогов занятия. | Скажем «спасибо» осеннему лесу, всем его обитателям и отправимся обратно. А теперь друг за другом маршируем и отправляемся в группу. |